Экспедиция Дальний Восток – 2008

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. БАЙКАЛ

ЗНАКОМЫЕ МЕСТА

В 2006-м году мы уже ездили сюда в рамках двухнедельной экспедиции по железным дорогам Прибайкалья, поэтому многое нам в этих краях было уже знакомо. Это великое место притягивает, хочется сюда ехать снова и снова. Мы просто не могли не включить посещение Байкала в планы нашей экспедиции. Мы планируем вернуться сюда и в будущем. Полностью передать словами красоту природы Байкала почти невозможно, её нужно видеть, слышать, прочувствовать... Нужно обязательно там побывать тем, кто ещё не был!

Уехали мы из Карымской поздно вечером и ехали чуть меньше суток. Когда нам с Серёгой открылся вид на Байкал из окон поезда, мы тут же прильнули к окнам, смотрели и ностальгировали, вспоминая прошлую экспедицию... Мелькали знакомые пейзажи: озеро, словно море распростёрлось во всю ширину пространства до горизонта, местами с впадавшими ручьями и горными реками, невысокие деревья, растущие на фоне гальки, отдельные домики и гаражи для лодок и катеров, то сухие то прогнившие внутри брёвна, лежавшие прямо в воде... Серёга поснимал кое-что из окна, ну а я не очень-то люблю снимать через стекло, поэтому решил пока не торопиться. Так мы добрались до Слюдянки, ещё не зная, что нас там ожидало.

В Слюдянке мы первым делом сфоткали местное расписание, и купили билеты на поезд-экспресс, на котором планировали уехать на Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) следующим днём. Оказалось, что пока мы покупали билеты, за нами следили местные "реальные пацаны", и пришлось им отдать полтинник, чтобы не ввязываться в конфликт – так нам было проще в данной ситуации. Они же видели, что у нас был этот полтинник. Было немного обидно снова нарваться на гопников, но что поделаешь... По дороге от станции Серёга сфоткал редкий тёмно-бардовый поезд "Москва-Пекин" - я и сам впервые видел такой - он как раз проезжал мимо Слюдянки, но мы в этот момент находились не в самой выгодной точке для фотосъёмки, поэтому смирились с плохими по композиции кадрами. А потом мы двинулись вдоль Транссиба, чтобы поснимать поезда около неохраняемого тоннеля Киркидай и встать там где-нибудь на привал. От Слюдянки до Киркидая мы шли пешком, благо идти там было недалеко.

Карты взяты с сайта maps.poehali.org



Буквально в течение часа мы уже были на нужном месте. Оказалось, что рядом с тоннелем со стороны встречного пути есть очень удобная скальная выемка. Мы залезли на неё, прошлись немного через мелкое полесье, и увидели, что это место почти идеально для привала. С обрыва скалы нам открылся красивейший вид сверху на озеро Байкал. Вдали стеной возвышались горы вдоль противоположного побережья... где-то там идёт железная дорога, по которой мы когда-то ходили ещё в студенчестве... Завтра мы снова пойдём там... Пока я любовался местом и искал дрова, Серёга успел поснимать железную дорогу - всё под рукой: и место привала, и точка съёмки! Вышел на одну сторону скалы - озеро, на другую - железная дорога! Тросик для подвеса котелков вешать было некуда, решили соорудить для котла удерживающую конструкцию из палок. Ну и конечно успели сняться на фоне озера и места нашего первого привала на Байкале в этом году. Вечером мы поснимали поезда, портал тоннеля, сделали несколько ночных кадров озера, звёздного неба... У Серёги уже тогда был светосильный объектив, поэтому фотки звёздного неба у него получились. А мне вполне хватило «лунной дорожки» на озере :) Медленно надвигался новый день, который впоследствии запомнился мне на всю жизнь.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

На следующий день у нас по плану была закупка провизией и отъезд на поезде до КБЖД. Мы хотели вернуться на КБЖД, чтобы пройтись по знакомым местам, не столько поснимать, сколько просто отдохнуть и покупаться в озере. Места там для отдыха гораздо лучше, чем вблизи Слюдянки. Экспедиция потихоньку подходила к своему логическому завершению. В поисках продуктового магазина пришлось пройти пешком вдоль городских улиц. Моё внимание привлёк МЧС-овский УАЗик, но я не придал этому никакого значения. Вскоре магазин был найден, а продукты куплены. Рядом с продуктовым магазином был магазин с сувенирами, и мы с Серёгой решили туда заглянуть. Только мы начали разглядывать сувениры, как вдруг случилось непредвиденное...

Во время тщательного разглядывания сувениров на прилавках я вдруг услышал басовый гул откуда-то снизу, стремительно нараставший, потом от пола к ногам передалась лёгкая вибрация, которая всё усиливалась с каждой секундой. Первые несколько секунд я подумал, что внизу метро, и тут же меня осенило: «Откуда же здесь может быть метро?». Гул и вибрация превратились в нечто неописуемое. Задрожал весь зал магазина: стали ходить ходуном стены, трескаться шпаклёвка, задрожала и закачалась люстра. С полок и стен стали падать сувениры, картины, инвентарь. Дрожание стен и пола стало настолько сильным, что я не мог ничего разглядеть сквозь дверной проём что творилось на улице. Тут-то я всё осознал: мы попали в землетрясение!

Больше всего я опасался того, что на наши головы мог обрушиться потолок, и что нас могло завалить обломками стен, поэтому я крикнул Серёге бежать за мной и побежал в сторону выхода. Выбежав на улицу, я увидел слева от себя толпу людей, бежавших стремительно в сторону площади и разбегавшихся в панике кто куда. Фонарные столбы качались на проводах, я обернулся на дом с магазином, в котором мы три минуты назад побывали, и увидел, что с него посыпалась штукатурка и куски кирпичей... Здание ходило ходуном прямо на глазах. Пятиэтажный дом извивался как желе, и эта картина внушала ужас... До сегодняшнего дня я видел такие сцены только в фильмах, а теперь прочувствовал всё на себе. Никогда бы не подумал, что со мной такое может случиться в жизни... Я в мгновение осмотрелся вокруг и убедился, что стою в таком месте, где на меня не может ничего упасть сверху. Всё, что я здесь описал, произошло примерно в течение секунд двадцати, не больше. Тут я осознал, что Серёги нет рядом - он остался внутри магазина, и я бегом вернулся туда. Странно конечно, что он остался внутри когда всё рушилось... Но потолок и стены не обвалились, значит, всё обошлось. Всё затихло. Первые секунды мы оба были шокированы тем, что произошло...

На мгновение жизнь Слюдянки словно остановилась. Прохожие разговаривали о масштабах разрушений и спрашивали о необходимости помочь друг другу. Встали все поезда на железной дороге. На площади валялись куски штукатурки и кирпичей от домов... Кто-то сказал, что разрушена школа... Конечно, наш поезд-экспресс уже вряд ли будет подан к назначенному времени, а до него оставалось совсем чуть-чуть. Мы сели на платформе на скамейку и стали ждать нашего поезда. По станции ходили слухи, что на КБЖД произошёл обвал горных пород, и что железную дорогу просто засыпало. Тут мы уже начали понимать, что вряд ли попадём на КБЖД... Поезд там уже просто не сможет проехать ближайшие несколько дней. По громкой связи пару раз объявили о его задержке по техническим причинам, а потом и вовсе сказали, чтобы все люди удалились со станции подальше от линий электропередач и столбов. Через некоторое время из-под земли снова послышался басовый гул, потом лёгкая вибрация на две-три секунды, и опять тишина. Мне стало не по себе. Я встал и предложил Серёге уйти отсюда, но увидев его невозмутимое выражение лица всё понял и сел обратно. Вовремя я не ввязался во всеобщую панику, которой люди поддались.

В конце концов, всех людей выгнали со станции на открытую асфальтированную площадку за ней. Здесь должно было быть безопасно, поскольку рядом не было ни столбов, ни высоких зданий. Вокзал закрыли. Люди сидели на своих вещах, кто на чём, кто-то подъезжал на машинах, всюду слышались разговоры об одном и том же... Ходили слухи про то, что в течение одного-двух часов ожидались толчки мощностью до восьми баллов! Мы с Серёгой готовились к худшему, но не паниковали и сохраняли невозмутимое спокойствие. В это время народ продолжал давить на мозг разговорами, долетавшими до нас время от времени: говорили про то, что пора собираться в горы на серпантин, что там безопаснее, говорили об эвакуации, и о надвигавшихся восьми баллах. В конце концов, нам это с Серёгой так надоело, что, посидев ещё немного, мы встали, надели на спины рюкзаки и пошли прочь от станции, назад к Киркидаю, к месту нашего предыдущего привала. Там должно быть спокойнее. Никто давить на мозг своими разговорами о серпантинах не будет.

ОБРАТНО К КИРКИДАЮ

По дороге от станции до тоннеля мы видели некоторые последствия землетрясения. У домов полностью развалились кирпичные трубы... Железная дорога в целом выглядела целой, но никакого движения по ней не было, полная тишина. После тряски поезда ещё не ходили по Транссибу несколько часов. Можно себе представить, что чувствовали пассажиры, ехавшие в поездах в этот момент... Не хотел бы я оказаться на их месте. От станции на путях стояли цистерны, судя по всему залитые топливом под завязку, и я ощущал некоторый дискомфорт, проходя рядом с ними... Вдруг сильно тряхнёт – тогда всё это топливо выльется на нас и мы в нём сгорим заживо... К счастью, вплоть до самого тоннеля ничего не произошло, землетрясение не возобновлялось. Сейсмологи пообещали к обеду землетрясение восемь баллов, мы несколько раз смотрели на часы, но оно к счастью так и не случилось.



Мы оставили вещи на месте нашего прежнего привала и спустились к озеру. Погода ухудшилась, небо было пасмурное, с воды дул сильный ветер. Природа словно взбушевалась и разозлилась на кого-то, давая всем своим видом и мощью понять, кто здесь главный. Серёга ушёл снимать проходящие через тоннель поезда когда движение потихоньку начало восстанавливаться. Мы изредка спускались к озеру и делали кадры на память. А ночью снова экспериментировали с фотосъёмкой озера, неба и окружающей местности. Ночью в палатке я проснулся и будто почувствовал спиной очень малую, но ощутимую вибрацию земли под нами, и отдалённый басовый гул. Так и не знаю до сих пор, было ли что-нибудь или нет. Последующий день, 28-е августа 2008 года, был последним полным днём нашей экспедиции.







Утром мы сняли рассвет прямо с нашего места – солнце вставало напротив. Время после завтрака было посвящено трейнспоттингу, после которого мы искупались в Байкале и погуляли вдоль его побережья. Я очень долго искал идеально шарообразный камень, и в конце концов, почти идеальный камень нашёл и взял с собой. Погода сегодня явно была лучше. Настроение приподнялось. Весь день мы находились возле того же самого тоннеля и скальной выемки рядом с ним. Вечером мы снова поснимали поезда, а ночью Серёга пошёл их снимать без меня и сделал кучу классных фотографий ночных поездов на фоне тоннеля. Железнодорожное фото – тоже искусство. И тогда я лишний раз в этом убедился.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Рано утром мы собрали рюкзаки, осмотрели место нашего последнего привала и неспеша побрели в сторону Слюдянки. Солнце ещё не успело встать, когда мы проходили мимо вчерашних цистерн. В этот раз мы пошли по низу, почти вдоль самой воды. И тут розовый край солнца показался на горизонте... Мы достали телевики и сделали много фотографий рассвета, чтобы потом отобрать из них лучшие. Уезжать не хотелось. Совсем не хотелось... На душе было ощущение небольшого разочарования. Оно ещё больше усилилось, когда мы сели в утреннюю электричку до Иркутска. Но делать было нечего. Всё хорошее рано или поздно заканчивается, и наступает суровая реальность жизни...



Электричка начала движение медленно, словно опасаясь новых подземных толчков, или же последствий вчерашнего землетрясения, потом разогналась и стала всё дальше увозить нас от озера вверх по серпантину. Из окон мы разглядели немало знакомых и узнаваемых мест. Когда-то мы здесь ходили... Вскоре электричка подняла нас совсем высоко в горы, и озеро уже было видно будто с высоты птичьего полёта. Но чем дальше мы уезжали от него, тем больше этот красивый вид закрывали деревья и склоны гор. Транссиб удалялся от Байкала, и мы удалялись, как бы печально это ни звучало. Вскоре озера уже совсем не было видно за горами. Мы оказались на другой стороне перевала... В течение нескольких часов мы уже были на главном пассажирском вокзале Иркутска.




До самолёта времени было достаточно, и мы успели бегло осмотреть город и сделать несколько фотографий. Рюкзаки, как всегда, были оставлены на вокзале. Город показался небольшим, но уютным. Мы здесь перекусили, покатались на местном трамвае, погуляли по набережной, прошлись по центру. Последствий землетрясения мы в Иркутске не увидели. Между тем время незаметно подкралось и напомнило, что пора ехать в аэропорт. Мы пришли на вокзал пешком за рюкзаками, и взяли от вокзала такси до аэропорта. Вечерним рейсом из Иркутска мы улетели в Москву.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и пришло время писать последнюю главу... На столе моём стоит дымящийся горячий чай, а за окном метёт ночной снег и стоят крещенские морозы... Удивительно быстро пролетает время, даже не успеваешь и оглянуться. На дворе уже январь 2010 года... Времена и жизнь сильно изменились, можно сказать самым коренным образом. С момента экспедиции на Дальний восток прошли уже год и пять месяцев. А до сих пор в душе есть ощущение, будто это случилось с нами совсем недавно, словно вчера.

Пройдёт несколько лет, может лет пять, может десять, может двадцать, мы снова откроем эти страницы и погрузимся на мгновение в атмосферу большого путешествия. Что-то мне удалось подробно передать, что-то не удалось... Но я точно знаю одно: про экспедицию уже никогда не забудут. Главное, что мы сами будем про неё помнить. А те, кто просто читал ради интереса или желания посетить те же места, могли уже открыть здесь что-то для себя новое и полезное. Если это произошло, значит мне удалось справиться со своей задачей. Конечно, написание такого большого рассказа стоило мне очень больших усилий и времени, но я ни на секунду не жалею, что сделал эту работу. Если она принесёт кому-нибудь пользу, мне будет вдвойне приятно. Если читатель получил удовольствие от прочтения рассказа - ещё лучше. Но главное, что теперь эта наша экспедиция навсегда увековечена в строках текста и фотографиях...

В этом году мы собираемся вновь вернуться на Камчатку. Уже есть общий план и куплены билеты. Это будет уже совсем другая экспедиция, скорее даже поход, потому как времени будет выделено меньше, зато все дни похода будут посвящены изучению Камчатки. Если быть ещё точнее - это будет велопоход на две недели. Тут уместно вспомнить слова того водителя микроавтобуса, который подвёз нас почти до самих вулканов: "Эти места притягивают... Люди сюда возвращаются". Он будто бы знал... Мы вернёмся туда уже скоро. Рассказ об этом походе уже вряд ли будет написан - времена не те. Но большое путешествие ждёт нас впереди... И это уже совсем другая история...

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей