Экспедиция Дальний Восток – 2008

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ЗНАКОМСТВО С КАМЧАТКОЙ

Сквозь сон вяло доносился звук будильника, издаваемый телефоном, который лежал в кармане моей жилетки. Подъём у нас был запланирован ранний, и, когда мы вылезли из палатки, потягиваясь и постепенно просыпаясь, рассвет ещё не наступил. Ночи здесь светлые, а ранним утром всё можно было увидеть уже без света налобного фонаря. Утром, как всегда, мы первым делом выносим рюкзаки из-под тента палатки, раскидываем снова вещи из них, и готовим всё к завтраку: горелку, костёр, воду...

На Камчатке мы пользовались газовой горелкой, поэтому на поиск дров и на костёр тратить время не приходилось. Достаточно было только сходить за водой, разжечь горелку, место для которой было ещё с вечера приготовлено, и поставить на неё котёл с водой. А уж потом, когда вода закипит, добавить соль по вкусу, бросить в неё кашу, и периодически проверять на готовность.

Это утро у нас было первое в этой поездке. Ощущение удивительное. Ведь привык спать дома, ожидаешь что проснёшься в своей привычной комнате и за окном увидишь привычную улицу, а тут... просыпаешься в палатке, выходишь, а вокруг – вулканы, вулканы, вулканы... И огромные просторы! Горы, луга, склоны уходят в такую даль, видимые расстояния такие большие, что это невероятное чувство свободы надолго остаётся в твоей памяти. Такое ощущение было и у меня в это первое утро.

Пока варилась каша, я стоял и любовался утренними видами в ожидании рассвета. То, что скоро будет рассвет, было ясно по облакам, висевшим над нами, они были уже оранжевые и хорошо освещены. Рассвет не заставил себя долго ждать. Вдали, прямо между двумя невысокими сопками, показался красноватый круг солнца. Солнце поднималось всё выше и выше, и, наконец, слилось с облаками.

Ну вот и каша почти сварилась, можно подкрепиться. Ели мы большими порциями, так чтоб надолго хватало, тем более что только утром и вечером. За едой и после неё мы с Серёгой обсудили план предстоящего подъёма на Горелый. Цель была поставлена очень простая: до конца светового дня успеть подняться на Горелый со стороны склона, который был к нам обращён, обойти его кратеры, спуститься по нему с другой стороны склона в сторону Мутновки и встать на привал внизу, поближе к кальдере, разделяющей Горелый и Мутновку, до захода солнца. Всё довольно прозрачно и понятно. Я с ужасом вспомнил вчерашний подъём, но верил, что полная тарелка пшенной каши со сгущёнкой меня подкрепит физически и морально. Набрали новой воды в котёл, вскипятили ещё раз, заварили чай, который придал нам бодрости. К этому моменту мы уже окончательно проснулись и готовы были штурмовать вершины.

Оставалось решить самое главное – проложить наиболее удобный маршрут для подъёма, чтобы потратить минимум усилий на подъём. Несмотря на то, что мы условились обходить кратеры без рюкзаков, их всё равно надо было донести как минимум до седла между двумя кратерами наверху, то есть почти до самой вершины. Рюкзаки мы договорились спрятать где-нибудь между камнями на седле, туда нет туристических троп, поэтому вряд ли их там кто-нибудь найдёт. Пока позавтракали, пока собрали палатку, вещи, переоделись, помыли посуду, убрали горелку, набрали воду, и сделали ещё кучу других нужных дел, времени было уже десятый час.

И мы двинули в путь. Сначала по пологому склону, слегка вверх, к триангуляционному знаку. С вершины, на которой он стоял, открывался вид на подножие Горелого и на кальдеру между Горелым и горой, где мы стояли. Вид был интересный, и мы там сделали несколько кадров. Сняли туман над озером Толмачёво, простиравшийся сплошными белыми облаками вдалеке, и водопад на склоне Горелого, и ручьи, извивавшиеся по кальдере, и, конечно, саму кальдеру, исполосованную следами автомобилей повышенной проходимости. В таких местах хочется снимать и снимать, но подолгу задерживаться на одном месте нельзя – у нас время ограничено световым днём, а впереди нужно очень много всего обойти. И мы пошли дальше, уже на спуск.

Прежде чем начать подъём на вулкан Горелый, нужно было спуститься к его подножию. Спуск оказался не таким уж и тривиальным, пришлось слегка попотеть. Когда спускались по участку склона с вулканическим песком, всё было нормально, по песку легко скользишь вниз, как на лыжах, лишь держи равновесие. А вот при переходе на камни уже сложнее. Есть опасность, что рюкзак сместит твой центр тяжести вперёд, и ты улетишь вниз через голову. Так и спускались, осторожно, медленно, иногда держась руками за склон и идя спиной вперёд, шаг за шагом, по каменюкам вниз. А по пологому склону ничего, главное «тормозить» себя мышцами ног, а не ступать расслабленной ногой и ударять по коленкам. Склон был теневой, закрытый от солнца, абсолютно голый, без растительности, поэтому пока спускались, даже снимать было нечего. Разве что следы от пересохших ручьёв... Но вот он и закончился, и мы уже стоим на песке. Вперёд простирается кальдера – большая ровная песчаная долина. Через неё нам нужно перейти к подножию Горелого – там уже начнётся подъём вверх. Надо быть морально к этому готовым.

Песок был достаточно твёрдым, чтобы по нему можно было нормально идти. По пути открывались интересные виды, вид на Мутновку. Чем ближе мы подходили к склонам Горелого, тем более «объёмными» они становились, ведь сверху не можешь полностью оценить рельефность. Иллюзия расстояний напоминает о себе. Издалека кажется, что до вулкана рукой подать, а на самом деле надо идти и идти. Прямо посреди кальдеры были следы от машин – судя по вмятинам от протекторов машины крупные и вездепроходимые. Хотя попадались и следы «мелкого калибра», но вряд ли от легковушек. Сюда ведь заезжали на микроавтобусах. Ну, на худой конец, здесь побывали джиперы.

Серёга тем временем уже ушёл вперёд. В этот раз я шёл медленнее из-за сумки для фотоаппарата. У Серёги была сумка, рассчитанная на фотик с одним объективом, под китовый, поэтому он свой фотик доставал быстро и убирал так же быстро. У меня была сумка побольше, под фотик и два объектива, и мне нужно было время, чтобы к ней привыкнуть (купил я её тоже прямо перед самой поездкой). Оперативность, конечно, важна, мы это обсуждали ещё в первый день, но сейчас мне важнее было плотно сумку застегнуть, чтобы туда как можно меньше попало пыли. Когда идёшь по вулканическому песку, пыль всё время летит из-под ног, хорошо если ветер спереди. А если сзади... Фототехника чувствительна к пыли и это сказывается на фотографиях.

Так, постепенно, мы дошли до подъёма. Внизу лежал большой снежник, из него вытекло много воды на песок. Пройдя мимо него, мы взобрались на первую «ступеньку» склона. Вместо песка под ногами снова оказались твёрдые вулканические породы, и в этот раз нужно было по ним лезть вверх. Склон начался более-менее пологий, «рывками» – небольшой участок крутого подъёма, потом за ним ровнее, потом опять крутой подъём, и так далее. Такова особенность рельефа – весь вулкан был в огромных «буграх», которые и были чередующимися крутыми и пологими подъёмами.

МЫ ЗДЕСЬ НЕ ОДНИ

Физические нагрузки нарастали, но идти было не очень тяжело. По крайней мере, не на износ – каша со сгущёнкой добавила сил. В этот раз я уже оглядывался вокруг на подъёме, снимал пейзажи, открывавшиеся сзади, тем интереснее, чем выше мы поднимались. Прямо у самого подножия Горелого, недалеко от того пути, где мы поднимались, стояли чьи-то палатки, несколько подряд. Мнение о том, что Горелый пользуется большой популярностью у туристов, укрепилось ещё больше, это уже не первый лагерь, что мы видим. Ну и, к тому же, сейчас самый сезон. Ещё один предмет привлёк наше внимание – железная бочка, стоявшая на склоне чуть выше. Значит, здесь бывали и раньше. Видимо, место совсем хоженое. Как раз после таких мыслей, я заметил какое-то движение выше справа... И точно! Сначала показался один турист, потом другой, третий... Ого! Сколько ж там ещё? В итоге вышла группа человек примерно 10. У них у всех почти были лёгкие рюкзаки. Ну, это логично – чем больше народу, тем меньше вещей на каждого и больше вещей общих. К тому же у них остались палатки, значит кто-то, наверное, есть внизу. Они на нас внимания не обратили, и мы ими особо не заинтересовывались, но наши пути, тем не менее, сближались. В итоге мы увидели тропинку прям на склоне, протоптанную, судя по всему, группами туристов, по которой и пошла вверх туристическая группа, а мы решили двигаться сколько сможем по склону, а потом перейти на тропинку, когда те уйдут далеко. Нам сейчас нежелательны никакие задержки.

Встретилось нам пересохшее русло ручья, очень глубокое, высеченная водой расщелина в камнях. А сзади, уже далеко от нас, осталась гора, на которой мы вставали на привал этой ночью... Это уже событие прошлого. Туристы часто останавливались на отдых. Во время остановки они смотрели на нас издалека, и так и не понятно чем мы их так заинтересовали. Возможно, им было интересно, зачем мы тащим на себе вверх большие рюкзаки. Или просто потому, что нас было только двое, и они думали, где же остальные... Тайна их мыслей известна только им самим...

Мы тоже были не железные, и, рано или поздно, отдых должен был быть. Мы условились дойти до большого снежника, который приметили ещё внизу. Уже хотелось понемногу пить, да и вообще отдохнуть бы неплохо. Но надо ещё чуть-чуть вверх пройти. Выйдя на тропу, идти стало удобнее, но не легче, потому что крутизна склона стала резко увеличиваться. На самых крутых участках тропинка шла серпантином, и здесь каждый шаг давался тяжело. Уже весь вспотел, солнце уже начало сильно припекать, а до места отдыха оставалось совсем немного.

Трава на склоне всё редела и редела, пока, наконец, полностью не исчезла. Начались камни и твёрдые вулканические образования. Камни и песок были уже повсюду, а травяные склоны остались внизу. Ручьи на такой высоте текли быстро и шумно, в виде небольших водопадов. Туристы остановились на очередной отдых, пройдя всего ничего, мы даже удивились. Мы тоже устали, но у нас цели были выше. Мы уже прошли тот снежник, где собирались остановиться на отдых, и решили идти выше, как раз к тому самому месту, где остановилась группа туристов. Место там хорошее: более-менее ровная площадка, расположена она намного выше, чем тот снежник, и вид оттуда интереснее должен быть. Но перед этой площадкой предстоял серьёзный штурм очередного крутого участка.

ПОЛОВИНА ПОДЪЁМА ПОЗАДИ. СПОТТЕРСКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

Начался штурм склона. Серёга уходил всё дальше от меня, у него всё ещё было больше сил и энергии. Он уже сидел наверху, отдыхал, в то время, как я боролся с силой притяжения на серпантине туристической тропы. Последние несколько десятков метров пришлось делать остановки через каждые шагов 10-15 – такой крутой склон там был. И вот, наконец, крутизна резко убавилась, и я доплёлся до того места, где Серёга уже лежал на рюкзаке, видимо тоже устал, и я плюхнулся на землю рядом.

Чистота одежды уже давно не имела значения. Сидушку снимать с рюкзака и надевать на себя уже не было сил. Вода из фляги придала бодрости, и быстро закончилась, но мы знали, что рядом был ручей (его было слышно по шуму). Я всегда был за то, чтобы питьевая вода была чище и холоднее, поэтому если есть ручей, лучше набрать, а не использовать запасы из бутылки. Отдохнув, мы собрались идти дальше, оставалось ещё полпути вверх, а с учётом расстояния до седла (нужно было вверху скосить вправо) ещё больше. Перед подъёмом я пошёл к ручью набрать воды, а Серёга тем временем фоткал вулканы. Пока я набирал воду, послышался шум вдалеке... Равномерный... И такой знакомый уже... Снова Ми-8!

Звук был ещё далеко, но надо было поспешить к фотику, чтобы успеть надеть телевик. Так хотелось, чтобы вертолёт пролетел как можно ближе! Ведь мы были уже достаточно высоко, вертолёт вообще мог лететь уже ниже нас, и тогда это была бы мегакрутая фотография, особенно если ещё на фоне вулкана со снежниками! У меня давно есть мечта: снять самолёт или вертолёт так, чтобы я находился выше его, и чтобы он был в таком 3D-ракурсе, что все его основные части были бы видны. Звук приближался... Всё громче и отчётливее... Вдруг повезёт и это будет тот самый кадр...

Но нет, увы. Звук резко сменил направление. Да, вертолёт действительно летел ниже нас, но он летел по ту сторону склона... Споттерское разочарование... Звук ещё долго был слышен с той стороны, пока не исчез где-то вдалеке. Везёт не всегда, на это не нужно надеяться. Нужно очень сильно захотеть, чтобы к тебе пришёл успех.

Оставшаяся часть подъёма была тяжёлой, по крайней мере, для меня. Усталость имеет свойство накапливаться, а тут ещё крутизна склона увеличилась. Отдыхать часто или долго было нельзя. Во-первых, менялись погодные условия. Сверху мы заметили туман над ещё одним озером, и он рассеивался всё быстрее и быстрее, потому что солнце грело всё сильнее и сильнее. Туман было бы интересно сфоткать. А во-вторых, нам надо было успеть обойти весь вулкан, и ещё спуститься вниз и встать там на привал. Время нельзя было терять...

Я даже вспомнил, что у меня есть MP3-плеер. Специально брал его с собой, чтобы в трудные минуты мне музыка помогала. Надев наушники и включив «Scorpions», я получил заряд энергии от тяжёлого и ритмичного рока, под который подъём пошёл «живее». Серёга уже был далеко впереди, и приближался к нашей цели: вершине Горелого.

Вниз навстречу пошла группа туристов, снова с лыжными палками и лёгкими рюкзаками. Это была уже другая группа, и тоже немалочисленная, шли сверху. Они то скрывались за большими неровностями склона, то снова появлялись. Я уже приближался к очередному месту отдыха, где сидел Серёга и отдыхал, почти у самой вершины, когда я встретился с этой группой. Мы поприветствовали друг друга, они про нас уже узнали, Серёга им рассказал. Они назвали наш подъём с тяжёлыми рюкзаками «героическим подвигом» :) Замыкающий группы меня обнадёжил, сказав, что ещё «немного» осталось, километр. Целый километр! - подумал я, ведь вершина казалась уже так близко... А седло должно было быть ещё ближе. Потом я подумал: «нет, не может быть километр, должно быть меньше, мы ведь не на вершину а на седло идём». Позже я понял, что ошибался, а тот турист был прав. В итоге так и получилось примерно – километр пути.

Наконец-то снова отдых! Снова сижу на земле, и осталось уже вроде бы немного... Осилил всё-таки... Эта мысль радовала, и укрепляла боевой дух. Ведь ещё утром мысли были другие, боялся не осилить подъём, судя по тому, как поднимался в самый первый день... Но смог, и уж до вершины-то точно дотянем.

Вопреки ожиданиям, последний участок оказался труднее всех. С тропы мы сошли опять на чистый склон, который уже состоял из рыхлого вулканического песка, и нам оставалось только добраться до седла. Последнюю сотню-две метров пришлось шагать по такому песку, и всё время через расщелины от селевых потоков. Вдобавок, мы шли поперёк склона, и сила притяжения всё время норовила меня сбросить вниз. То одна расщелина, то другая, и всё время эти неровности: резко вверх и вниз, по песку. В расщелинах лежал снег, и в одном месте я от усталости чуть не соскользнул по нему вниз. Пора было заканчивать этот подъём... Вершины седла всё никак нет и нет. Так мы прошли по этому абсолютно нехоженому пути довольно много... Но торжественный момент всё-таки наступил: мы на седле.

ОБХОД КРАТЕРА. КИСЛОТНЫЕ ОЗЕРА

Настроение у меня было подавленное, усталость отбила охоту делать всё что угодно, хотелось лечь на землю и отдохнуть полчасика. Но мы поставили себе цель. Серёга предлагал пройти Горелый не за 1 день, а за два, то есть в более «щадящем» режиме, но я сам настоял на одном дне, ведь мне ещё хотелось поснимать в Елизово, а на это было бы неплохо отвести целый свободный день. Получалось как: если мы пройдём Горелый за 1 день, а не за два, то у нас будет ещё один свободный день отдыха в Елизово, а это было мне на руку, очень хотелось поснимать самолёты. Успокаивая себя в мыслях тем, что страдаю ради споттинга, я готовился к трудностям. Всё только начиналось. Но пройти Горелый за день нужно обязательно.

Нашлось место для наших рюкзаков. Впереди было большое углубление, которое было закрыто от посторонних глаз, там мы и решили рюкзаки заныкать. Мы взошли на Горелый, - эта радостная мысль подняла настроение. Конечно, усталость мигом не прошла. Был вариант отдохнуть сразу и полежать полчаса, но мы, обдумав всё, его отвергли. Всё равно потом захочется ещё отдыхать, лучше уж один нормальный отдых, а не два. Галопом по европам. Надо всё успевать, надо выполнять поставленные цели. Вытащив всё необходимое из рюкзаков и убрав в пакет, мы двинули на склон кратера. Серёга взял штатив, воду, сухофрукты, я взял флягу, ну и конечно, мы не забыли фотики. Хоть и без рюкзаков легче идти, но подъём в гору есть подъём в гору. Крутизна склона основного кратера была слишком большой, чтобы идти по нему без остановок, и я иногда останавливался. Сверху послышался громкий гул реактивного самолёта. Я долго пытался его обнаружить на небе, потому что искал лайнер на эшелоне. В итоге это оказался военный истребитель, похоже что Миг-31. Сразу вспомнилось, что мы рядом с государственной границей, и самолёты, очевидно, выполняют военное задание. Он летал на такой высоте, что снять отсюда его было просто нереально.

Ну вот мы и почти у цели, остаётся совсем чуть-чуть... Серёга, как всегда, поднимается чуть раньше меня и уже обалдевает от увиденной там картины, а мне уже интересно, что же его там так впечатлило... Ну вот, буквально ещё пять шагов... Вот тропинка, граница кратера, потихоньку открывается вид, и...

Перед нами открылась неописуемой красоты картина! Огромных размеров кратер, с красно-коричневыми стенками изнутри, достаточно глубокий, а внизу кратера большое голубое озеро! Это кислотное озеро, и мы ещё не знали, какая там вода, есть ли там жизнь в нём. Но так или иначе, оно завораживало! Здесь мне даже комментировать нечего, фотографии и так вместо слов всё скажут... Просто посмотрите на него.

На границе кратера была тропинка. И здесь туристы всё обходили, и это неудивительно после увиденных нами здешних красот. Ради такого можно сюда приезжать и возвращаться потом ещё много раз. Мы пошли по этой тропинке вперёд, главное аккуратно идти, чтобы ненароком не свалиться ни внутрь кратера, ни вниз со склона с внешней стороны. Как и предполагалось, сверху открылся вид на все горы и вулканы вокруг, все, что было незакрыто облаками и дымкой, было видно отсюда: горы и перевал, через который мы ехали в эти места, гора, где мы стояли на привале, более дальние склоны, озёра, кальдера... Словом, почти всё. Здесь мы сделали много кадров...

Дальше – ещё интереснее. В кратере было не одно «отверстие», а целых 3! А потом ещё и 4-е углубление заметили. Каждая такая дырка была огромного диаметра, а из самого большого углубления медленно шёл дым. Чувствовался запах сероводорода.

Тропинка шла всё время неравномерно, то вверх, то вниз, повторяя очертания границ кратера. В одном месте она немного спустилась, а дальше круто поднималась вверх. Вверху стояли туристы, ещё какая-то группа (как много их тут уже было), мы их увидели ещё когда снимали кислотное озеро. Перед крутым подъёмом мы собирались сесть передохнуть, и поесть сухофруктов заодно. Чуть слева от тропинки, почти на внутреннем склоне кратера, сидело ещё несколько туристов, к которым Серёга подошёл, чтобы узнать, можно ли обойти кратер весь, целиком, по кругу. После общения с ним, туристы покинули это место, видимо как раз они отдохнули. Увидев, как те уходят, группа, что стояла вверху, тоже начала спуск вниз, в то время как мы лезли вверх по направлению к ним. Появилась даже такая шутка, мол, они думают, что все туристы нас боятся, и поэтому уходят, значит и им надо уйти. А что? Мы без рюкзаков выглядим странно, как инспекция какая-то, да я ещё и в камуфляже был :)

Но вот мы и на самой высокой точке кратера. К фотографиям мне и добавить нечего. Панорамы охватывают почти весь кратер, не видна только часть тропинки за скалой, разделяющей озеро и вулканические углубления. На отвесных стенах этих отверстий видны образования сероводорода, желто-зеленоватого цвета. Когда смотришь на всё это, страшно подумать что будет происходить здесь во время извержения... Трудно себе представить, какие массы продуктов извержения будут вылетать из этих огромных дыр... Там же, на месте где мы всё это снимали, Серёга нашёл интересного жука с блестящими зелёными крыльями. Я тогда ещё пренебрегал съёмкой макро, считая, что мой китовый 18-55 не осилит макро, поздно осознал свою ошибку. Мир насекомых камчатки ещё не раз нас поразит своим разнообразием. Вид с внешней стороны склона тоже был интересный. Виден был весь рельеф уходящей вниз местности, и длинный ледник, спускавшийся с Горелого вниз.

Дальше тропинка пошла уже на спуск. Сероводородом запахло ещё сильнее, ведь дым из отверстий теперь шёл на нас, а снизу доносилось зловещее «шипение», всё больше и больше усиливаясь по мере того, как мы шли вниз. Здесь уже почти западная сторона кратера. Ветер дул в мою сторону, засыпая штаны и сумку с фотоаппаратом песком, и от песка приходилось уворачиваться. Мутновская сопка была видна отсюда целиком, но, к сожалению, прямо против солнца. На пути тропинки оказалось хорошо протоптанное место, прямо ровная-ровная круглая площадка больших размеров. Здесь явно останавливались группы туристов. Интересно, что здесь они такого заметили... Ведь точка съёмки, где мы стояли наверху, была лучше... Странно...

Вскоре мы узнали, что их так интересовало здесь. Медленно стал открываться вид на ту сторону стенок кратера пока мы спускались... И вот, ещё одно потрясение... Снова кислотное озеро! Уже совсем другое. Здесь уже была вода ядовитого цвета, жёлто-голубого, похоже, что с большим количеством сероводорода и других природных химикатов. В этом озере уже точно купаться было нельзя, достаточно было только взглянуть на него, чтобы это понять. Наверняка если туда кинуть что-нибудь, оно бы мгновенно растворилось бы, как в кислоте... Чёрт, надо было проверить :) Для полноты картины не хватало озеру только бурлящей воды, с огромными пузырями. Но, видимо, Горелый был сегодня спокойный.

Озеро находилось на большой глубине, спуститься туда было невозможно. Пока мы продолжали идти по кратеру, мы говорили о возможности спуска к озеру. В наших условиях, без специального скалолазного снаряжения, это сделать было нереально. Слишком крутой спуск. Да и не особо-то хотелось: пройдёшь чуть ниже, и потеряешь сознание от передозировки сероводородом.

Вскоре открылись источники грозного «шипения». Вдоль стенок кратера, прямо из озера, несколькими «пучками», медленно поднимался вверх дым. Ну, скорее пар, чем дым, но вы поняли, о чём я. Вся земля здесь буквально «дышала», изо всех отверстий, которые были в скалах, мог пойти дым. Иногда из одних чуть-чуть пыхнет и прекратится, иногда из других. А иногда и вовсе слышишь резкий такой «хлопок», будто кто-то выстрелил из пистолета. Эти выстрелы есть не что иное, как микроскопические взрывы газов. После такого взрыва в скале появлялось маленькое отверстие, из которого чуть-чуть осыпались камни вниз. Стоя здесь, ощущаешь, что вулкан – настоящее живое существо.

ТРИ МИНУТЫ НА КРАЮ ПРОПАСТИ

Дальше тропинка круто уходила вниз, а ещё дальше уже снова начинался подъём. Там наш круг заканчивался, и уже было относительно недалеко до седла. Но тропинка начала уходить в сторону от озера и внутренностей кратера, и уже снимать там было бы нечего... Если бы мы не решились подойти поближе.

Решение пришло как-то спонтанно и само собой. Мы несколько раз фотографировались вдвоём на фоне вулканов, и впредь решили поддерживать традицию делать наши фотки на память. Уходить, не снявшись на фоне озера, мы не могли. Это место идеально подходило для установки штатива, к тому же на краю отвесного склона было бы хорошо видно само озеро, и мы бы его не загораживали. Единственная проблема, которая стояла перед нами это то, что надо было подойти к самому краю гигантской пропасти, по стенкам которой шёл вверх отравленный дым, и продержаться там, не потеряв сознание.

В небольших дозах от сероводорода ничего не будет. Но когда заходишь уже прямо внутрь самого кратера, находясь не на краю сверху, а уже намного ниже и ближе к дымящим источникам, есть шанс отравиться парами газов. На всё про всё мы запланировали три минуты. На то, чтобы дойти до пропасти и вернуться потребовалось примерно десять минут. За десять минут потерять сознание было бы маловероятно. И мы решились.

Сойдя с тропинки, мы быстрым шагом пошли в глубину кратера по ровным навалам вулканического песка. Песок был довольно жёсткий, породы песка были уже не такие мягкие, как в кальдере. По дороге мы увидели три глубоких полукруглых ямы. Внимательно присмотревшись, мы увидели в этих ямах очертания колёс шасси от вертолёта. Кого-то отсюда увозили... Может даже спасали. А может просто привозили, чтобы можно было сюда спуститься, а потом быстро отсюда улететь. Я старался дышать как можно меньше, чтобы не отравиться раньше времени.

Вот мы и у пропасти. Серёга достал из пакета штатив и стал расставлять. Самих себя мы снимали на его фотоаппарат, и штатив был с собой только у него. Я тем временем готовился к съёмке и следил за часами. Всё было установлено оперативно, мы присели, чтобы не загораживать озера, Серёга включил таймер, быстро занял позицию и... слышан щёлчок затвора. Всё, пора отсюда уходить, и как можно быстрее.

На обратном пути я начал уже покашливать, немного побаливала голова. Но до тропинки мы дошли, и продолжили путь наверх. Серёга потом рассказывал, как у него уже почти начались глюки на обратном пути. Ничего, пока будем подниматься и отходить дальше от озера, выветрится.

«МОРСКОЙ» ПЕЙЗАЖ

Путь до седла был непростым. Тропинка раздвоилась, и мы выбрали путь более пологий, хотя зря. Он сначала шёл нормально, но потом тропинка начала теряться. Слишком сильно она слилась с неровностями стен склона, и выделить её было уже трудно. По пути было немало ручьёв, через которые пришлось перешагивать, и камней, по которым было неудобно идти. Силы у меня были уже на исходе, и уже даже не хотелось снимать, было лишь желание отдохнуть.

Мы вернулись на тропинку, и начался подъём. Подъём всёгда даётся тяжело, особенно когда ты уже много прошёл, и почти ничего не ел. Но Серёга уговорил меня подняться снова на край кратера, и, позже я понял, что он был прав. Мы снова увидели первое озеро, уже с другой стороны, которое менее «кислотное», чем второе, и сероводородом здесь почти не пахнет. Появилась мысль спуститься к нему. И мы начали скользить вниз, по песку.

Спуск к озеру – это была хорошая идея. У меня ноги уже отказывались идти, но я себя пересилил, и потом понял, что правильно сделал. Совсем другие виды и пейзажи открылись здесь перед нами. Вода оказалась совсем не кислотной, и мы видели даже живность в ней. На нас стали садиться странные насекомые: размером с комара, сами синие, с прозрачными крыльями. По виду как тля, только синяя. Мы её назвали «вулканическая тля». Как мы позже заметили (уже на Мутновке), они всё время летают только в кратерах. Как только удаляешься от кратера, их нет. Видимо, прямо в вулканах они и живут.

Вода была удивительно спокойна, лишь небольшая рябь медленно двигалась по зеркалу озера. Слева выпирала огромных размеров скала, почти вертикальная. Вся эта картина напоминала морской пейзаж, а не озёрный. Постояв здесь ещё немного и пофотографировав, мы отправились назад, на седло, к рюкзакам.

ОТДЫХ И ТЯЖЕЛЫЙ СПУСК. ВТОРОЙ ПРИВАЛ

С этого момента я уже почти не снимал ничего в этот день. Я выбрался из кратера первым, и пошёл вниз, на седло. Там у нас был отдых, мы полежали довольно долго, как и планировали. Когда я пришёл на место отдыха, я думал что помру прямо на месте – такая усталость была к тому времени. Уже на часах было 6 вечера, а подъём мы начали в 10 утра, то есть мы ходили уже 8 часов. Время поджимало уже не на шутку, и долго здесь отдыхать было нельзя. Нужные вещи быстро убрали в рюкзаки, снова взвалили их на себя, и пошли искать удобное место для спуска на другом склоне.

Про спуск сказать особо нечего. Здесь я ничего уже не снимал. Не было ни сил, ни желания, ну и интересного ничего с той стороны не было. Ещё была опасность разбить фотик об камни или загрязнить его песком. В этот раз никаких туристических троп не было. Начали мы спуск со склона маленького кратера с другой стороны седла. На стенках кратера ещё была какая-то тропинка, но потом она пошла вверх, там начались торчащие вверх булыжники, проходимость впереди явно падала. И мы сошли на склон.

Спуск по склону оказался самым тяжёлым и неприятным занятием. Но выбора нет, надо спускаться вниз, причём успеть к определённому времени, а именно до конца светового дня. Приходилось на каждом шагу тормозить свой вес и вес рюкзака мышцами, и они от этого уставали, потому что усталость накопилась за день. Булыжники иной раз катились прямо из-под ног. Весь склон был только из одних сплошных острых камней, ничем не закреплённых, просто наваленных повсюду. Пока спускались, пробежал светло-коричневый заяц. Я даже нацепил телевик, чтобы попытаться его снять, когда он замер вдалеке на одном из камней. Но, выглядывая его телевиком, мне так и не удалось его обнаружить. Хорошая маскировка. Потом ушастый упрыгал уже далеко, и мы его больше не видели.

Во время спуска иногда делали остановки, пили воду из фляги. Чем ниже спускались, тем больших камней становилось всё меньше, маленьких всё больше, и появился песок. Потом уже трава, когда совсем низко спустились. Внизу было много бурных ручьёв, и я не раз пополнял запасы холодной питьевой чистой водой, пить сильно хотелось.

Нужно было, во что бы то ни стало, встать на привал как можно ближе к кальдере, разделяющей Мутновку и Горелый. Ведь завтра мы благодаря этому сократим время на переход к подножию Мутновки. Солнце садилось. Под ногами трава была жёсткая, с какими-то странными листьями. Присмотревшись, мы сильно удивились: это были деревья. Хорошо был виден тонкий ствол, ветки, и всё это высотой несколько десятков сантиметров. А сверху казалось будто там, внизу, ровные травяные луга. Пришлось хорошо подумать о месте для палатки, тем более было самое время, солнце почти село. И такое место было найдено.

Палатку мы поставили где-то в 10 вечера, когда солнце уже село. Стояла она прямо на вулканическом песке, но, на удивление, колышки её хорошо держали. Ручей был недалеко, к счастью в этих местах и в это время года никаких проблем с водой. Метрах в двадцати от нас прошла ещё какая-то группа туристов (поздновато ходят, понимаешь ли), а мы за себя порадовались, что заняли хорошее место. Сегодня мы себе сварили макароны с тушенкой и ели их с наслаждением. Особенно вкусно их поесть с приправой :) А потом был чай, традиционно заваренный прямо в котле. Я в этот раз попытался отмыть посуду в ручье, но, без средства для мытья посуды отмыть жир от тушёнки – занятие нелёгкое, и я на это дело забил, всё равно целиком не отмоется. Удалось в ручье и помыть ноги, оказавшиеся все в песке, перед отходом ко сну.

Когда я шёл к палатке, Серёга уже спал. Было абсолютно темно, и без налобного фонаря идти было нельзя, трудно было даже найти палатку без видимых ориентиров. Но вот она показалась, там, вдалеке, хорошо спрятанная между стенками рельефа Горелого, закрытая от ветра и от людских глаз. Можно быть спокойным за это место. Камни сюда не долетят. Тихо войдя в палатку, я застегнул её вход и лёг спать. Будильник снова заведён на 6:30 утра... «Впереди поход на Мутновскую сопку... Завтра будет легче, пусть сегодня ноги гудят, ничего. Зато завтра мы пойдём наверх и вниз без рюкзаков.». С такими мыслями я пытался уснуть. Всё время жужжал комар над ухом, которого я пытался убить, но никак не получалось, а будить Серегу, чтобы включить свет, не хотелось. Когда комара уже не было, всё равно спал плохо, урывками. Наверное, ещё не перешёл на камчатское время. В эту ночь я поспал всего 3 часа...