Экспедиция Дальний Восток – 2008

ПОХОД НА ГОЛУБЫЕ ОЗЁРА

Когда мы проснулись и вылезли из палатки, ступив в траву, полную росы, стволы каменных берёз уже были озарены слабым розоватым светом пробивавшихся лучей утреннего солнца. Как всегда, вещи были вынесены наружу, лишь спальник, пенка и кое-какие мелочи оставались в палатке дольше других вещей. Вместе с постепенно приходящим от солнца теплом прилетели комары, но я уже прикрылся от них штормовкой, которую надел, чтобы согреться. Сейчас было самое удачное время для фотографии на память с места привала, мы эту традицию решили соблюдать вплоть до конца поездки. Когда ещё получится вот так съездить... Потом будут другие дела, другие заботы, кто знает, как дальше сложится жизнь. А фото с привала будет хранить воспоминания о тех днях, которые могут уже и не повториться...

Немного ощущалась тяжесть в желудке... Вчера сломалась горелка и мы поели недоваренную кашу, чай вообще не успели сделать, поэтому сегодня надо было решить, что делать с горелкой дальше. Сама горелка работала, а вот поставить на неё котёл уже было нельзя, поскольку отломилась одна из трёх опор, на которые котёл устанавливался. У нас был костровой тросик, и это было единственное решение проблемы с горелкой – натянуть тросик между деревьями, и повесить на него котёл за крючок, как при готовке на костре. Так и сделали. Ручей был совсем недалеко, поэтому, вскоре мы уже наслаждались завтраком. И чай себе заварили. Даже осталась банка недоеденной сгущёнки, которую уже совсем не хотелось есть, и вскоре её облюбовали мухи. Уже потихоньку подтягивались то ли туристы, то ли местные, пару раз по тропинке кто-то проходил. Проходивших мимо было всегда хорошо видно с места нашего привала.

Когда мы собирали вещи, я обратил внимание на Серёгин способ укладывания пенки: он не вешал её снаружи рюкзака, а делал из неё большой цилиндр и запихивал внутрь вдоль стенок. Это стандартный и хорошо известный любому туристу способ укладки пенки, но я всегда её вешал снаружи, даже не подозревая о преимуществах другого способа для бескаркасных рюкзаков. Решил попробовать. Каково же было моё удивление, когда я надел рюкзак, уложенный по-новому. Удобно, причём намного удобнее, чем было раньше! И почему я раньше не попробовал... Опыт. Всё решает опыт. Теперь будем знать. Всё, вещи собраны, запасы питьевой воды из ручья пополнены, можно идти.

Тропинка шла узенькой коричневой полоской между зарослями высокой травы, то круто поднимаясь, то вновь спускаясь, повторяя очертания гористого рельефа. Это были уже совсем не те горы, хоть и вулканического происхождения, но склоны полностью поросли лесом, лишь некоторые вершины выделялись среди других гладким травяным покровом. Всё было в зелени в самый разгар лета, только-только начинался август... И места тут тихие и безветренные, разве что иногда напоминает о себе близость цивилизации. Есть в этом и плюсы – ещё со вчерашнего дня появилась мобильная связь, и мы сообщили близким о том, что у нас всё в порядке. А сейчас мы шли с рюкзаками, шли по тропе, зная, что она нас точно приведёт куда нужно. Вскоре мы вышли на поляну, где открылся вид на горы, и мы впервые увидели окружающий ландшафт в полном разнообразии. Кругом были невысокие горы, все с ног до головы поросшие лесом. Густой, плотный камчатский лес окутывал горы и сверху, и снизу, и ничего кроме леса и гор вокруг не было видно.

Мы продолжали идти по тропе, как вдруг ни с того ни с сего Серёга воскликнул: «Стой!», и мы остановились, как вкопанные. А причиной остановки было всего лишь мёртвое насекомое, лежавшее под ногами и привлёкшее внимание Серёги (он давно увлекается насекомыми). И как он их видит? Я вот, например, его бы даже и не заметил, если б он не сказал... Увлекается насекомыми, потом их ещё фотографирует крупным планом. Если бы я сразу оценил всю прелесть макросъёмки... Чуть дальше он нашёл такое же насекомое, только живое.

Маршрут обозначен приблизительно, поскольку нет точных данных по туристическим тропам
Карты взяты с сайта maps.poehali.org

Нашей целью было сходить на Голубые озёра, обойти их и вернуться обратно, причём всё нужно было успеть до вечера. Вторая ночёвка в этом лесу не предполагалась, и мы сразу решили, что в горы полезем без рюкзаков. Между тем рюкзаки надо было где-то спрятать, так что пока основной задачей было найти подходящее место. Требования к месту были простые: наличие ориентиров (какого-нибудь запоминающегося дерева или бревна, что ещё может быть в лесу), достаточная отдалённость от всех возможных туристических троп, и маскировка. По пути мы всё время оглядывались по сторонам, не здесь ли кинуть рюкзаки.

Вскоре нам встретилась турбаза, причём мы могли бы пройти мимо неё, если бы ошибочно не спустились по ответвлению от главной тропы. Похоже, что здесь отдыхали местные дети. Она представляла из себя несколько деревянных домиков, в которых они ночевали, и несколько строений с крышей, под которыми можно было посидеть за столами, пообщаться или поесть. Там всё цивильно, база от чужаков охраняется собаками, так что мы были тут же облаяны, как только оказались на территории. Поняв, что идём не туда, мы вернулись на главную тропу, и продолжили путь прямо.

Через некоторое время мы достигли деревянной лестницы, насквозь прогнившей и еле-еле державшейся непонятно на чём. В целом спускаться по ней можно было, но мы подумали о другом. Ведь лестница – хороший ориентир... В то же время недалеко от неё, чуть раньше, наше внимание привлекло упавшее дерево, которое было уникальным, а рядом ещё бревно валялось. В общем, сразу несколько ориентиров в одном месте, что может быть лучше! Здесь и будем рюкзаки прятать. И мы свернули с тропы, уходя вглубь леса.

Мы старались наступать на землю так, чтобы не мять траву и не оставлять следов. Серёга шёл впереди, выдерживая строго выбранное направление. Вдалеке лежало ещё одно упавшее дерево, под ним и спрячем в высокой траве. Лишь бы рядом не было никаких других троп... Серёга сходил сначала один, чтобы не топтать лишние следы, проверил, троп нет. Место глухое и отдалённое от всех дорог. Тут мы скинули наши рюкзаки, достали все необходимые вещи, и выбрались обратно на тропу. Мы взяли с собой очень мало вещей. У меня в сумке было средство от комаров (обязательная вещь здесь!), вода во фляге висела на поясе, компас, ракетница и баллон в кармане (всегда со мной были), и сухофрукты. А Серёга свои вещи выложил, а нужные оставил в рюкзаке, сделав его лёгким и почти неощущаемым по весу. В моём кармане ещё валялась горсть леденцов, которые мы иной раз ели, когда хотелось есть, а еды не было. Теперь можно снова идти налегке. Засекли время... Всё, вперёд!

КАМЧАТСКИЙ ЛЕС

Вокруг кипела жизнь. Не в том привычном понимании, как она кипит в мегаполисах и больших городах, а своя, внутренняя, лесная жизнь. Чувствовалась близость перепончатокрылых под каждой травинкой, усатых жуков на каждом дереве, муравьёв под ногами. Здесь уже было совсем иное ощущение... Если там, среди вулканов, мы чувствовали лишь дуновение ветра и «дышание» этих громадин, возвышавшихся в небо, то здесь уже нет той «пустоты» и той «пространственности», как там... Наоборот, всё будто сжато, будто тут свой мир, весь зелёный, окружённый высоченными стволами и бесчисленными ветвями, покрытыми листвой.

Тропинка несколько раз упиралась в очередную деревянную лестницу, которая вела через овраг. Попадались на пути и ручьи, которые нужно было переходить по перегнившим развалинам, оставшимся от мостов. Но все эти конструкции, созданные когда-то человеком здесь для туристов, лишний раз напоминали о том, что всё-таки это место более цивилизованное и хоженое, чем вулканы. Хотя, от этого, ценность озёр ничуть не уменьшалась, и их надо было обязательно посмотреть. Мы изредка останавливались передохнуть, особенно после нескольких крутых подъёмов по лестницам и склонам оврагов. От жары я уже давно снял штормовку и обвязал вокруг пояса за рукава. Мы продолжали идти вперёд по тропе, хоть она и не была обозначена на нашей карте. Карта этой местности у нас была только одна, и та сороковых годов (мало что изменилось с тех времён), но мы доверяли этой тропе, и ориентировались всё время по направлению на горное ущелье, которое время от времени проглядывалось сквозь листву.

В одном месте тропа раздвоилась: одна пошла по верху, а другая ушла куда-то вниз. Стало ясно, что где-то здесь уже должен начаться подъём в горы. Озёра находились там, где начиналось ущелье, в котором текла горная река из озёр, поэтому мы всё время следили за тем, чтобы тропа не уводила нас с нужного направления. Оказалось, что раздвоенные тропы вновь сходятся, просто мы спускались вниз потом по более крутому склону. Здесь, внизу, мы уже были в долине реки, которая постепенно сужалась. Тропинка вошла в такие высокие заросли травы, что мы в них в буквальном смысле «тонули» - Серёга вошёл туда с головой, а за ним и я. Такая высокая трава встречалась на пути довольно часто, в основном на безлесных участках. А там, где снова появлялся лес, трава росла притеснённая, вынужденная делиться питательными веществами почвы с окружающими деревьями, и потому невысокая. Здесь вовсю росли кустарники, нависавшие над тропинкой с обеих сторон, формируя своеобразный «коридор» из ветвей. Там, где лес прекращался, были видны горы и верха ущелья, куда нам надо было подняться. Отсюда можно было оценить расстояние. Казалось, вверху ущелье заворачивало спиралью, и сколько ещё там надо будет пройти неизвестно... В общем, медлить было нельзя.

Многообразие цветов впечатляло. И жёлтые, и фиолетовые, и оранжевые, разнородные цветы росли повсюду, где появлялась хоть какая-то полянка. Без ядовитых растений тоже не обошлось – борщевик предательски заполонил туристический маршрут, и пробираться надо было прямо через его заросли, не притрагиваясь к его стволу. Иногда попадались такие толстые стволы борщевика, что их можно было бы только отпилить ножовкой, а само растение достигало более двух метров в высоту.

Как и ожидалось, тропинка, рано или поздно, приведёт нас к горной реке, узенькой, но очень быстрой и холодной. Вода в ней была чистейшая, можно было смело набирать во флягу, что я и сделал. Серёга не был таким приверженцем чистой питьевой воды, как я, поэтому он уже перешёл на другую сторону, и начал подъём. Я ещё не осознавал, что самые испытания ещё впереди, но потом понял, что подъём будет нелёгким по такому склону и по такому пути. К тому же пока не ясно, будут ли озёра уже вверху, в конце этого подъёма, или придётся ещё пройти внутрь «спирали», в самые горы.

Подъём поначалу казался трудным испытанием. Тропинка уже не была в том виде, в каком она была до этого, слившись в единое целое с камнями. Приходилось идти прямо по краю берега реки, перелезая скальные выступы и обходя камни. Здесь было не так рискованно, как на Мутновке, но всё равно было бы неприятно свалиться в воду, поток которой просто разобьёт любого человека о камни. Чем выше мы поднимались, тем интереснее были виды вокруг, и тем больше сужалось ущелье. Здесь нас тоже поразило разнообразие растительности. У самой воды росли папоротники, чуть дальше цветы и трава, ещё дальше – хвоя (на Мутновке видели такие же хвойные деревья), а ещё дальше на склоне – каменные берёзы, постепенно образующие лес. Всё больше и больше появлялось уверенности в том, что когда подъём закончится, мы сразу увидим Голубые озёра. Ведь как иначе может ещё быть... Река же должна откуда-то течь!

Вот остаётся несколько шагов подъёма... Сейчас мы увидим их, я уже в предвкушении красивого пейзажа, вот уже сейчас, ещё чуть-чуть. Постепенно открывается вид с каждым новым шагом наверх: вершины гор, потом их склоны, вот деревья, сейчас появится земля, и... Где же озёра!?

Не знаю, как Серёгу, а меня отсутствие озёр несколько озадачило. Как так... Шли сюда специально на них посмотреть, и получили облом. Вместо озёр рядом с тропой было небольшое скопление воды, напоминавшее скорее дождевую лужу, чем озеро... Тропа продолжала уходить в глубины котловины, как бы призывая продолжить поиски воды. Река здесь не текла так быстро и бурно, как там, вместо неё здесь протекал лишь узенький ручей, в котором вода была настолько прозрачна, что можно было разглядеть весь подводный мир невооружённым глазом. Пока мы осматривались по сторонам, вокруг было тихо, пустынно и безлюдно.

ОЗЁРНЫЙ КАСКАД

Мы прошли вперёд по тропинке, и, вскоре, ручей примкнул к ней вплотную, здесь мы сделали несколько кадров подводного мира. Вода была как стекло, видны были мельчайшие детали дна. Правда, рыб мы пока не видели, но хоть какая-то водная жизнь здесь должна быть, хотя бы на глубине озёр, до которых мы пока ещё не дошли. Тишину нарушили голоса из-за зарослей – впереди явно что-то было. Точнее кто-то... Мы вгляделись вперёд и увидели вдалеке человека. Были слышны ещё голоса, рядом с ним кто-то был. Первая мысль у меня была, что это туристы или дети с турбазы, а оказалось – местные пацаны отдыхали на берегу одного из озёр. Жара, лето, всем хочется купаться, хотелось и нам. Мы прошли мимо отдыхавших, они нам «Здорово!» и мы в ответ поприветствовали их. За тем местом, где они сидели, кустарники поредели, и открылся вид на дальние склоны гор, окружавших уже теперь со всех сторон. Впереди горы стояли высокой стеной, и только там могли быть Голубые озёра, больше нигде. Либо мы не туда пришли. Хотя постойте... Вот кажется что-то интересное справа... И точно! Из-за травы показалось первое озеро.

Подводный мир ручьёв

Озеро было совсем неглубокое, сюда даже лечь на дно и оказаться при этом полностью в воде не получится. Если мысленно убрать горы и камни, то озеро ничем бы не выделялось, и можно было бы его назвать обыкновенным озером. Но именно камни и окружавшие горы делали это место уникальным по ландшафту. Булыжники лежали везде: и по краям, и в воде, и на дне тоже. Озеро имело необычную форму, похожую на змейку, и везде в зигзагах глубина была маленькая.

Здесь мы решили посидеть на берегу и передохнуть. Вообще-то мы хотели искупаться, но залезать в такое мелководье особого смысла не имело, и, поэтому, мы решили здесь просто посидеть, почистить матрицы фотоаппаратов, а потом идти к следующим озёрам. Как круто снять обувь и дать ногам отдых, лежа на траве на берегу горного озера! Впрочем, самое интересное ещё впереди...

Серёга решил здесь почистить матрицу своего фотика. Я бы тоже не отказался, но делать это в полевых условиях пока не решился, нужна особая аккуратность и хотя бы минимальный опыт, а у меня его ещё не было. Всё-таки после вулканов внутрь могло попасть много песка, и это не могло не отразиться на фотках. Когда Серёга закончил с чисткой, мы пошли искать следующее озеро.

Второе озеро находилось чуть выше, нужно было подняться, но оно было совсем рядом, в десятке метров от первого. К нему вела всё та же хорошо протоптанная извилистая тропинка. Послышались крики и свист издалека. Мы обернулись – парни уже были на той стороне озера, и махали нам. Наконец, тропинка привела нас ко второму озеру. Оно было намного больше, форма озера была более «правильная», округлая, и глубина явно больше. Цвет воды второго озера был уже близок к голубому, что оправдывало название этих озёр. Впереди торчал камень, выступавший в воду, на который я побежал залезать, чтобы с него фотографировать. В этом озере уже можно и купаться. Правда, мы пока не знали, какая температура воды, но догадывались, что вода вряд ли тёплая.

Конец котловины был уже совсем близко. Впереди горы встали почти стеной, где-то там уже третье озеро. Со стороны, откуда мы пришли, уже было видно и первое, и второе озеро вместе. Значит, если мы залезем наверх на гору, с неё будет видно все три озера, весь каскад! Шутка вышла неплохая насчёт идеи залезть на самый хребет, но в данном случае это было бы нам не по силам без специального снаряжения. Да и со склона вид должен быть неплохой.

До третьего озера нам пришлось идти боком по левому склону, тропинка закончилась. Но, идя по склону, мы наращивали высоту, и чем выше мы поднимались, тем красивее был пейзаж. Третье озеро было самое большое, оно ещё было вытянутым, а цвет воды был настоящий синий. Вот теперь название озёр полностью оправдано. В отличие от первых двух, у третьего озера берега были ровные, аккуратные, как будто их специально кто-то подровнял. Но таким его сделала природа, просто каменистость здесь была меньше, не было больших булыжников. Они, наверное, все скатились по крутым берегам на дно. Когда мы вышли к дальнему концу озера, открылся вид на весь каскад озёр: три озера подряд – третье, второе и первое. Самое первое озеро виднелось едва-едва. Мы потихоньку переходили уже на другую сторону озёр, и вид на каскад постоянно менялся, что побуждало делать кадры под разными ракурсами. Вода шевелилась рябью, сквозь которую проглядывалось дно, усыпанное круглыми булыжниками. Пустота и уединение царили здесь... Хотя до цивилизации было совсем недалеко.

НА БЕРЕГУ ВТОРОГО ОЗЕРА

Вот мы уже на другой стороне. Издалека нам склоны казались крутыми, но с близкого расстояния можно было оценить возможность их пересечения. Впереди был снежник, который висел прямо над водой, но мы делали каждый шаг осторожно, и прошли его нормально. Вскоре тропинка снова появилась, только откуда она взялась, непонятно, где был её конец тоже. Купаться мы решили во втором озере. Вода там должна быть теплее, ведь оно мельче и лучше прогревается. Здесь мы нашли подходящую полянку с мягкой травой без камней, ниже был спуск в воду. Мы разделись, тут же напомнили о себе комары, от которых теперь спасало только постоянное движение на месте. Серёга пошёл в воду первым.

Самое трудное – зайти. Вода порядка двенадцати градусов, не больше. Постоишь чуть-чуть по колено, и уже скоро ноги сводить начинает. Поэтому, купаться надо было по принципу «быстро вошёл, нырнул с головой (это Серёга проигнорировал), вынырнул, поплыл обратно, выбежал, вытерся как следует и прогрелся на солнце». Серёга вошёл не с первого раза, так же как и я потом, но всё-таки окунулся, немного проплыл, вышел и стал греться. Настала моя очередь. Осторожно ступая по камням, ведущим к берегу, я достиг воды и вошёл... Ступни тут же «заморозило», потом я прошёл ещё чуть вперёд – начало сводить ноги, и я вышел, чтобы повторить попытку. На вторую-третью попытку захода уже было легче, ноги привыкли, а тело привыкает сразу, потому как ныряешь в воду мгновенно. Я нырял с головой. После купания вышел – как заново родился. Удивительная свежесть, бодрость после нескольких дней похода без воды.

Потом мы сгоняли ещё по одному разу, и снова отдавали себя на съедение комарам. Серёга сохнул по-другому: он ходил по тропинке кругами (она в конце заворачивала между первым и вторым озером, и вела обратно). А я стоял на месте, правда, стоять не получалось, приходилось подпрыгивать, приседать, вертеться, чтобы комары не успевали садиться. Средство не имело эффекта на мокром теле, поэтому, можно было им лишь побрызгать вокруг, но и это не давало результата. Вдалеке снова послышались голоса тех парней, только они были уже гораздо ближе. Возможно, они шли сюда.

Серёге пришла интересная идея – сфотографироваться нам прямо в воде, чтобы в кадре были горы, большая часть озера и мы. Штатив был поставлен у берега, фотик взведён на таймер, а мы приготовились вбегать в воду по команде. Я снова вошёл первым, а Серёга в это время уже запустил таймер, и тоже вбежал в воду. Несколько секунд мы стояли неподвижно, и вот, кадр сделан. Хорошая будет память о студенческих годах!

Потом мы отдыхали на берегу, высыхали, ели сухофрукты и пили воду. В это время как раз подошли те самые пацаны. Они оказались вполне нормальными и дружелюбно настроенными (могло быть по-всякому), мы пообщались, поговорили, кто где учится, откуда мы, ходили ли мы купаться на третье озеро. Сами они как раз на третье озеро и шли. Один из парней сказал, что эти озёра, оказывается, вулканического происхождения, т.е. якобы мы сейчас стоим в кратере вулкана. Серёга хотел оспорить это, утверждая, что здесь был провал, в котором и скопилась вода, однако потом мы подумали, что они могли быть и правы. С их приходом мы как раз уже одевались, готовясь в обратный путь. Когда мы закончили общение, они пошли вверх на третье озеро, а мы двинули назад. Я зачехлил свой фотоаппарат, и уже не доставал его до следующего дня.

КОНЕЦ ПЕРВОГО ЭТАПА

Вот так вот незаметно подходил конец первого этапа нашей экспедиции по Дальнему востоку. С исследованием вулканов и горных озёр было закончено, и у нас ещё впереди было три лишних дня, которые мы могли потратить на что угодно. Дальше планировался уже отдых, и я об этом тоже напишу, есть что рассказать. А сейчас мы шли обратно, по противоположным берегам озёр, искупавшиеся, поевшие и отдохнувшие. Обратный путь обещал быть долгим. Надо было не только вернуться туда, где мы оставили рюкзаки, но ещё и пройти всё то расстояние, которое мы прошли до них за сегодняшний день, и ещё путь от привала до горнолыжной базы. Так что идти надо было ещё много, и мы морально к этому были готовы.

Спуск вдоль реки был тяжелее и опаснее, чем подъём. На этот раз мы спускались слева, и вскоре поняли, что эту тропинку мы выбрали зря. Тропинки как таковой там и не было, и, если справа были только камни и песок, то тут нам ещё мешали кустарники, иной раз настолько переплетавшиеся прямо на пути спуска, что приходилось сильно изворачиваться, чтобы сквозь них пролезть. А иногда тропинка разрывалась боковыми ручьями, стекавшими сверху в эту реку, и можно было либо только по ручью перейти, либо перепрыгивать вниз с камня на камень. В одном месте был такой разрыв, что преодолеть его было нереально. К счастью, была возможность прямо здесь же и перейти на другую сторону, и вернуться на ту же тропу, по которой мы поднимались.

Обратный путь, как обычно водится, разнообразием не отличался, тем более что мы теперь шли по той же тропинке, по которой поднимались сюда. Путь назад был проведён в основном за беседой с Серёгой о фототехнике. Помню сейчас, что мы разговаривали о светофильтрах, используют ли в настоящее время цветные светофильтры и в каких случаях, говорили и о насекомых, и о предстоящей ночёвке в городе, и о многом другом. Куда там сейчас всё вспомнить...

Помню мы вошли в лес, и комары там нас окончательно заели. Мне они не давали покоя, и я каждые несколько минут доставал средство и брызгал им лицо, голову, руки, штаны. Всё равно от них было трудно отделаться. Вот, кажется, знакомое дерево... Хотя нет, не оно. Я сомневался, но Серёга точно помнил, как то дерево выглядело. Наконец, мы к нему пришли, и свернули в чащу леса. Пройдя несколько десятков метров, мы увидели лежащее дерево. Интересно, лежат там ещё наши рюкзаки или нет? Лежат. Вроде на месте всё. Тут же мы быстро переоделись, я одел штормовку, не от холода, а от комаров, чтобы длинные рукава были. В этом лесу я пользовался накомарником уже второй раз (первый раз на привале вечером). Мой накомарник был в виде сеточного мешка, который одевался на голову под головной убор. Так было хоть какое-то спасение от них. Всё, вещи собрали, рюкзаки упаковали. Даже передохнуть здесь было нельзя по-нормальному. Приходилось быть всё время в движении, чтобы эти заразы тебя не кусали. Мы побрызгались средством от комаров основательно, и вернулись обратно на тропу, уже с рюкзаками за спиной.

Теперь мы уже шли по тропе всё время вниз, а солнце тем временем потихоньку садилось. Шли мы довольно долго, и задача была простая: как можно быстрее дойти до горнолыжной базы. Изредка проходили шедшие наверх туристы, мы приветствовали друг друга. Так мы постепенно добрались до места, где был привал, и прошли мимо него. Оттуда нам оставалось идти ещё несколько километров, а ноги, тем временем, уже уставали. Если в первые дни на Камчатке уставал больше я, а Серёга бодрствовал, то теперь наоборот, я шёл в более-менее нормальном состоянии, Серёга уже ждал окончания этого спуска с нетерпением.

Поскольку мы уже приближались к концу нашего спуска, пора было подумать о ночлеге. Мы вспомнили про Володю, который предлагал нам переночевать у него, и Серёга собрался ему позвонить на следующей остановке для отдыха. Вот знакомый плющ по бокам тропы, вот и грунтовка началась. Комаров стало чуть меньше. Здесь, на открытой полянке на солнце мы передохнули, я сообщил в Москву, что мы прошли первый этап экспедиции, и будем отдыхать оставшиеся дни, а Серёга в это время пытался дозвониться до Володи. Но на том конце провода абонент был всё время недоступен. Он пытался позвонить Володе и раньше, ещё из леса, но тогда было то же самое, абонент недоступен. У нас оставался лишь один выход – действовать по плану, то есть добраться до Елизово и искать гостиницу. Володя рассказывал, что от горнолыжной базы ходят маршрутки.

Потом мы пошли дальше, а навстречу нам шли одна за другой туристические группы наверх. Наверное, такой наплыв туристов был связан с тем, что сегодня пятница, все поработали, впереди выходные. Теперь и у меня начали подкашиваться ноги: казалось бы, на ровном месте вдруг левая нога сама собой подвернулась. Вот он, результат накопившейся усталости. Но мы почти пришли. Сейчас будет заслуженный отдых. И этот момент вскоре наступил. Вот уже знакомый резкий поворот на спуск, ведущий к зданиям складов горнолыжной базы, а вот и сама база. Всё, прибыли.

Когда мы вышли за ворота базы, мы кинули рюкзаки, и сели на них, чуть-чуть перевести дух. Устали прилично, мы почти без остановки шли вниз от Голубых озёр до ворот базы. На базе было кафе, мы хотели поесть, но еды там не было, всё открывается только зимой. Зато там был человек, у которого Серёга узнал, что маршрутки отсюда не ходят. Поэтому пришлось вызывать такси, номер которого нам там же подсказали. Мы прождали такси несколько минут, потом машина приехала, мы погрузили рюкзаки в багажник, сели и поехали в Елизово. С этого момента можно было считать, что первый этап экспедиции закончился, однако, мы поспешили расслабиться. Этот день не мог закончиться так просто...

Всю дорогу таксист молчал, ничего о нас не спрашивал. Видимо, туристы здесь не редкость. Когда мы въехали в Елизово, мы сказали водителю про новую гостиницу, которую, якобы, недавно построили (по рассказам Володи), и что нам нужно туда. Однако, приехав на место, нас ожидало разочарование: гостиница была не достроена. Водитель сказал, что гостиниц больше нет, только одна есть, около аэропорта. У меня тут же возникли мысли, что там, скорее всего, мест нет. Был ещё вариант – вписаться в общежитие для военных, но оно находилось где-то далеко, и ещё не факт, что нас туда вписали бы. И мы решили ехать в аэропорт.

Рядом с аэропортом действительно была гостиница, но в ней, как и ожидалось, мест не было. Здесь произошло то, чего мы никак не ожидали. Около въезда в аэропорт стояли местные, и, когда они услышали, что нам нужен ночлег, они позвонили одной женщине, которая, по их словам, могла бы нас пристроить. Каково же было наше удивление, когда она приехала, и мы её узнали! Это была та самая женщина, которая нас подвозила из аэропорта до центра Елизово в самый первый день, когда мы прилетели сюда! Вот как мир тесен. В таких маленьких населённых пунктах он ещё теснее. И за это я их люблю подчас больше, чем большие города.

СБЫЛАСЬ МЕЧТА: НОЧЛЕГ У АЭРОПОРТА

На моё счастье оказалось, что у неё дом прямо рядом с аэропортом Елизово, что может быть лучше! У нас был запланирован споттинг, поэтому, близость к аэропорту играла важную роль. А тут так реально повезло. Мы отъехали от шлагбаумов въезда к терминалу, проехали назад через дворы, потом выехали на грунтовку, которая, вскоре пошла мимо одноэтажных домиков, в которых местные и жили. Елизово – маленький посёлок, высоких домов мы там вообще не встречали, лишь классические пятиэтажки, но по большей части были одноэтажные домики с участками. Мы проехали грузовой терминал, дорога повернула налево и пошла прямо вдоль забора аэропорта. Проехав всего чуть-чуть по ней, мы остановились у одного из домов. Приехали.

Я не верил своим глазам, когда вышел из машины. Я стоял у калитки, ведущей к дому, где мы будем жить ещё три дня, и в пяти метрах от меня уже забор аэропорта Елизово! О таком я много мечтал в детстве, и всегда стремился быть к авиации как можно ближе. И это реальность, не сон. Вот я, стою, а за забором аэропорт. И днём, и ночью я буду слышать его звуки, такие приятные и хорошо знакомые с давних времён... Я не ожидал, что нам так повезёт с ночлегом. Серёге всё это было по барабану, но только не мне.

Хозяйка оказалась очень доброй и отзывчивой женщиной. Её звали Ганна Станиславовна. Она нас приняла очень тепло, и мы чувствовали себя как дома. Мы уже предвкушали тёплый душ, горячий чай, и спокойный сон в тёплой постели. В доме с нами жило ещё несколько человек, причём, после нашего приезда сюда, мест уже не было (как раз было две свободных кровати до нас). Наши кровати оказались в разных комнатах, и у нас были разные соседи. Моим соседом оказался бородатый мужик, на вид лет пятидесяти, может чуть старше. Он тоже путешественник, это было сразу по нему видно. У нас с ним завязался разговор, и, когда он узнал, кто мы, для чего сюда приехали, его это очень заинтересовало. Эх, жаль запамятовал, как его звали. Но он был очень интересным собеседником. Мы пока сходили в местный магазин. Типичный сельский деревянный магазинчик, где мы купили доширак, пельменей на завтра, йогуртов, печенья.

Типичная улочка в Елизово

После магазина мы собрались в гостиной дома за чашкой кофе. Мой сосед высыпал себе в чашку столько кофе, что мы с Серёгой прибалдели от этого (навскидку несколько столовых ложек, кофе было насыпано примерно на полчашки). Человек не думал о последствиях для здоровья, но может он и прав, ведь жизнь у нас одна. Он действующий моряк, сам из Приморья (живёт в каком-то малоизвестном населённом пункте), на Камчатку прибыл по долгу службы, и собирался вылетать во Владивосток следующим утром в связи с болезнью родственников. Он восхищался нашим рвением познавать мир, говорил «молодцы, правильно что ходите в походы», что пока молодые, надо ездить много. Рассказывал много и про себя: как таскал рюкзаки по пятьдесят килограммов и проходил с ними большие расстояния, как много плавал на катамаранах (в основном он этим и увлекался), что всегда ходил везде с рюкзаком, даже в магазин (и его там все уже не могли представить без рюкзака). В общем, очень интересно было слушать рассказы бывалого путешественника о своей туристической жизни. Нам бы так прожить. Очень интересное и насыщенное событиями у него прошлое. Много достижений. Хотя бы личных.

Так, слово за слово, а на дворе уже стемнело, пришла холодная ночь. Серёге меньше повезло с соседями, их было двое в одной комнате с ним, и они были не прочь выпить иногда. А мой сосед ещё долго вечером общался с нами в гостиной, восхищаясь нами, что мы не лежим дома или где-то на пляже, как многие, а преодолеваем трудности в походах ради того, чтобы познавать мир, и передать частицу увиденного другим. Такое чувство, что он вспоминал себя в нашем возрасте, как он сам ходил, как они сами себе шили рюкзаки, и сейчас ностальгировал по этим годам. К тому же, он рассказал о том, что получил недавно травму позвоночника, после чего в походы уже не может ходить, и я ему сочувствовал.

Между тем наш собеседник пошёл спать, ведь у него ранний рейс завтра, а я пошёл в душ, умылся, и тоже готовился ко сну, когда мой сосед уже давно спал. При этом он спал со включённым светом в комнате, говорит, привык уже. Это-то после такого количества кофе! Классный мужик. Хотел бы я с ним когда-нибудь ещё встретиться, поговорить. На следующее утро он уже улетал. Самолёт в восемь, сам он вставал в шесть. А я даже не стал заводить будильник. Мы отдыхаем, и можем себе позволить подрыхнуть. Я выключил свет и лёг в постель. За окном небо было ясное, кругом тишина. Аэропорт как будто тоже уснул, полностью затих. Видимо, по ночам здесь ничего не летает. Так и не дождавшись убаюкивающих звуков турбин, я уснул.