Экспедиция Дальний Восток – 2008

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОТДЫХА НА КАМЧАТКЕ

Не все читатели знакомы с этим иностранным словом. Плейнспоттинг происходит от двух английских слов: plane – самолёт, и spot – точка, место. Иными словами, если говорить по-простому, по-нашему, то плейнспоттинг – фотографирование самолётов. Это особый вид хобби, относящийся к фотографии, где главная цель – запечатлеть самолёт так, чтобы зритель прочувствовал красоту авиации. Если зрителю, не увлекающемуся и не разбирающемуся в авиации, нравится фотография самолёта, значит фотограф («плейнспоттер») справился со своей задачей.

В моей жизни это хобби появилось с марта 2007 года, когда я впервые выехал во Внуково с друзьями, встал около привода двадцать четвёртой полосы и сделал свою первую в жизни авиационную фотографию. С тех пор это увлечение всегда со мной и по сей день. И, конечно же, я не мог проехать мимо аэропортов Дальнего востока, поэтому ещё при планировании поездки мы выделили время на плейнспоттинг. В дальнейшем буду говорить просто «споттинг», более коротко.

Когда мы проснулись, Серёга перебрался в мою комнату на освободившееся место, и перетащил туда все свои вещи. Завтрак был скромный: печенье, закупленное ещё вчера, два творожка и чай. За едой и после неё мы обсуждали планы на предстоящий день. На тумбочке между кроватями были разложены спутниковые снимки аэропортов, из которых была выбрана схема аэропорта Елизово. Кроме карт, у меня ещё был лист с рекомендациями по точкам съёмки в каждом из аэропортов (часть этих рекомендаций содержала выписки со слов участников авиафорума, которые мне помогли с информацией по особенностям конкретных аэропортов). В общем, предстоял очень интересный день, и вроде бы всё складывалось для нас замечательно. Но не тут-то было...

БОЛЬШАЯ ЛОЖКА ДЁГТЯ

Вам наверняка известны золотые правила «работает – не трожь», «лучше – враг хорошего». Их никогда никто не отменял. И дёрнуло меня почему-то почистить матрицу моего фотоаппарата. Стоит добавить, что я до этого никогда сам матрицы не чистил, и ещё не представлял то, с какой аккуратностью надо подходить к этому делу. И решил почистить свою матрицу сегодняшним утром. Конечно, были на то основания, ведь мы вернулись с вулканов, мы сами даже были в песке, что уж говорить о фотиках. Но выбор был сделан, и Серёга дал мне грушу для продува матрицы. Очень уж хотелось «сделать лучше». Ведь впереди плейнспоттинг. Так нужны были качественные кадры!

Перед чисткой я сделал тестовый снимок. Смотрю – несколько пылинок. Вроде бы можно продуть матрицу грушей и все дела. Но когда я её «продул» и сделал второй тестовый снимок, я не поверил своим глазам. Вместо ожидаемого чистого белого равномерного фона, я увидел огромное количество чёрных точек, теперь уже не в одном месте, а по всей матрице! Как могло пыли стать ещё больше? Что я сделал не так?

По совету Серёги как более опытного фотографа, я вышел на улицу и попробовал ещё раз продуть там. Однако ничего не помогло. Казалось, будто пылинки прилипли к поверхности сенсора. Но откуда взялось столько пыли? Неужели изнутри, со стенок фотоаппарата? Эти вопросы мне не давали покоя. А главное, всё случилось в самый «подходящий» момент! В итоге, посмотрев внимательно на сенсор, я понял, что пылинки действительно прилипли к нему, и вариант с грушей уже не подходил. Специальных средств для чистки сенсора у нас не было, сервисных центров поблизости тоже. Так что, по крайней мере, на сегодня, фотоаппарат был для меня «потерян». Пыли было столько, что на фотографиях её хорошо было видно невооружённым глазом.

Тем не менее, снимать очень хотелось, и я не собирался из-за какой-то пыли отменять все планы на сегодняшний день. С какой стати? Поснимаю с пылью, всё-таки так лучше чем вообще никак, да и пыль можно попробовать потом удалить в процессе обработки. Так и решили. Но осадок остался серьёзный, и настроение было подавлено крайне сильно. Единственная тёплая мысль была о том, что сейчас мы всё-таки обойдём аэропорт, найдём хорошее место для съёмки самолётов, и пофотографируем там. Пусть даже просто посмотрим, всё равно будет интересно. Нельзя отступать из-за такой ерунды. И мы вышли из дома на пыльную грунтовку, которая уходила вглубь посёлка вдоль забора аэропорта, и пошли по ней вперёд.

СПОТТИНГ В ЕЛИЗОВО

Вскоре я справился с собой и отогнал все неприятные мысли о наличии пыли в моём фотоаппарате. Сейчас я думал только о споттинге. Какой сегодня будет трафик? Как мы будем снимать и где? Нужно ли обходить весь аэропорт или достаточно будет дойти до торца полосы? Насколько опасно тут снимать? Это лишь небольшая доля вопросов, которые у меня крутились в голове, пока мы шли. К этому времени солнце поднялось уже высоко, и об утреннем свете можно было уже не думать в самый разгар дня.

Спутниковая карта аэропорта Елизово. Источник - Google Maps



Слева от нас всё время тянулся забор, который, словно самодельный, состоял из штампованных металлических листов с множеством отверстий. Справа – заборы жилых домов и коттеджей, из-за которых то и дело слышался лай злобных собак. Всё остальное выглядело как в обычном посёлке. И не подумал бы, что рядом аэропорт, если б не знал. Никакого фонового шума самолётов. Уже только по этому факту можно было судить об интенсивности воздушного трафика здесь. Лишь иногда встречавшиеся таблички с надписью «запретная зона» на ржавом заборе слева напоминали о том, что за забором – аэропорт.

Дома справа закончились, впереди появились какие-то гаражи, открылось пустое пространство. Забор аэропорта слегка ушёл в сторону, но оставался ещё в поле видимости. Впереди дорога заканчивалась, упираясь в бетонный забор, за которым начинались урбанистические постройки, в том числе башня заброшенного элеватора. Как только Серёга увидел эту башню, тут же предложил на неё залезть. «Сверху будет классный вид!» - говорил он. Я, безусловно, с ним был согласен насчёт классного вида, но аэропорт тщательно охранялся. А на элеваторе мы будем как три тополя на плющихе... И мы решили не рисковать. Риск слишком велик был, поскольку элеватор находился на виду у всех служб аэропорта. Сейчас вот сижу дома за чашкой кофе и думаю, а может зря мы туда не залезли? Но теперь это уже не важно...

Поскольку дальнейший путь вдоль забора был невозможен, пришлось сворачивать направо вглубь посёлка. Миновав несколько дворов, мы пошли в сторону дороги, ведущей за город. Туда нам и нужно было идти, впереди должен был быть торец полосы. Решили пока добраться до торца, а там посмотрим, стоит ли идти дальше. Слева был забор какой-то военной части, и ещё издали я заприметил там памятник Бе-12, стоявший на огороженной территории. Уже потихоньку обдумывал варианты, как бы его сфотографировать. Но когда мы вышли на автомобильную дорогу и прошли по ней немного вперёд, мы увидели, что ворота военной части на замке. Кроме того, самолёт был загорожен деревьями, и снять его по-нормальному можно было бы только с территории части. Пришлось просто пройти мимо. Солдаты сидели в курилке на территории части, и что-то обсуждали, не обращая на нас внимания.

Жилые дома закончились, и пустынная разбитая дорога уходила вдаль, где виднелись лишь поля и леса. Машины проезжали редко и медленно, притормаживая и объезжая каждую яму и трещину в асфальте. С обеих сторон от дороги дома появлялись лишь изредка, притом нежилые и, судя по всему, военные. Мы периодически останавливались, я доставал карту аэропорта из кармана жилетки, и мы уточняли, где приблизительно мы сейчас находимся. И продолжали идти дальше. Слева возникла ещё одна дорога, которая, как позже выяснилось, вела прямо к вертолётной базе Камчатских авиалиний. Мы видели там на стоянке те самые оранжевые Ми-8, которые летали между вулканами. Но там пройти вдоль забора было нельзя, рядом КПП, стрёмно, и пришлось вернуться на главную дорогу.

В один момент я понял, что забор куда-то пропал из виду, и надо бы пробраться к нему и проверить, далеко ли ещё до торца полосы. Увидев удачно попавшуюся тропинку между гаражей, мы свернули с дороги на траву, и прошли чуть вглубь в сторону аэропорта, ожидая тут же увидеть забор. Однако забора не было видно, и мы решили, что нужно просто намного дальше пройти. На карте-то одно, а в реальности может быть нечто другое. Пройдя чуть вперёд, мы оказались на полянке с примятой травой. Слева стоял между деревьями ветхий домик с небольшим участком, на территории участка стояла машина. Я подумал, что это обыкновенный жилой дом, но всё равно оставалась какая-то неуверенность. Впереди был большой холм, и Серёга предложил на него залезть. Действительно, с холма-то мы точно увидим где забор, и оценим, сколько ещё до него идти через траву. Стремновато конечно, особенно после баек про базирования военных самолётов в гражданских аэропортах и их особой охране на Дальнем востоке. Но мы всё-таки полезли на этот холм. Ведь тут территория не может быть близко, и нас не заметят.

Когда я увидел то, что было за холмом, то сначала не поверил своим глазам. Прямо на другой стороне холма были аэродромные бетонные плиты! Всего в нескольких десятках метрах от нас были аэродромные красно-белые строения шахматной окраски, а немногим дальше – военные МиГи. Перрон начинался прямо здесь. То есть забора здесь попросту не было. Мы сразу же пригнулись, чтобы нас не заметили, и тихо обговорили об этом месте как о потенциальной точке съёмки. Точка шикарная: возможность снимать и взлёты, и посадки, видимость перрона, высокое положение фотографа. Но есть одна проблема – слишком палевно здесь снимать. Если кто заметит – могут спокойно расценить как вторжение на территорию аэропорта, и попробуй докажи обратное! Формально линию забора можно обозначить здесь где угодно. Поэтому пока мы решили здесь не останавливаться, и попробовать пройти всё-таки до торца полосы. Медленно спустившись с холма, мы снова вернулись на дорогу и пошли прямо.

Торца всё не было и не было. Я снова предложил проверить близость забора, на этот раз пришлось входить в лес. Оказалось, что забора нет и здесь. Он видимо тут когда-то был, потому что стояли бетонные столбы, а колючей проволоки не было. Рядом с одним из столбов стояла табличка с примерно таким содержанием: «Стой! Запретная зона! Проход (проезд) запрещён. Возможно применение оружия». Больше всего мне понравилась последняя фраза насчёт применения оружия. Я подумал: «мы ещё молоды, как-то не хочется под пулю сейчас попадать». И не стали пересекать линию столбов. Вдруг среди высоких зарослей неожиданно возникла неподвижная фигура. Человек стоял к нам спиной всего метрах в десяти от нас и нас не видел. Кто это был – до сих пор остаётся загадкой, но стоять и снимать на виду у него было бы опрометчиво. Угрожающая табличка, конечно, сути не меняла. Мы ведь всё равно будем фотографировать самолёты. Надо только чуть-чуть ближе к торцу полосы пройти.

Когда мы уже подходили к желаемой точке съёмки, послышался звук двигателей. Самолёт шёл на посадку. Фотоаппарат был у меня не подготовлен, я бы не успел надеть телевик так быстро. А Серёга всё-таки снял китом Боинг 767 «Трансаэро» на фоне дороги, по которой нам оставалось идти несколько десятков метров, не больше. Это первый самолёт, который мы увидели здесь в воздухе с того момента, как мы шли сюда. Слышали ещё взлетающий Ту-154 перед этим, но не могли его видеть из-за деревьев, и мы тогда были ещё далеко. Учитывая, что время было три часа дня, трафик ожидался наименее интенсивный, как обычно и бывает в обеденные часы.



Прямо рядом с этим местом мы увидели глиссадные огни, но как-то странно они были расположены. Такие огни ставят обычно у самого торца полосы, но ведь самолёты садились значительно правее. Видимо, это какая-то другая полоса. Что странно, на спутниковой карте её не видно, по крайней мере, не различить как полосу. Видимо это какая-то специальная взлётная полоса для военных самолётов, либо старая, заброшенная полоса, которая раньше использовалась, а теперь не используется. Вот где-нибудь здесь поблизости и остановимся. Самолёты будут сбоку, ракурс неплохой (пусть и хотелось лучше). Мы отошли с дороги на поляну, где какой-то мужик грузил сено в прицеп, нашли точку, где самолёт не будут загораживать ни дальние деревья, ни ближние, и присели на траву. Началась фаза ожидания. Можно и квасу попить, и поговорить о споттинге.

Так мы просидели почти два часа, и ни один самолёт за это время ни взлетел, ни сел. Несколько раз мы принимали звук автомобилей за звук приближавшегося самолёта. Один раз было очень похоже. Было слегка обидно. Да и Серёга тоже был не в восторге. Мы подумали, и решили, что дальше идти вдоль забора не имеет смысла. Во-первых, потому, что солнце светит уже с этой стороны, а во-вторых, уже время позднее. Но уйти ни с чем было бы более чем глупо. Серёга сам предложил вернуться на холм. Я понимал, что это рискованно, но лучше уж что-нибудь попытаемся снять, чем вернёмся без фотографий. Вскоре мы дошли до уже знакомой тропинки, ведущей на полянку к холмам.

ПЕРВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КАДРЫ

В этот раз, когда мы прошли мимо домика, нас облаяла собака. Мы уже придумали легенду: если что – прикинемся местными. Фотоаппараты не высовываем без необходимости. И вообще, ведём себя здесь тихо. Мы забрались на холм, но долезли не до конца, и сели на внешнюю сторону склона так, что нас не было видно со стороны аэропорта. Если самолёт будет взлетать – услышим, если садиться – тоже услышим. Телевик уже надет, фотоаппарат настроен и готов. Теперь будем снова ждать, и уж точно здесь что-нибудь снимем.

Сквозь деревья просматривалась дорога, откуда мы пришли сюда. Больше всего не хотелось, чтобы здесь проехала милицейская машина, тогда они могли бы нас заметить. Все машины проезжали мимо, как вдруг одна притормозила и повернула в нашу сторону, медленно подъезжая к поляне. Это место было связано с главной дорогой маленькой грунтовкой, проложенной от домика. И вот по этой грунтовке машина сюда и приближалась. Мы сидели спокойно, зная, что и как отвечать, если будут спрашивать. Мы местные, и точка. Вышел мужик, заметил нас, но ему, похоже, никакого дела до нас не было. Он спокойно вошёл на участок, и зашёл в дом. Пронесло.

На склоне холма сидеть было не очень удобно. Сила притяжения пытается тебя всё время стащить вниз. Поэтому мы сидели полулёжа. Я старался вслушиваться в каждый звук, каждый шорох, который потенциально может быть связан с самолётом. Где же привычный гул аэродрома? Тишина, ничего не слышно. Лишь спокойствие, и шум ветра. Но тут тишину прервал нарастающий гул... Его было еле слышно, он был где-то очень далеко, но в этом звуке чувствовалась такая мощь, что мне даже стало слегка не по себе. Словно раскат грома медленно пронзал воздушные массы. Гул нарастал всё больше и больше. Тут я понял, что это было. К нам приближался Ил-86. Нужно быть «в полной боевой готовности», чтобы сделать хороший кадр. Тем более сейчас должен был быть мой первый опыт съёмки самолётов новым объективом. Нужно собраться и не подвести. Мы были готовы, и лишь чуть-чуть высунули головы из-за травы, вглядываясь в предполагаемое место отрыва. И вот, наконец, тяжёлая двухсоттонная машина взмыла в воздух, медленно поднимаясь из-за деревьев.

Наступил момент истины. Здесь и сейчас. Всего несколько секунд, несколько кадров, и прятаться обратно, за холм. Мы слегка привстали, и начали съёмку. Когда я нажал наполовину спуск затвора, автофокус промахнулся. Нажал повторно – снова промах! Как же так!? Ведь всё было заранее настроено! Самолёт тем временем поднялся довольно высоко, и уже убирал шасси. Наконец, автофокус сработал, и я сделал несколько кадров. Это были мои первые авиационные кадры на Дальнем востоке. Ил-86 Пулково мне очень нравится, я хотел его снять. Жаль только, что не вышло на фоне вулкана. Правда, из-за дымки вулкана почти не было видно. После этой съёмки я ещё долго не мог понять, почему не сработал автофокус. Я пойму это уже только на Сахалине, когда столкнусь с подобной проблемой повторно. Ну не было у меня времени на прочтение инструкции. За это и поплатился упущенным моментом.



Всего через четыре минуты на взлёт пошёл ещё один самолёт. Услышали мы его поздно, он был не такой шумный, как предыдущий. Этим самолётом был Ту-154 авиакомпании «S7» в раскраске «Логистический экспресс-оператор» (RA-85618). Автофокус в этот раз сработал лучше, но самолёт рано оторвался от земли, и опять-таки его получилось снять только тогда, когда он уже был высоко. Мы ещё не знали, что эти два самолёта были первыми и последними на этом споттинге и продолжали ждать ещё. В седьмом часу мы оттуда собрались уходить. Радовало то, что никто нас не поймал, и в милицию мы не попали. В общем, все обошлось. Сюда даже какие-то дети пришли, причём спокойно сели на внутренней стороне холма. И мужик какой-то приехал на «Тойоте», тоже, наверное, любитель авиации. Перед выходом осталось сделать последнее «дело». Мы не могли удержаться от соблазна сфотографировать те военные МиГ-31, стоявшие на перроне неподалёку от капонира. Решили так: быстро снимаем, и сразу сваливаем оттуда. Так и сделали – быстро сняли и свалили :) «Шмаляли, но пронесло» - именно такую фразу мы с Серёгой придумали для рассказа родственникам и друзьям об этой потенциально опасной съёмке МиГов. Конечно же, в шутку, ибо никто по нам и не думал стрелять.



На обратном пути мы остановились возле калитки военной части, в которой стоял Бе-12. Я не решался туда пойти, ведь ещё днём мы видели, сколько солдат сидело в курилке. Часть не пустует, и посторонним лучше туда не соваться. К тому же, мы ведь ещё призывного возраста, и нас спокойно могли «призвать». Серёга оказался решительнее меня, и настоял на том, чтобы мы туда всё-таки зашли, за что ему огромное спасибо. Благодаря его решительности, я снял этот Бе-12, причём его приняли в обе галереи авиационной фотографии, хотя поначалу мне казалось, что его не возьмут из-за того, что он снят против солнца. На крайний случай мы придумали легенду, что хотим служить в ВМФ (а эта часть, судя по всему, относилась к военно-морскому флоту, и Бе-12 принадлежал тоже именно ВМФ). Быстренько вошли, подошли к самолёту, сфотографировали. Никто и пикнуть не успел. Только когда мы вышли уже за калитку, на пороге одного из бараков стоял и курил сигарету какой-то солдат.



Чтобы на ещё более мажорной ноте завершить день, мы двинулись к терминалу аэропорта. Ну скажите, разве в Москве можно вот так вот запросто сбегать как ни в чём не бывало от торца полосы до пассажирского терминала, и при этом ещё от терминала до дома пешком идти не более пяти минут? В Москве такого нет. Да и мало где есть, наверное. Елизово – прекрасный аэропорт. Не смотря на очень слабый трафик, здесь для споттеров место просто великолепное. Точка, где мы снимали, мне показалась одной из лучших точек для съёмки самолётов. Ну, это конечно если погода ясная. Сегодня нам с погодой повезло не сильно, потому что Авачинскую сопку не было видно. Но и сказать, что не повезло, тоже нельзя было.

У терминала я надеялся увидеть Ту-204 Владивосток Авиа, или аэробус этой же авиакомпании. Но перрон был пустой, лишь несколько маленьких самолётов стояли далеко от нас: Як-40, Л-410, Ан-26, и другие. Мы стояли у решётки забора, рядом люди тоже стояли и просто смотрели на самолёты. Но мы пришли сюда не просто смотреть, и достали фотики. По центральной рулёжке к нам приближался маленький самолёт бизнес-авиации. Неподалёку от нас остановилась машина с надписью «Служба авиационной безопасности», но вроде пока никто к нам не бежал и не пытался нас ловить, так что всё в порядке, можно продолжать снимать. После бизнес-джета прилетел Ан-24РВ Якутия, но его я, к сожалению, упустил. Я убежал вдоль забора чуть правее, надеясь снять поближе бизнес-джет и Ил-62 Дальавиа, но Ан-24 слишком быстро зарулил на дальние стоянки, и, когда я прибежал обратно, было уже поздно. Инцидентов с охраной не было. Лишь один раз нам пытались что-то кричать из бензовоза, но мы эти крики проигнорировали. Бензовоз – хрен с ним, это не служба безопасности. Больше самолётов не было в течение некоторого времени, да и вечерело уже, поэтому мы решили на сегодня споттинг завершить. Вот так прошёл у нас первый споттинг на Дальнем востоке.



На завтра мы запланировали поездку в Петропавловск-Камчатский. Хотелось посмотреть известный на всю Россию город, походить там, поснимать, а заодно поискать сервисные центры или фотомагазины, чтобы почистить мой фотик. Ещё в планах было посетить побережье Тихого океана. Поэтому завтра нам нужно было быть здесь, на автобусной остановке, возле терминала. Из аэропорта и поедем. Завтра нужно быть тут ровно в восемь утра. И мы ушли домой...

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей