Экспедиция Дальний Восток – 2008

Экспедиция «Дальний Восток – 2008»

Камчатка – Сахалин – Приморье – Забайкальский край – Байкал

Фотоотчёт



Фотоматериалы: Антон Банников, Сергей Абрамкин
Использование фотоматериалов без согласия их авторов запрещено.



Содержание:
1. Камчатка. Первый день
2. Камчатка. Обход вулканов. Горелый
3. Камчатка. Обход вулканов. Мутновская сопка
4. Камчатка. День четвёртый. Возвращение в цивилизацию
5. Камчатка. День пятый. Голубые озёра
6. Камчатка. Первый день отдыха. Плейнспоттинг
7. Камчатка. Петропавловск-Камчатский. Тихий океан
8. Хабаровский край. Хабаровск. Комсомольск-на-Амуре
9. Хабаровский край. Кузнецовский перевал. Ванино
10. Сахалин
11. Приморский край. Владивосток. Находка
12. Приморский край. Хасанский район
13. Забайкальский край
14. Байкал. Заключение



Долго думал над тем, с чего начать рассказывать про свою поездку. Нет, дело не в том, что что-то надо придумывать, рассказываю всё так, как было на самом деле, просто текст должен был бы получиться достаточно большой, а такой отчёт писать долго, сами понимаете. Тем более что события нужно зафиксировать прямо сейчас, «по горячим следам». Вот я и решил выкладывать его кусками, по-частям, по чуть-чуть :)

Летом этого года мы с другом ездили на Дальний Восток. Поездка длилась ни много ни мало месяц, 32 дня если быть точным. Впечатлений море, и почти все положительные. О том, что нужно обязательно посмотреть самые отдалённые уголки нашей Родины, я понял ещё 2 года назад, побывав на Байкале в июле-августе 2006-го года. Тогда нас было трое, и продолжительность поездки была меньше, но недавняя поездка во многом напоминала байкальскую.

Несмотря на то, что мы ехали с рюкзаками, спальниками, палаткой и прочим стандартным туристическим снаряжением, всё-таки я бы не назвал это походом. Поход это когда собирается большая группа туристов, все едут на природу, там ночуют в палатках, ходят по горам, лесам, смотрят какую-то конкретную часть местности, и так в течение всего похода. В нашей поездке этому была посвящена лишь небольшая часть – Камчатка, с неё мы и начали нашу поездку. Вообще, на каждую часть было отведено всего по несколько дней, обычно не больше четырёх-пяти, из-за ограниченности отпуска. Ну и с самого начала решили, что поедем «галопом по европам». Лучше бегло посмотреть много мест, чем основательно одно. Ну это имхо.

Поездку мы окрестили названием «Экспедиция Дальний Восток – 2008».
Почему экспедиция? Потому, что поездка не просто ради того, чтобы посмотреть какие-то города или природные достопримечательности, но и ради определённых объектов фотосъёмки, каждому по своим интересам. Для Серёги это железная дорога и всё что с ней связано, ну а для меня – авиация, аэродромы и самолёты.

Часть поездки мы посвятили споттингу. Я занимался плейнспоттингом, Серёга – трейнспоттингом, ну и немного кое-где каждый попробовал себя в роли другого (да-да, я тоже снимал поезда :). И это мне тоже принесло пользу – освоился с новым фотоаппаратом как минимум). Поскольку поездку почти целиком планировал Серёга (у него всё-таки большой туристический опыт), поездка получилась с железнодорожным уклоном. То есть часть маршрута специально проходила через наиболее интересные с железнодорожной точки зрения места, прямо по «железке» и шли. Ну а я не собирался оставаться в стороне, хоть у меня туристического опыта почти нет, и внёс коррективы в наш план, а именно – маршрут стал проходить и через аэропорты – наиболее интересные места с авиационной точки зрения :).

Всё это было продумано ещё давно, заблаговременно перед днём отъезда. Составлен план, куплены билеты, распечатаны карты и расписания, куплено недостающее снаряжение и собрано уже имеющееся. Всё ближе и ближе подходил день отъезда... И вот, наконец, он наступил.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КАМЧАТКА

27 июля. Воскресенье. Утро. Часть вещей уже запихана в рюкзак с вечера, остальное лежит рядом, на полу, собранное в аккуратную кучу. Предстояло упаковать рюкзаки таким образом, чтобы они весили одинаково, поэтому часть вещей Серёга должен был переложить ко мне в рюкзак, или наоборот, у кого как получится. Жду его, а его всё нет, хотя время уже подходит к 11 – на полчаса опаздывает уже. Опоздание нам будет некстати, ведь надо вовремя успеть на регистрацию в аэропорт.

Серёга приехал только часам к 12, после чего мы сразу принялись за укладку рюкзаков. Взвесили – 24 кило у каждого. «Ууу.. лёгкие рюкзаки какие!», - скажет бывалый турист. Да, рюкзаки нетяжёлые, согласен, однако попробуйте походить с ними в течение длительного времени. У нас не стояло цели работать на износ. Мы хотели отдыха, и мы его получили (иногда и вовсе рюкзаки оставляли в надёжном месте и ходили без них). Поездка начиналась с Камчатки, где мы рассчитывали провести 7 дней, из них походных 5 дней, соответственно и закупились тушёнкой, крупами, макаронами и приправами на этот этап за день до отъезда.

Вылет в 16:10 рейсом 825 Аэрофлота. Мысль о предстоящем восьмичасовом полёте в комфортабельном и просторном Ил-96-300 поднимала настроение. Когда мы приехали в Шереметьево-1, регистрация уже шла. Перед досмотром пришлось отдать САБовцам патроны от ракетницы «сигнал охотника». Это единственное, что у нас было в качестве оружия от медведей и гопников, но пришлось обезоружиться, такие требования безопасности полёта, ничего не поделаешь. Хорошо хоть разрешили провести в багаже баллончик от собак.

Оказавшись внутри самолёта, я понял, что рано начал радоваться. У нас места оказались в самом последнем ряду, где ещё не выветрился запах, доносившийся из туалетов. Зато место у окна, как и просили. Только толку от этого никакого – иллюминатор с искажениями, а значит пофоткать через него в полёте не получится. Но есть прям за спиной – задний люк, а в нём маааленький такой иллюминаторчик. Вот через него и можно поснимать. Уже хорошо.

Полёт ничем особенным не запомнился. На взлёте поснимать не удалось, зато после набора высоты, когда солнце стало опускаться за горизонт, я достал фотик, и кое-что снял через тот самый иллюминаторчик. Снял и вид салона Ил-96, и просто виды на крыло перед закатом. Кстати, солнце садится довольно быстро, а потом так же быстро снова встаёт. Когда летишь далеко на восток, ты как бы «убегаешь вперёд времени», поэтому смена дня и ночи в полёте проходит быстро.



Когда начали снижаться, был уже ясный день, время около 11-ти часов утра местного времени (в Москве в это время было 2 часа ночи). Приземлились мягко. Когда рулили к терминалу, уже можно было оценить местную природу. Но первое впечатление было таким: природа мало чем отличается от нашей. Понятно, что оно было ошибочным. Вроде смотришь – берёзы как берёзы, растут себе вдоль РД, а они – "каменные". Но горы и вулканы, конечно, сразу выделяли эту местность как далёкую от нашей. Потихоньку начал осознавать, что мы почти на краю света.

На выходе из самолёта я спросил разрешения сфотографировать кабину самолёта, на что получил отказ. А жаль, кабина у него интересная. Ну что ж, нет так нет. Когда вышли на перрон, я оглянулся. На перроне был только наш самолёт, чуть подальше Ту-154 С7, и всё. Остальное – малая авиация в дальних концах перрона. Аэропорт совсем небольшой, кажется что самолётов тут почти не бывает. Однако в нём всегда есть военные самолёты, готовые подняться по сигналу воздушной тревоги, просто когда мы рулили, мы их не видели с нашей стороны (хорошо их запрятали в лесу!). Подъехал автобус. Автобус мне запомнился, поскольку выглядел очень колоритно. Представьте китайский двухдверный автобус годов эдак 60-х - 70-х – на таком нас и подвезли от самолёта до терминала. В автобусе всюду китайские иероглифы, похоже что автобус когда покупали, так и оставили почти без изменений, ничего не снимали оттуда. Но это и круто, зато настоящий китайский автобус. Позже нам встречались в основном корейские, тоже эффектно выглядящие, особенно старые автобусы. Вокруг стояли машины САБа – старые «Тойоты» годов 80-х, с круглыми маяками на крыше и громкоговорителями, как в старых американских боевиках на полицейских машинах :). Таковы самые первые впечатления, прямо после схода с трапа самолёта.



Но вот нас уже и подвезли к терминалу. Выход оказался прямо на улицу через ворота, и в терминал мы не заходили даже. Прямо над воротами надпись «Добро пожаловать». После получения багажа (за которым мы с улицы входили в специальное помещение для приёма багажа) мы пошли в поисках магазина.

Нужно было найти и купить газовые баллоны для газовой горелки. На Камчатке в горах лес не растёт, природа тундровая, поэтому о дровах можно и не мечтать. Решение было принято ещё при планировании – закупаемся газовыми баллонами в Елизово сразу после прилёта (аэропорт находится в Елизово, а не в самом Петропавловске-Камчатском). Магазин нашли, местные сразу подсказали. В нём можно было купить практически всё – от продуктов и стиральных порошков до туристических котелков, фонариков и прочих мелочей. Мы имели дело с газовой горелкой впервые, поэтому первое использование баллона надо было затестить ещё в магазине, а точнее рядом с ним на улице.

Пока Серёга там химичил с баллоном, я готовил место в рюкзаке для очередного «груза». Нужно было найти место для 6 баллонов. Именно столько по нашим расчётам надо было нам на 4 дня – по баллону на день и 2 запасных. Уж если брать, то с запасом, а то мало ли что.

Ну вот горелка была зажжена, значит баллоны подошли, после чего мы их сразу купили. Кстати, дешёвые очень, 39 рублей за штуку. Упаковав всё в рюкзак и выйдя из магазина, мы начали думать, на чём будем добираться дальше. Мы ещё при планировании решили так: после прилёта никакого отдыха, никаких дней восстановления и оклиматизации, - едем сразу на вулканы. С корабля на бал. С самолёта – в автобус, а там на грунтовку, стопить машины, которые, вероятно, могут нас довести до точки начала похода. Зачем, – спросит иной, – так жёстко с самого начала? Ответ простой. В поездке хотелось увидеть сразу много мест, а временные рамки существуют, отпуск ограничен. К тому же это и лишние расходы на гостиницу, а нам нужно было ещё и стараться экономить. Вот поэтому сразу после прилёта и покупки баллонов мы твёрдо собрались ехать к вулканам.

Единственное что нужно было всё-таки сделать перед отъездом в дикие места – купить оружие, а точнее патроны для него. В Москве у нас отобрали патроны в аэропорту, поэтому нужно было сейчас восстановить утрату. Так или иначе, независимо от того, ехали ли бы мы сейчас без захода в магазин за патронами или с заходом, нам надо было попасть в центральную часть Елизово, ведь аэропорт находился далеко не в центре. Вся жизнь этого населённого пункта кипела там, куда предстояло ещё на чём-нибудь добираться от аэропорта. И нам подвернулась удача.

У магазина стояла белая праворульная «Тойота», а рядом с ней женщина, собиравшаяся на ней уезжать. После того как мы спросили у неё про автобусы от аэропорта в город, она поинтересовалась у нас, куда мы едем. Люди с рюкзаками вызывают интерес, как правило, у большинства, по крайней мере в глубинке, в чём мы не раз убеждались в течение поездки. После того, как мы рассказали, кто мы и куда едем, она предложила нас подвести. Подфартило :)

Так мы подъехали прямо до центра, где уже было больше магазинов. Магазин нашли не с первой попытки. И вот, патроны уже куплены, и мы пошли к месту стоянок маршруток и автобусов.

План первой части поездки предполагал посещение двух вулканов за 4,5 дня. Доехать до вулканов можно было только одним способом – сначала до населённого пункта Паратунки, а потом по грунтовке автостопом уже до самих вулканов. Грунтовка ответвлялась как раз в Паратунках, и по ней ездили в основном машины, едущие в сторону ГЕО ТЭС (геотермальная электростанция). Ну, правда есть ещё один способ туда добраться – на вертолёте, но мы уж лучше автостопом, дешевле будет :)

Карты взяты с сайта maps.poehali.org



Честно признаюсь, я не поклонник автостопа. Пусть меня закидывают помидорами продвинутые автостопщики за эти слова, но стоять на трассе в ожидании возможного появления машины, вдыхать пыль дорог и выхлопных газов, зависеть от времени, - это не по мне. Ненадёжное это средство передвижения имхо. Но иногда случается так, что иного выбора не остаётся. Именно так получилось и здесь.

До Паратунок ехали недолго, минут 40, ехали на маршрутке, заплатив за 2 места и ещё за одно место для рюкзаков. Пока ехали, впереди нас сидящие пацаны (местные наверное) тоже интересовались куда мы едем. Ну а мы, как всегда, рассказываем одно и то же всем. В дороге можно было уже больше оценить камчатскую природу, уже понемногу стали открываться более дикие пейзажи, и чем дальше мы отдалялись от Елизово, тем более дикими они становились. Немножко сказывалась усталость от 8-часового перелёта, и меня начинало потихоньку клонить в сон. Противоречивое ощущение – с одной стороны, хочешь прилечь куда-нибудь и поспать хоть немного, а с другой – смотреть природу Камчатки, ходить, фотографировать... Справа были видны горы, поросшие ольховником. Издалека кажется, будто горы почти лысые, и покрыты только низкой травой, но ни тут то было. Ольховник – кустарник больших размеров. Его там было так много, что пролезать пешком через него, тем более с рюкзаками – бесполезное занятие. Разве что медвежьими тропами. А медведи в тех местах водились, по словам местных. Ну, о существовании медведей на Камчатке мы и так знали заранее. У нас есть патроны если что...

Ну вот вроде и к Паратункам подъезжаем. Сама поездка на маршрутке почти ничем не запомнилась. Деревья, горы, деревни, асфальтированная дорога, по которой проезжало не так уж много машин. Главное – не проехать то самое место, где начинается грунтовка. Спросили у водителя, он нас и остановил где надо. Всё, приехали. Это место можно считать точкой, где заканчивается цивилизация и начинается походная часть :)

ЛОВИСЬ, МАШИНКА, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ...

Когда я увидел впервые эту дорогу, меня она немножко ошарашила. Ассоциации с автостопом были совсем другие, ведь в книгах писали про федеральные трассы, асфальтированные шоссе с большим потоком машин, постоянным шумом от них и запахом выхлопов, а тут... Справедливости ради, стоит отметить, что федеральные трассы тоже бывают грунтовые, но эта дорога явно не смахивала на трассу. Она скорее напоминала дороги, которые обычно можно увидеть в наших деревнях, чтобы по ним доехать до дачного участка, или до фермы какой-нибудь. А нужно было вставать на край этой дороги и ловить машину. Ну что ж, надо значит надо, по-другому до вулканов не доедем. Так у нас начался автостоп.



Если Серёга уже не раз использовал это средство передвижения, то я участвовал в автостопе впервые. Прислонив рюкзаки друг к другу, чтобы они без посторонней помощи могли стоять вертикально и выдавать водителю нас за матёрых путешественников, мы перешли в фазу ожидания машины. Голосовать начинал Серёга, как более продвинутый «автостопщик». Я его должен был сменить через 1 час. Ну что же, ждём...

Проходит минут 10 наверное, может чуть меньше. Местные комары уже осознали своё счастье, заключавшееся в прибавлении пищи на целых два туриста, и начали потихоньку донимать. Живности было много, чувствовалась «природность» мест, куда мы приехали. Ещё бы! Камчатка как никак, это вам не Москва, где насекомых-то нечасто увидишь, а тут...

И, о чудо! Из-за поворота выезжает первая машина. Запомнилось только, что машина была легковая, не грузовик. Чем ближе она к нам подъезжала, тем отчётливее можно было разглядеть тех, кто внутри. В машине был явно не один водитель, и, поняв, что мест в машине для нас не найдётся, надежды на эту машину были потеряны. Проехав мимо на небольшой скорости, легковушка скрылась позади нас в мощном потоке пыли и песка. Что ж, это автостоп, а не ловля такси, подождём другую.

Прошло не так много времени. Уже становилось жарко, и я первый раз воспользовался своим запасом питьевой воды. Вода была налита заранее, во флягу, которая всегда висела сбоку на моём рюкзаке. Было желание достать средство от комаров, но пока доставали даже не столько комары, сколько другая живность, пытавшаяся на меня садиться. Наверное, хотели узнать, кто такие приехали в их края. Появление следующей машины вселило надежду, что вот сейчас, вот именно эта машина довезёт нас до вулканов. Но и в этот раз нас ждало разочарование, и новая порция песка и пыли. Некоторые водители подавали нам знаки, в основном показывая указательным пальцем руки в сторону, давая понять, что они где-то дальше будут сворачивать. Ну сворачивайте бога ради, но хоть сколько-нибудь подвезите. И так было до тех пор, пока из-за поворота не показался ГАЗ-66.

Шеститонный грузовик с открытым кузовом, проехав чуть вперёд и дребезжа на камнях, вдруг стал съезжать с центра дороги и поехал по краю, со стороны которого мы стояли. Тут стало ясно: наконец-то нам повезло. Машина наша. Когда он притормозил около нас, Серёга подбежал к кабине и сказал коронную фразу любого автостопщика: «Можно с вами сколько-нибудь проехать в сторону ГЕО ТЭС» (ну, пункт назначения может варьироваться в вашем случае :), а так фраза примерно такая). На что водитель ответил, что он едет только до мостов. А нам главное в ту сторону было уехать, поэтому мы согласились подъехать с ним, не раздумывая.

Нам было сказано кинуть рюкзаки в кузов. Ничего не поделаешь, хоть кузов был и грязный, весь в дорожной пыли изнутри, пришлось кинуть, ибо больше их кидать было некуда. Серёга залез в кузов по колесу, и стал принимать от меня рюкзаки снизу. Всё надо делать в темпе, чтобы не задерживать водителя, который, в общем-то, не ожидал наверное увидеть голосующих на этой дороге. Когда рюкзаки были уложены в кузов и мы спустились, водитель попросил придержать заднюю крышку кузова, затем он заколотил замки на крышке, и мы все сели в машину. Серёга сел ближе к водителю, прям на двигатель, а я сел у двери, с краю.

У этой машины есть интересная особенность: двигатель находится в центре, прямо почти в самой кабине. То есть открывается крышка, и сразу виден двигатель, и то, что под ним. А под ним земля :). ГАЗ-66 это военная машина, и там красота и дизайн не главное, важнее надёжность и прочность. А уж с этим-то у этой машины проблем явно не было, сразу было видно по ней. Захлопнув дверь (именно захлопнув, сильно), я обратил внимание на интерьер машины: внутри всё по-простому, похоже что нетронуто с советских времён (эти машины выпускались в 60-х годах прошлого века), но в целом сохранено. Кое-где треснуло лобовое стекло, наверное от падавших камней, кто знает. Сев в кабину такого грузовика, почувствуешь себя на вездеходе. Этой машине дороги не нужны чтобы проехать.

Водитель повернул ключ зажигания. Звук раскручивающегося стартера, ну, ну... давай... странно, почему так долго нет характерного звука... Двигатель не заводится. Водитель уже отпустил ручник, и мы стали понемногу катиться назад, ведь уже в том месте начинался маленький уклончик. Второй раз – снова не заводится. Водитель выругался лёгким матерком, и сказал открыть крышку двигателя, после чего Серёге пришлось встать прям в кабине, поскольку он сидел как раз на крышке. У меня стали появляться мысли «Пиши – пропало! Ехала-ехала себе машина, а после того как мы её остановили, ехать перестала... Ох и получим же мы сейчас от водилы если она не заведётся...». Из открытой крышки пыхнуло жаром прямо в кабину. Двигатель-то горячий, ну и на улице не прохладно, градусов 30 наверное. Думаю всё, перегрелся движок, приехали блин...

Покопавшись в шлангах, откручивая-закручивая какие-то гайки, водитель попросил Серёгу зажать какой-то шланг и подержать его, потом снова начал заводить двигатель, и тут... Ура, завёлся! Затарахтел, запыхтел, аж вся машина стала вместе с ним в такт дребезжать. Чувствовалась мощь, прямо под полом, даже ближе, считай почти в кабине. Ну вот, значит поедем, всё нормально. Крышку закрыли, врубили первую передачу, сцепление, и вперёд!

Поездка в грузовике для меня первая, поэтому я так много об этом рассказываю. Иной скажет: «Да что там, это всё ерунда», для него это повседневность. А для нас – нет. Поэтому, конечно же, ощущения интересные. Машина набирала скорость, переключили на следующую передачу. Чем быстрее мы ехали, тем сильнее всё дрожало вокруг. Кузов ходил сзади ходуном, рама внутри кабины подрагивала. Казалось, будто вот-вот вылетят стёкла из неё. Грузовик ехал странно: сначала вроде ровно, а потом, вдруг, в определённых местах дороги резко повернёт к краю. Ощущение такое, что он специально хочет свалить нас в кювет :). На самом же деле всё просто: он объезжал неровности, камни и колдобины. Перед горками разгонялся, с горок спускался на холостом ходу, притормаживая, и тогда мы слышали только ветер, который свистел всё время в открытую с моей стороны форточку, и шум камней, стреляющих по кузову снизу из-под колёс. Мы всё дальше и дальше отъезжали от того места, где мы стопили машину, и вместе с тем всё дальше и дальше от населённых пунктов. Уже кругом одни горы, которые стали прижимать нас с обеих сторон, и кустарник, из которого, кажется, вот-вот выбежит медведь. Слева текла горная река, никаких домов нигде уже не было видно, остались только линии электропередач. Всю дорогу мы молчали, водитель ничего не стал про нас спрашивать, видимо и так всё понимал. Обычно водители разговаривают с автостопщиками (и, как правило, только ради этого их и подвозят), но в этот раз разговоров не было. Так мы проехали первые 4 километра пути...

Машина остановилась посреди дороги, и стало понятно, что мы приехали. Водитель сказал, что здесь он поворачивает налево, на дорогу вниз, к мостам. Мы вылезли, Серёга снова полез в кузов, а я стал принимать рюкзаки. Вид их был жутковат после поездки в кузове, но хорошо хоть что они не вылетели оттуда, ведь машина иной раз так «подпрыгивала»... Искать место в травке у обочины уже было бесполезно, и рюкзаки ставили прям на дорогу. Всё равно потом отряхнём. Поблагодарили водителя, и он уехал, не взяв с нас ни копейки. Настоящий автостоп в этом и заключается, чтобы проехать N километров бесплатно. Бывают, конечно, всякие исключения, когда, имея некоторую сумму в кармане, предпочтительней сесть в машину за деньги и проехать больше и быстрее, чем ждать до упора возможную следующую машину, которая тебя довезёт бесплатно.

На часах уже 13 с чем-то было. Времени ещё достаточно, но всё-таки «пока доедешь, пока то, пока сё». А ехать немало, расстояние там по прямой километров 70, а учитывая кривизну дороги и серпантин ещё больше. Ещё надо учесть, что время ожидания следующей машины тоже может быть большим. Место, где мы стояли, тоже неплохо подходило для автостопа: перед нами была большая прямая часть дороги, причём спуск с горочки, потом прямая, т.е. нас хорошо видно издалека. Единственное, что было неудобно – прямо за нашими спинами был овраг, и стоять пришлось прямо на дороге, и отходить от пыли было уже некуда. Но стопить, к счастью, нам там пришлось недолго.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Здесь как будто, машины останавливались охотнее. Мы тормознули сначала джип, который нас подвозить не захотел, потом ещё пара машин остановилась, а потом остановился праворульный японский микроавтобус. По времени второй стоп длился около получаса, может меньше. Ну мы, как всегда, спросили водителя можно ли с ним подъехать. Начался диалог.
- Можно с вами подъехать в сторону ГЕО ТЭС?
- А вот вам бы всем всё за просто так...
- Нууу... можно и не за просто так
- Сколько дадите, ребят?
- За двоих тысячу нормально будет?
- Садитесь, поехали. Дверь с левой стороны.
Конечно, кошки немного скребли душу... 1000 рублей за проезд! Но, с другой стороны, мы уже сидели в удобном микроавтобусе, на котором, между прочим, мы доедем прямо до самих вулканов. Были бы мы автостопщиками, мы вряд ли согласились бы с ним ехать за большие деньги и подождали бы бесплатную машину. Но наша цель была отнюдь не автостоп, а автостоп был лишь как вынужденное средство передвижения, поэтому приоритетнее было быстрее оказаться на месте, пусть даже и с небольшими материальными потерями. И вот мы уже едем.

В отличие от предыдущего, этот водитель был разговорчивее. Он рассказал нам, что тоже бывший турист, ходил в походы, поднимался на вулканы... Машина ехала быстро, дорога поднималась вверх с небольшим уклоном. Что же там будет дальше? Пока ничего не видно, та же дорога, та же речка справа, загораживаемая кустарниками, те же горы. Но вид постепенно менялся. В это время Серёга разговаривал с водителем. Он рассказывал кто мы, откуда едем, как мы планировали поездку, какие билеты покупали, и главное – как пойдём уже когда приедем, по каким местам. Тут нам могла пригодиться его помощь как местного. Сам он ехал на ГЕО ТЭС, и нам как раз с ним было почти по пути (мы ехали не до самой ГЕО ТЭС, а чуть поближе, до места, где дорога разветвляется на две – одна к вулканам, вторая на электростанцию). Когда едущие сзади машины нас обгоняли, мы целиком погружались в их пыль, и мало что можно было уже увидеть за окнами. Но тут вдруг кустарники куда-то исчезли.

Как удар, резко изменился ландшафт. На самом деле он был тем же, просто дорога стала более открытой. Мы уже не ехали «среди кустарников», и нам открылся вид на долину реки Паратунка. И вот он, долгожданный, первый вулкан! Прямо перед нами, чуть-чуть слева от нас, мы увидели здоровенную сопку. Вид её впечатлял. Сразу захотелось сфотографировать, и мы начали прицеливаться из окна. Водитель нас понял, и предложил остановиться в удобном для съёмки месте. Вообще, он часто нас останавливал по дороге, чтобы мы могли выйти и снять пейзажи. И это здорово, ведь ехали бы мы в другой машине, бесплатно, для нас вряд ли кто бы останавливался. Так что от поездки в этом микроавтобусе была двойная польза: доедем прямо до самого конца, и поснимаем по пути не абы как через окно, а по-нормальному, с земли, с возможностью съёмки панорам. Остановились мы прямо у моста через реку Паратунка.



Так я сделал первые пейзажи, не судите строго. Да, знаю, против солнца, но по-другому снять этот вулкан не было возможности с этого места. Вулкан, кстати, называется Вилючинская сопка, довольно известная. Её высота – 2173 м над уровнем моря, и она закрытая, без «дырки», потому что этот вулкан ещё ни разу не извергался. Понятно что в любую минуту он может активизироваться, и в нём образуется кратер когда-нибудь. Кто знает. Здесь же, мы впервые увидели водопад, созданный тающими снежниками.

Всё, первые кадры сделаны, пусть хоть и против солнца. Дальше проедем – будет наверняка по солнцу. Пока ехали, разговаривали с водителем, теперь уже он сам больше рассказывал. Он говорил про вулканы Горелый и Мутновскую сопку, на которые нам предстояло сходить, говорил про особенности местной природы, про снежники, озёра, водопады, ручьи... В общем, помог нам, передав кое-какие свои знания особенностей местности, чтобы нам легче было действовать, оказавшись на месте.



Тем временем, река уже давно была справа от нас, и стала уходить всё ниже и ниже, а вместе с ней и долина, а это означало, что дорога резко пошла вверх. Мы начали подниматься на серпантин. У микроавтобуса мощный двигатель, и на первой передаче подъём с большим уклоном он тоже вполне может осилить, хоть это и не грузовик повышенной проходимости. Дорога начала петлять и извиваться, как змея. По мере того, как поднимались, всё больше и больше открывался вид на долину реки, и всё меньше и меньше оставалось терпения ждать следующей остановки для фотосъёмки. Но водитель настойчиво посоветовал остановиться дальше, и он был прав. Там, на высоте, вид оказался гораздо лучше. Там я снял панораму – вид на долину, реку, Вилючинскую сопку и на нашу дорогу, которая попала в кадр и снизу, и сверху. Остановка наверху уже позволила сделать больше кадров, привожу здесь только самые интересные из них.





Эта точка оказалась вершиной перевала, дальше дорога уже спускалась вниз. Вдали виднелся столб пыли, медленно тянущийся от точки, передвигающейся по дороге вверх к нам – это ехал «Урал» с крытым кузовом. Сверху уже виднелись небольшие озёра, но до озера Срединного было ещё далеко. Спустившись с перевала, мы снова оказались в долине, затем опять начался подъём. Мимо нас проехал как раз тот самый «Урал», а мы всё поднимались выше, пока, наконец, не выехали на плато.

К этому моменту меня уже настолько потянуло в сон, что я начал терять ощущение действительности. Всё это было очень некстати, но 9-часовая разница таки взяла вверх. Смутно помню очертания пейзажей за окном, остановок для фотографирования больше не было. И тут, незаметно, подошёл конец нашего автостопа – мы уже видели перед собой вулканы. Машина остановилась. «Дальше не могу проехать», - говорит водитель, начались камни, а дорога, которая шла прямо, уже уходила в сторону. Вдалеке виднелось озеро Срединное, прямо перед нами вулкан Горелый, а слева возвышалась Мутновская сопка. Заплатили водителю, всё как и договаривались, после чего у него поднялось настроение. Получив последние напутствия от него, мы поблагодарили его и распрощались. Когда микроавтобус оставил нас одних посреди этой дикой местности, я понял, что именно здесь и именно сейчас начинается наша экспедиция – экспедиция Дальний Восток 2008.

МАРСИАНСКИЙ ПУТЬ

Вокруг тишина... Ни души, кроме нас, ни единого домика, ни единого намёка на наличие какой-то жизни здесь, разве что жужжание насекомых... Палящее солнце немного слепит, но очертания пейзажей вокруг хорошо видны. И камни... Много-много камней, будто бы наваленных с неба. Природа этих мест формировалась веками, если хотите, тысячелетиями. И любой, кто попал в эти края, почувствует, что он погрузился в другой мир, ведь здесь почти ничего не тронуто человеком, как в эпохе зарождения жизни на планете. Иногда встречаются травяные покровы, контрастирующие яркой зеленью с коричневатыми пятнами участков вулканического песка. Слева красуются хребты гор, уходящие вдаль и возвышающиеся в небо, прорезая облака острыми вершинами сопок... Справа вулкан Горелый закрыл почти всё пространство, загораживая то, что находится далеко за ним, там, где-то внизу, вдалеке... За нашими спинами осталась дорога, мы уже стоим на нехоженой земле. Вперёд нас простиралось ровное «поле» камней, перемежавшихся с травяными лугами. Вдали было видно озеро Срединное, и мы решили идти по направлению к нему. И вот, взвалив рюкзаки на плечи, мы двинулись в путь...



Когда идёшь с тяжёлым рюкзаком на спине, чувствуешь, что твой вес намного увеличился, и тебя хорошенько «прижимает» к земле сила притяжения, что, в общем-то, так и есть на самом деле. Но одно дело ровная поверхность, это даже приятно, но когда идёшь по камням, каждый шаг даётся тяжелее. Нагрузка ложится и на другие мышцы, заставляя их работать, чтобы не потерять равновесие. Попадались иногда приличных размеров булыжники, но в основном идти можно было, поверхность была ровная, без уклона.

Иной раз шли по песку. Вулканический песок отличается от обычного песка цветом (серый или коричневато-красноватый), и размерами частиц. Частицы бывают настолько малы, что песок этот уже трудно назвать песком, скорее больше на вулканическую пыль похоже. В некоторых местах была вода, её обычно было немного, с большую лужу. Видимо недавно на месте такой «лужи» был снежник, который растаял, а вода осталась. На первых фотографиях видны коричневые пятна без камней – там как раз когда-то были снежники. Около одной из таких луж, где было достаточно воды, мы остановились, чтобы поймать в ней отражение сопки.



Тем временем ровная часть рельефа закончилась, и начался небольшой спуск, вниз к озеру. Так мы дошли до того места, откуда открывалась панорама на него, и увидели озеро целиком. Вместо ожидаемых водных масс мы увидели только то, что от них осталось – небольшое водное образование в самом центре песчаной «пустыни», ну в небольшом масштабе конечно. Песок был весь исполосован следами от ездивших здесь когда-то «Уралов» и джипов, что сразу навело на мысль о том, что не такие уж и нехоженые места здесь – всё-таки ступала сюда нога человека, туристы в эти места заезжали...



Часы показывают уже почти 5 вечера. Быстро время летит... Пока идёшь, смотришь, фотографируешь. Ну и на дорогу до вулканов ушло немало, со всеми этими остановками. Световой день заканчивается, силы уже на исходе, а в Москве как раз наступает раннее утро... Скоро будет 20 часов как мы на ногах, и это начинает сказываться, особенно после прохождения определённого расстояния с рюкзаком. И время, и израсходованные силы, - всё это мы знали и учитывали, поэтому решили, что на привал будем вставать уже к 6 вечера. Ну на крайний случай к 7, не позже.

Место для привала надо было хорошо обдумать. Нужно учесть много факторов. Первое: ровная площадка, чтобы можно было поставить палатку, желательно с подветренной стороны. Второе: в идеале чтобы площадка была на горке, чтобы можно было сделать вечерние фотографии по солнцу, и утренние фотографии по солнцу. Третье – близость ручья, ну или любого другого источника питьевой воды. Четвёртое – наличие «закрытых» от ветра мест, или хотя бы камней, закрывающих от ветра, чтобы ветер не задул газовую горелку. Ну и, наконец, пятое, самое, пожалуй, главное – чтобы затратить минимум усилий и лишнего расстояния для начала подъёма на вулкан Горелый на следующий день, т.е. относительно близкое расположение места привала к подножию склона. Что, слишком много требований? :)

Согласен, их немало. Но мы нашли такое место. Всем пяти требованиям оно удовлетворяло, и этот привал мы потом отметили как один из лучших привалов за всю поездку. Правее от озера начинался подъём на горку. С неё должен был открываться вид на Горелый, на Мутновскую сопку и на горы перед ней и за ней, и на Вилючинскую сопку. Вообще, с этой горы должно было быть видно всё, в том числе частично то, что за Горелым находилось (озеро Толмачёво и сопки в его районе). А с противоположного склона этой горки вполне можно было спуститься в долину («кальдеру»), и из неё уже смело начинать подъём на Горелый на следующий день. Ну вот, уже есть второе и пятое требования. Как раз утром солнце будет освещать Горелый с нужной стороны (обратите внимание на расположение вулкана относительно сторон света, карта ориентирована на север – см. первую часть), а вечером можно снять Мутновскую и Вилючинскую сопки по солнцу. В общем, всё круто. Остаётся только найти ручей.

Столько питьевой воды, как на Камчатке, я ещё нигде не встречал. Она буквально везде, где есть горы и вулканы, на которых лежат снежники. Есть снежник – значит есть и ручей, который из него течёт. Снежники всегда чистые, ну иногда бывают с вулканическим песком, но это ведь не грязь, не химия, поэтому не страшно. В любом случае, пить можно без кипячения. Здесь, внизу, снежники тоже лежали, уже почти растаявшие, и из них всех текли ручьи. Пройдя чуть дальше, вверх по горке, нам встретилось пару чистых ручьёв, и мы поняли, что пока снежники целы, проблем с водой у нас здесь не будет.

Но вот и начался подъём в гору. Когда смотришь на неё снизу, кажется что вот она, вершина, можно дотянуться рукой... Но это иллюзия расстояния... Обман... Идти наверх придётся прилично. Но делать нечего, надо идти. И мы медленно поднимались. В одном месте мы переходили через вулканический песок, и на нём бросились в глаза следы какого-то зверя больших размеров. Что это был за зверь... Может и медведь, хотя, что он делал в краях, где ничего не растёт уже, кроме травы... Они обычно ниже ходят, где хоть кустарники есть.



Хоть склон и небольшой, всё же идти было тяжело. Если вначале мы с Серёгой шли вместе, то здесь он уже ушёл вперёд меня, и удалялся всё дальше и дальше, потому что я за ним не успевал. Каждый шаг был на износ. Усталость пришла не сразу, она усиливалась тем больше, чем выше мы поднимались. Мне приходилось уже дышать ртом, как после хорошей пробежки, но я понимал, что если сегодня не подняться наверх, то завтра будет ещё тяжелее. Я знал, что будет совсем нелегко в первые дни. Так уж вышло, что самая трудная часть похода – первая. Ничего не оставалось делать кроме как идти вперёд. Назад дороги нет.

Серёга останавливался и ждал меня, я ему говорил что устал, и он был этому совсем не рад. Видно было, что энергии и сил у него было гораздо больше. Он активнее фотографировал, успевал осматривать природу, даже насекомых и растительность, которые не так уж и сразу привлекают к себе внимание. А у меня было состояние несколько иное... «Лишь бы скорее дойти».

Решили сделать остановку. С большим облегчением свалил я с себя рюкзак, одел сидушку и присел на траву. Отдышавшись, я осмотрелся: виды действительно были красивые, их стоило больше снимать и во время подъёма. Мы сидели лицом к озеру, пригреваемые солнцем и обдуваемые лёгким ветерком. Никакого шума, вот только там что-то вдали издавало равномерный звук. Что бы это могло быть? Звук приближался. Уже был слышен отчётливее, яснее. Неужели... Не может быть... Когда звук был совсем близко, сомнений не было: к нам приближался вертолёт. Это был Ми-8, оранжевый, МЧСовсий, наверное патрулировал окрестности. Я хотел было воспользоваться в первый раз телевиком, но слишком долго решал, стоит снимать этот вертолёт или нет. Летел он высоко, причём со стороны солнца, поэтому решил его не снимать. Вот если б на фоне вулкана, - подумал я, - была бы великолепная фотография в коллекцию. Но он пролетел прямо над нашими головами, и стал отдаляться. Серёга уже надел телевик и щёлкнул вертолет, когда он уже улетал. За пропущенный кадр было не очень обидно, но телевик хотелось бы опробовать. Всё-таки специально купил перед поездкой, чтобы взять с собой. В следующий раз точно сниму! С такими мыслями я одевал уже рюкзак, готовясь штурмовать следующий, ещё более крутой участок подъёма.





На пути перед нами возникло большое бело-коричневое пятно. Это был снежник. Первый раз я здесь ступил на снег, да и вообще первый раз в жизни иду по снегу, когда вокруг летняя жара. Ощущение интересное... Снизу слегка холодок, а сверху припекает. Оно ещё не раз повторится здесь, на Камчатке... На снежнике торчали снежные наросты в виде острых «глыб», засыпанных вулканическим песком и частицами почвы, и оттого имевших тёмно-коричневый цвет. Такой пейзаж в наших краях вряд ли увидишь.



Чем выше мы поднимались, тем больше нам открывалось интересных пейзажей. Открылись невидимые ранее отдалённые склоны Мутновки, сзади всё больше и больше открывалась Вилюча. Пейзаж менялся на глазах с набором высоты, и вид становился всё интереснее. Что же там, на горе будет? А на вулкане? :)

Вот ещё один ручей встретили. Этот вытекал уже явно не из снежника, что удивляло. Похоже, что тут есть воды внутреннего происхождения. И вода там такая же чистая, можно набирать и пить. Как родник. Все ручьи текли в одну сторону: вниз в сторону озера, и очень красиво вписывались в пейзаж.



Ничто не длится вечно. И мучения заканчиваются, и усталость проходит. Мы добрались до верха этого холма, как и планировали во время остановки посередине. Уже были видны склоны с обратной стороны, открылась соседняя вершинка, принадлежавшая тому же холму. На этой вершине было много булыжников, а посередине возвышался триангуляционный знак (это вроде как знак для геодезистов, в виде небольшой башни из металлических труб), лишний раз подтверждавший то, что в этих местах бывали люди. Последний встречавшийся нам ручей по пути был достаточно близко от вершины, поэтому вставать на привал здесь можно было. Оставалось только решить последнюю проблему: ветер...

Чтобы закрыться от ветра, пришлось слегка пройти по холму в обратную сторону и чуть вниз от триангуляционного знака, который находился прямо на краю, ближайшему к склонам Горелого. Там от ветра защищал склон этой же самой горы, и на удачу попалась более-менее горизонтальная площадка. И до ручья недалеко. Однако как же с горелкой? Склон от ветра защищает нас, палатку, но не слабый огонь горелки. После недолгих поисков мы нашли земляные валы небольших размеров, углубления в горе, как будто их кто-то вырыл. Неровности земли здесь нам помогли – как раз между стенками этих углублений был твёрдый песок, на него мы и установили горелку. Это место было выбрано для готовки еды. Всё. Можно разбирать вещи и ставить палатку.

ПЕРВЫЙ ПРИВАЛ

Встать на привал значит выполнить ряд стандартных действий, иной раз надоедающих своей рутинностью. Достал все вещи из рюкзака, положил рядом, достал палатку, выбрал ровную площадку (заранее, перед выкладыванием вещей, чтобы они потом не мешались), и вперёд. Сначала основание, потом опорные дуги, на них натягивается сама палатка (прикрепляется замками), сверху тент. Потом закрепляется колышками к земле. Всё, палатка готова. И так вот каждый привал, всегда в такой последовательности. Потом внутрь палатки кладётся пенка, одна, другая. А оставшиеся вещи – часть обратно в рюкзак, хаотично (всё равно утром разбирать снова), а часть нужных для готовки и прочего вещей остаётся на земле. И это тоже везде так было и всегда, с небольшими изменениями, и то очень редко. А дальше – готовка еды. Так было и в этот раз.



Часы показывали уже восьмой час, вечерело, да и свет солнечных лучей уже был жёлтый, закатный. Серёга отнёс горелку на самое закрытое от ветра место и начал с ней экспериментировать. В полевых условиях горелка разжигалась у нас впервые. После нескольких попыток стало ясно, что стен земли не хватает для защиты от ветра: то спички постоянно тухнут, то горелка затухает... Я пошёл в поисках большого плоского камня и вскоре вернулся с ним, и теперь уже ветер был не страшен. И вот горелка горит, вода уже принесена и налита в котёл. Из ручьёв мы набирали сначала в бутылку из под питьевой воды, что мы брали с собой, а из неё переливали в котёл, так было удобнее. Заодно набирали с собой и запас питьевой воды в горы.



Но вот наступил момент отдыха. Вода греется, скоро сварим гречку с тушёнкой... Ммм... Вкусно поедим, круто будет. А пока можно и посидеть, полюбоваться видами. Периодически я прибегал смотреть воду, не закипела ли. То я, то Серёга, периодически её проверяли. Вот мы вместе стоим около горелки, о чём-то беседуя, и вдруг снова послышался шум издалека... Снова звук приближающегося вертолёта!

Я кинулся бежать к палатке. Быстрее бы надеть объектив... Серёга тоже побежал за фотоаппаратом. У меня ведь ещё нет опыта смены объективов, меняю я их медленно. Но должен успеть, вроде ещё далеко... Открываю сумку, достаю фотик, скручиваю кит и прикручиваю свой новый 70-300 телеобъектив. Вот и настал момент на него поснимать. Вертолёт вылетел, в этот раз со стороны Вилючи, поэтому он появился более внезапно, но я уже был готов к съёмке. Раз, два, три, серия кадров сделана! К сожалению, высоковато летел, в галерею не отправишь. Но зато поснимал телевиком, интересно всё равно. Пока шёл назад, заметил на склоне Горелого какие-то синие точки. В телевик посмотрел – оказались палатки. Несколько палаток стояло рядом друг с другом, в стороне стоял ГАЗ-66. В общем, кто-то приехал сюда основательно.



Телевик решил сразу не снимать, и сфоткал дымящийся кратер Мутновской сопки с приближением. Очень интересно было глянуть, что там, внутри, не опасно ли там, и можно ли вообще там находиться. Ведь через день у нас по плану как раз был поход туда, внутрь, прямо рядом с этим дымом... Снял и Вилючинскую сопку, пока она ещё была по солнцу. А утром солнце будет вставать с её стороны, поэтому снять лучше сейчас. Ну вот и всё, снимать вроде уже нечего больше, да и есть охота, пора заканчивать на сегодня. Нацепив обратно китовый объектив и убрав телевик, я пошёл дальше к палатке.





Больше в этот день мы ничего не снимали, пришло время завершить на сегодня свою активность. Еда тем временем приготовилась, за что большое спасибо Серёге, он сделал, мы с радостью принялись поедать гречку с тушёнкой, сидя лицом к озеру и обоим вулканам. Нигде я не ощущал такого умиротворения, такой безмятежности и такого одиночества... Что ощущает человек среди этих мест... Что ощущает муравей на дне оврага... Словами это не передать. Хочется посидеть там, молча, долго-долго смотреть на вулканы, на дымящийся кратер Мутновки, на огромные стены кратеров Горелого, на бесконечные разноцветные просторы горных лугов, на вечернюю дымку, плавно опускающуюся в долину... Завтра мы уже уйдём с этого места. Будут другие привалы, но вдруг эта красота не повторится... А может будет ещё интереснее?

С такими мыслями я готовился ко сну. Уже стемнело настолько, что низ нашей горы был виден с трудом. Но уходить в палатку не хотелось, так заворожили меня эти горы... Я ещё посидел некоторое время, смотря вдаль, когда солнце уже совсем скрылось, и склоны Мутновки начали терять свои очертания. А из кратера всё шёл дым... А что если... будет извержение? Нет, не будет, всё будет нормально, а мы на высоте если что, не засыпет и не зальёт.

С потемнением резко пришло и похолодание. Я надел на себя почти весь запас тёплой одежды, холод был неожиданно велик. Двое штанов, длиннорукавка, сверху свитер, жилетка и штормовка. Только так можно согреться. Ночью придётся спать в шапке... Ну что ж, холод так холод, ничего не сделаешь.

Спальник уже был разложен, а вещи убраны в рюкзак, самые ценные и необходимые убраны внутрь палатки. Посуда – в пакете, на улице, под тентом. В качестве подушки решил использовать сумку с фотоаппаратом, оказалось очень неплохо, только жестковато немного. Мобильная связь здесь не ловила, об этом можно было и не мечтать. Поэтому здесь мобильник только в качестве будильника... Подъём ранний завтра, надо ложиться и засыпать. Так закончился наш первый день на Камчатке. Впереди нас ждали подъёмы на вулканы, и новые впечатления.

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей