Экспедиция Дальний Восток – 2008

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ

Каждому из нас хорошо знакомо название этого города, наверное, с детства. Всегда во всех прогнозах погоды начинают говорить: «в Петропавловске-Камчатском температура такая-то», и только потом говорят о погоде в других городах. Погода, к сожалению, не всегда бывает милостива, хоть и принято говорить, что у природы нет плохой погоды. Но ранним утром 3-го августа всё небо было затянуто, без малейшей надежды на хоть какой-нибудь просвет, и тут уже никак нельзя было говорить о том, что нам с погодой повезло.

Мы стояли на автобусной остановке, вещей при нас почти не было. Всё только самое необходимое: фотоаппараты с объективами, плащи-дождевики, тёплая и непродуваемая одежда. Пока мы ждали автобус, из громкоговорителей на крыше терминала доносился строгий женский голос, рассказывающий пассажирам о правилах перевозки багажа, регистрации авиабилетов и других авиационных правилах. Странное ощущение, будто ты куда-то собираешься лететь... Однако нет, ты всего лишь стоишь на остановке и ждёшь автобус.

На Дальнем востоке автомобили и автобусы преимущественно японские и корейские. Изредка попадаются китайские и отечественные, и совсем изредка – мерседесы (встречались в единичных экземплярах два или три раза за всю поездку, не больше). При этом японские транспортные средства так и остаются праворульными, без переделывания под европейские стандарты. Это и понятно, ведь та же «Тойота» или «Хонда» выйдет дешевле с правым рулём, нежели с левым. Проще и выгоднее здесь купить японский или корейский автомобиль, чем отечественный, чем и объясняется столь высокая популярность таких транспортных средств в этих краях.

Не был исключением и корейский автобус, который медленно подъехал к нашей остановке, после чего мы вошли в него через среднюю дверь. Об автобусах стоит, наверное, рассказать поподробнее. Во-первых, в отличие от, скажем, московских автобусов, посадка производится не в первую дверь, а во вторую (в двухдверных автобусах), и в третью (в трёхдверных автобусах). Автобусы выглядят очень прилично, и по многим показателям опережают считающиеся негласно лучшими московские автобусы, например, наличием жидкокристаллического дисплея, по которому показывают видеоклипы, или наличием кармашков во впередистоящих креслах. Про кондиционер и добавлять нечего. Внутри так и остались корейские наклейки с указанием тамошних автобусных маршрутов, а на дверях «иероглифы» никто и не снимал (вообще, в корейском алфавите нет иероглифов, поэтому иероглифы в кавычках). Оплачивается проезд в конце, причём даже в маршрутках. Когда ты подъезжаешь к нужной остановке, ты идёшь к передней двери и отдаёшь водителю деньги на выходе. В Петропавловске-Камчатском и в Елизово проезд стоил двенадцать рублей. Проезд от Елизово до Петропавловска-Камчатского – сорок пять рублей.

Автобус быстро мчался по гладкому асфальту, то спускаясь, то поднимаясь по горкам холмистого ландшафта. За окном предательски скользили по стеклу капли мелко моросившего дождя. «Вот бздня» - подумали мы. Это не опечатка в тексте, мы действительно частенько охарактеризовывали плохую погоду или облака, которые могли с собой её принести, этим неказистым словечком. «Бздня» - сплошное облако, или затянутая облачность, неминуемо приводящая к дождю или к плохой погоде. По дороге почти не было никаких домов, лишь лес да поля. Гор за облаками не было видно. Автобус часто останавливался, подбирая людей, ехавших в город. Так, постепенно, лес закончился, стало появляться всё больше домов рядом с дорогой, а потом и вовсе, мы остановились у автовокзала, где уже начиналась территория города. Этот автобус по городу тоже едет, но надо было доплатить двенадцать рублей за проезд. Тоже на выходе, естественно.

Остановка, до которой нам надо было ехать, почему-то называлась «КП». Что такое «КП» - остаётся только догадываться. Но главное, что там, рядом – рынок, а значит и магазины должны быть, и наверняка там можно будет купить средство для чистки матрицы фотоаппарата. Проблема с пылью снова встала в моей голове на первом месте. Очень неприятное чувство, уж поверьте, никому не желаю подобной ситуации. А главное – прямо в поездке, ради которой и покупал этот фотоаппарат. Ну да ладно, вернёмся к Петропавловску-Камчатскому.

Первые впечатления от поездки по улицам города были печальными. Жители Петропавловска-Камчатского, не обижайтесь, но этот город у нас обоих оставил не очень приятное впечатление. Не сказать, чтобы совсем неприятное, но мы ожидали намного большего, главный город Камчатки всё-таки. Вместо чистых улиц, новых домов и сверкающих праздничных и патриотичных вывесок мы увидели грязные, запущенные улицы и серые, сплошь потрескавшиеся стены домов. Масла в огонь подливала ещё окружавшая атмосфера безысходности, уныния от плохой погоды и отсутствия всяких надежд на то, что туман всё-таки уйдёт. На улицах людей мало, хотя времени уже было где-то полдесятого утра. Конечно, все ларьки рынка были ещё закрыты, равно как и двери фотомагазина, на который я так надеялся. Шансы на «спасение» моего фотоаппарата упали до нуля. Оставался только Хабаровск, где уж точно должен быть сервисный центр. Но до Хабаровска надо было ещё дожить. А ведь там у нас тоже намечался плейнспоттинг, и хотелось бы поснимать без пыли на матрице. Но пока, видно, не судьба... Серёга тоже был не в восторге от погоды. Какие снимки можно сделать в такую погоду? Тем не менее, посыпать голову пеплом – плохая идея, зачем себя травить? Мы сюда приехали, сейчас походим здесь, посмотрим, сходим к морю, посмотрим порт, отдохнём. В общем, всё нормально. Может даже что-нибудь снимем, а может вообще потом туман рассеется. Мы достали карту города, оценили наше местоположение, и пошли прогулочным темпом в сторону моря.

Дома в Петропавловске-Камчатском стоят прямо на склонах гор. В нашем доме в Елизово висел календарь, который, видимо был подарен хозяевам дома во время выборов в государственную думу, потому что на нём было большими буквами написано название преобладающей партии. Но главное, что на календаре было красивое фото Петропавловска-Камчатского: много-много домов, снятых откуда-то с горы, а на заднем плане – Авачинская сопка. Ну, понятно, что на Авачинскую сопку при такой погоде рассчитывать было бы наивно, но хотя бы дома сверху снять было бы интересно. Первой нашей идеей было поискать гору, с которой можно было бы снять общий вид на город. Но пока мы шли к морю вдоль вечно поворачивающей вдоль склона горы дороги, никаких тропинок в гору не было, так же, как и подходящих для съёмки склонов. Все горы были низкие, и обросшие деревьями. К тому же везде было мокро от тумана и дождя, и мы отказались пока от идеи залезать на гору.

Вот, наконец, виден морской порт. Сквозь туман возникли очертания мачт грузовых кораблей и портовых кранов с включёнными огнями. Мы почти дошли до побережья залива, и прямо здесь была большая площадь с памятником Ленину. Судя по всему, именно здесь и был центр города. Тут стояло и здание администрации Камчатского края, за ним по дороге вверх начиналась одна из главных улиц города, тянувшаяся почти до самого побережья океана. А мы уже были у побережья бухты залива. Здесь было абсолютно пустынно, на гальке валялся мусор. Мы сели на скамью, стоявшую напротив моря, и стали ждать. У Серёги здесь жила знакомая, которая могла бы нам помочь добраться до океана. Сейчас, наверное, время ещё было раннее, поэтому некоторое время мы просто сидели и ждали улучшения погоды. Но дерзкий туман никак не отступал. И мы наблюдали за спокойным движением невозмутимой воды, за маленьким кораблём с туристами, тихо бурлящим воду своими винтами. Иногда посреди водной глади появлялся какой-то чёрный объект, державшийся некоторое время наплаву, и снова исчезавший в глубинах моря. Это был морской котик. Слишком далеко они были от нас, но после просмотра увеличенного фото, стало ясно, что это именно они.



Серёга так и не дозвонился до подруги, ни со своего, ни с моего телефона. Видно спала ещё. И мы пошли дальше коротать время, на этот раз решили пройтись чуть вдоль побережья в сторону скалы. Там ничего интересного мы не обнаружили, всё тот же пейзаж. Именно в этом месте я вновь почувствовал, насколько далеко от дома нахожусь. Осознание, что ты находишься в Петропавловске-Камчатском, психологически действует сильнее, чем то, когда ты находишься среди гор. Или просто у нас тогда на вулканах времени не было об этом думать. А сейчас у нас были минуты полного бездействия, и самое время подумать о пройденных километрах, о дальнейших планах. Когда нам надоело сидеть, мы пошли обратно в город. Надо было что-то перекусить.

Поели мы в замечательном бистро. Всем рекомендую – оно недалеко от администрации прямо по дороге немножко пройти пешком. Серёга созвонился с подругой, и они договорились о встрече. Встретились мы не сразу, пока доехали, пока друг друга нашли. К месту встречи мы проехали через весь город (вернее, оставшуюся его часть). Из автобуса мы заметили два интересных места, откуда можно было снять панораму города. В конечном пункте автобуса мы вышли, подождали несколько минут, и, наконец, встретились с Серёгиной подругой. Она приехала с мужем на машине, и они нас подвезли до места, откуда совсем немного оставалось дойти до побережья Тихого океана. Пока мы ехали вместе, она нам рассказала о том, как когда-то раньше ходила через те горы к океану. Дойти просто так до побережья океана без преодоления горного перевала было невозможно. На машине туда тоже проехать можно было только до определённого момента. Дальше начиналась свалка, через которую легковая машина не проедет. Проще было пройти пешком. Нас предупредили, что от свалки будет вонять, причём довольно продолжительное время. И мы к этому морально подготовились.

КРИК ЧАЕК

Машина свернула с асфальтированной дороги, и мы поехали по грунтовке, переваливаясь на ухабах. Справа потянулся какой-то забор, что было за ним – непонятно, но почти на каждой плите висела угрожающая табличка. Смысл, как всегда, был такой, что будем стрелять, запретная зона, и тому подобное. На высокой башне стоял солдат с пулемётом. Я уже этому не удивлялся, и понял, что здесь военных очень много. Секретные объекты повсюду в этих краях. Рассказывать по этому поводу ничего не буду, не видел, не знаю :)

По грунтовке мы ехали недолго, но всё время немного вверх. Проехали мимо лающих собак, подумав о том, как будем мимо них проходить обратно. Здесь было абсолютно пустынно. Ни одного человека, ни одной машины навстречу, никакого движения. Словно попали в какой-то затерянный мир... Вдруг машина остановилась. Тут мы и приехали. С нами попрощались, мы вежливо поблагодарили за то, что нас довезли, и остались одни посреди густого леса и одинокой дороги. Прямо перед нами была угнетающая картина...

Повсюду лежал мусор, огромные кучи, валуны разнообразных вещей, металлических деталей, коробки, банки, пакеты из-под продуктов, битое стекло, какая-то гниль, чёрт знает что ещё там валялось в этой огромной куче. За свалкой открывался вид на долину, в которой лежало заросшее продолговатое озеро. Я никогда не был до этого на свалке, лишь проезжал мимо. Не сказать, чтобы она была слишком огромная, но всё равно размер свалки впечатлял. Над всей этой кучей парили чайки, выискивая среди кучи барахла что-нибудь съедобное. До этого дня крик чаек у меня ассоциировался только с морем, морским побережьем и морскими пейзажами. Но теперь, к большому сожалению, я часто ловлю себя на мысли о том, что крик чаек у меня теперь ассоциируется со свалкой. Слишком сильное впечатление произвела на меня вся эта картина. Хмурое, затянутое сплошными тучами небо, зловещий ветер, раскачивающий кроны деревьев, тишина, чувство одиночества посреди этого потерянного для жизни места, - всё это добавляло серых красок в этот и без того мрачный пейзаж. Но у нас не было выбора. Попасть к океану можно было только таким путём. Слабонервные пусть идут смотреть залив, в бухту. Но мы хотим увидеть стихию волн открытого холодного Тихого океана. На прочувствование всего того, о чём я сейчас рассказал, у нас ушло пару минут, не больше. Мы почти сразу нашли беглым взглядом по помойке примерный путь через неё. Но пришлось идти прямо по мусору. В итоге даже не запачкались. Так что, можно сказать, что этот этап был пройден. Теперь оставалось перелезть через перевал, и выйти к берегу океана. Выйдя снова на дорогу, мы полезли по ней вверх.



Дождь уже давно прекратился, но от этого было не легче. Появились комары, снова пригодилось средство. Мы шли в гору уже достаточно долго, минут десять, наверное, поднимались, а запах свалки всё не прекращался. Нас об этом предупреждали, перетерпим. И комаров тоже перетерпим. Мы всегда были готовы к внезапному нападению дикого зверя из-за зарослей. Была опасность встретить злых собак, мы тут видели уже не одну голодную дворнягу. Дорога через перевал заняла около часа по времени. Путь был однообразным до самого берега – всё лес да лес кругом. Иногда встречались какие-то площадки, рассчитанные по размеру на одну военную машину, иногда останки то ли от бункеров, то ли от каких-то других строений. С хребта горы океана всё ещё не было видно. Видать, пока не спустимся, океан не увидим. Чем дальше мы спускались, тем автомобильная колея выделялась отчётливее. В одном месте она раздвоилась, и мы наугад выбрали один из вариантов. Уже почти в самом низу пришлось переходить через огромную грязную лужу, но по траве получилось ноги сохранить сухими. И вот уже до нас стал долетать шум волн...

Крутизна спуска всё уменьшалась и уменьшалась, пока, наконец, мы не вышли из леса. Открылся красивый пейзаж: продолговатое озеро, которое больше напоминало реку, и большой «остров» на той стороне с причудливой формы деревьями. Пейзаж очень напоминал саванну. Лишь погода портила общее впечатление, мне даже не хотелось доставать фотоаппарат. Теперь вот жалею, что не достал. Меня больше интересовало не озеро. Вдалеке, едва различимый на фоне дымки, но хорошо слышимый по рёву волн, распростёрся Тихий океан. Мне хотелось скорее к нему, стоять и ждать пока Серёга снимет озеро, не хотелось, тем более комары поедали. Чуть пройдя вперёд, мы оказались на краю начала побережья. Здесь начинался песок и заканчивалась трава. Долгожданный Тихий океан был перед нами...

ТИХИЙ ОКЕАН

С воды дул сильный ветер, доносивший до нас запах морских водорослей. Кругом никого не было, ни единой души. Даже птицы куда-то попрятались, словно мы оказались в каком-то другом измерении в параллельном пространстве... Никаких следов пребывания людей и никакого мусора здесь уже не было. Место было по-настоящему диким. Тихий океан – это не залив, не какая-нибудь бухта. Здесь нет рядом портов и кораблей, здесь нет рядом жилых домов и поселений, нет никаких дорог, кроме той, по которой мы сюда пришли. Здесь в данный момент были только мы и природная неумолимая стихия...

Песчаное побережье лежало чуть ниже по уровню, чем тот кусок земли, на котором мы стояли. У самого края, где начинался берег, песок был ещё сухим, но уже в нескольких метрах дальше он был повсюду мокрым. Тонкий слой воды на песке был похож на идеально гладкую поверхность огромного зеркала. Волнами тут иной раз заливало всё побережье, и это хорошо было видно по водорослям, лежавшим довольно далеко от воды, останкам от рыб, раковин, и по залитым песчаным углублениям. Чуть левее возвышались огромные скалы-острова, детали которых были едва различимы в туманной дымке. С обеих сторон вдоль побережья нас окружали невысокие скалистые горы, покрытые ровной, словно кем-то подстриженной зелёной травой. Облака лежали так низко, что верхние части хребтов гор не были видны за ними. Ещё на побережье залива мы обратили внимание на интересный вид водорослей, которые встречались в этих краях, не имели запаха и слегка странно выглядели. По виду и по свойствам они напоминали резиновые жгуты, при этом очень прочные. Попадались они нам и на этом берегу.



Поначалу некоторое время мы просто стояли и смотрели на волны океана. Мне доводилось бывать на Индийском и на том же Тихом океане, но нигде я так по-настоящему не чувствовал океан как здесь. Там была рядом цивилизация. А здесь мы одни. Совершенно одни. И шторм. На душе было совсем небольшое чувство тревоги, где-то в самой глубине души. Но внешне мы понимали, что всё спокойно, и ничего здесь произойти не может, волны не могут увеличиться внезапно, и цунами не возникнет просто так. Поэтому мы уже готовились сделать ещё один наш совместный кадр, на этот раз на фоне Тихого океана. Кадр был сделан.



Мы пошли вдоль побережья. До дальних скал идти было слишком далеко, поэтому мы пошли в левую сторону к ближним скалам. Там было множество чаек, искавших пропитание прямо у края воды, и у нас появилась мысль сфотографировать их в тот момент, как они стаей будут взлетать в небо. Чтобы они все взлетели, надо было, естественно, их спугнуть. Главное – не раньше времени. Техника была уже готова, мы – тоже. Подойдя к ним на безопасное расстояние, мы уже приготовились снимать, как вдруг волна их спугнула раньше нас, и они взмыли в воздух. Далеко они не улетели, и почти сразу же прилетели обратно, только сели чуть дальше от нас. Мы прошли ещё немного вперёд, и на этот раз уже сняли их как хотели. Потом несколько кадров было сделано и телевиком. Одна из чаек тщетно пыталась выбраться из консервной банки, в которой застряла её лапа.



Увы, после той свалки, я уже воспринимал чаек по-другому, да и Серёга тоже. Надеюсь, это не на всю жизнь. Вдалеке показалась фигура незнакомого человека, который шёл к нам по берегу. По крайней мере, мне сначала показалось, что он шёл к нам. Туман был такой сильный, что даже направление движения было трудно определить. Однако потом он пошёл обратно, и исчез где-то там далеко. А мы тем временем собрались продолжить наш путь в сторону скал. Серёге пришла идея попробовать залезть на одну из них и посмотреть, что видно сверху. Удобнее было бы пройти не по берегу, а по траве, поэтому мы вскоре уже пробирались к скалам по «саванне», пытаясь нащупать хоть что-нибудь наподобие тропинки. Удалось выйти на след автомобильной колеи, оставленной кем-то прямо в траве. Здесь я снял деревья «саванны», пока мы проходили мимо них. Неизвестно, вернёмся ли мы ещё сюда, ведь обратный путь отсюда мы хотели проделать через те скалы, куда мы направлялись, а не по тому же пути, по которому мы пришли сюда. Серёга проверил скалу первым, а я пока ждал внизу, что он скажет насчёт вида. Он не стал лезть до конца, нам надо было лишь оценить, насколько фотографичен вид оттуда. И я ему поверил, когда он сказал, что вид в целом такой же, как и снизу, ничего особенного в виде с небольшой высоты не было. К тому же, лезть туда было не очень удобно и чревато травмами, поэтому мы туда лезть не стали, и просто продолжили путь вперёд, снова по берегу.



Когда мы вышли на берег, оказалось, что мы давно уже тут не одни. Перед нами стояли три рыбака (по крайней мере, они были похожи на рыбаков), рядом с ними лежала резиновая лодка. Нас облаяла небольшая собачонка, когда мы подошли к ним и спросили, можно ли как-нибудь выйди в город через те скалы. На что рыбаки нам ответили, что там пути нет, поскольку вверху место оцеплено военными. Что там располагается наверху – остаётся только гадать. По словам рыбаков, вдоль скал по побережью мы тоже не пройдём из-за прилива, который уже вот-вот должен начаться. Мы прошли несколько шагов вперёд, видели интересные «дыры» в скалах, выточенные волнами. Это были даже не дыры, а какие-то выемки в форме улитки, выточенные снизу волнами. Тем временем вода действительно начинала прибывать, и, когда мы уже шли обратно, пришлось переходить в нескольких местах уже не по берегу, а по камням над водой. На обратном пути мы уточнили у рыбаков ещё раз насчёт альтернативных выходов отсюда, и поняли, что ничего кроме как возвращаться прежней дорогой нам не светило. На обратной дороге в районе начала подъёма нам встретилось двое людей, один с автоматом Калашникова, другой с ружьём, но оба не в военной форме. Странно, зачем им тут оружие. Уж не медведи ли тут... Чуть дальше стояла их машина. В остальном обратный путь до свалки ничем не запомнился.



ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГОРОД

Пришлось пережить всё то же самое, что мы пережили при подъёме, и ещё раз пройти свалку. Дошли мы и до места пребывания злобных собак. Увидев их ещё издали, мы свернули на дорогу, ответвлявшуюся влево и вверх, эдакий объезд под шлагбаумом. Удивительно, но собаки нас нашли и там, почуяли что ли. В общем, мы были облаяны со всех сторон как только возможно. Баллончик был всегда при мне, и пресечь нападение мы были готовы в любую минуту. Весь путь, который был проделан до свалки на машине, мы прошли обратно пешком. И вот уже рядом автобусная остановка. Мы едем в город.

Прямого автобуса отсюда до города не было, и мы вышли на остановке, которая находилась недалеко от той горы, где мы днём встретились с Серёгиной подругой. Оттуда автобусы уже ходили, но мы решили воспользоваться маршруткой, и довольно быстро доехали до администрации. Там решили сходить в бистро, но не успели, оно совсем недавно уже успело закрыться. Что ж, пообедаем «стандартным набором»: два питьевых йогурта и две булочки. Очень даже неплохо поели, посидели на скамейке напротив одного из городских памятников, вокруг которого скейтбордеры и роллеры устроили местное состязание друг с другом: «кто круче прыгнет, или проскользит по перилам». После так называемого обеда решили проверить, как там дела с фотомагазином, не открылся ли. До него поехали на автобусе, поскольку каждая минута была дорога, нужно было до заката успеть снять вид на Петропавловск-Камчатский. «Стоп. Какого заката?» – вполне логично спросит внимательный читатель. И будет прав. Ведь всё время была дымка, сплошной туман и низкие облака. Но ситуация к вечеру поменялась, хоть и не намного, но в лучшую сторону, и даже кое-где виднелись какие-то просветы.

Фотомагазин был всё так же закрыт, с фотоаппаратом полный облом. Но снять вид на город всё же надо было. Дождавшись ближайшего автобуса в сторону моря, мы сели в него и поехали до нужной нам остановки. К тому времени, как нам нужно было выходить, в автобус зашло много народу, и мы еле успели пробраться к передней двери на выход и сообщить водителю о своём желании выйти здесь. Место было не самым лучшим, но всё-таки лучше, чем ничего. Думаю, общее представление о городе можно понять. Увы, мгла всё-таки успела накрыть небо пока мы ехали, но что есть, то есть, этого изменить нельзя. Ну вот примерно так и выглядит Петропавловск-Камчатский.



Мы вернулись на остановку, дождались нужного автобуса и доехали на нём до «КП». Я всё ещё надеялся хоть что-нибудь купить в ларьке или в магазине, чтобы почистить матрицу. Но ничего мы так и не нашли. Продавалось много различных полезных и бесполезных вещей, из которых для фототехники ничего не было. Ларьки потихоньку закрывались, под вечер все начинали расходиться по домам. И мы тоже возвращались. На автостанции уже стоял наш автобус и толпа рядом. Дверь автобуса была открыта, но толпа почему-то не заходила в него. Оказалось просто, что большинство желающих ждало не этот автобус, а другой, и мы вошли в наш автобус первыми. Заканчивался очередной день, полный впечатлений. Приятно, что каждый новый день приносил разнообразные, разнородные впечатления. Ни один день не был похож на другой. И это было круто. Хотелось бы подвести черту под первой большой частью фотоотчёта прямо здесь, однако следует сказать ещё пару слов о третьем дне отдыха.

КРАЙНИЙ ДЕНЬ НА КАМЧАТКЕ

Все лётчики употребляют слово «крайний» вместо «последний». Слово «последний» - слишком роковое, особенно для суеверных людей, поэтому ограничимся словом «крайний». Я хотел бы ещё вернуться туда. Когда-нибудь. Камчатка притягивает к себе, как говорил водитель микроавтобуса, который отвозил нас на вулканы в первый день.

Что сказать о третьем дне отдыха? Хотел бы я сказать, что он был абсолютно бесполезным, но не могу, ибо это не так. Да, мы проспали почти до обеда, лень было вставать. Планов на этот день особых не было, разве что можно было съездить на споттинг, но погода была не самой лучшей для споттинга. Главное – сегодня нужно было решить проблему с фотоаппаратом альтернативным путём. Серёга предложил идею, которая была рискованной, но единственно возможной в данной ситуации. Он предложил чистить матрицу кисточкой.

Мы ездили специально в центр Елизово, искали там магазины с канцелярскими товарами для школьников. Городской центральный рынок, куда мы приехали на маршрутке с незамысловатым номером «1», был ими завален в преддверии начала учебного года, которое было не за горами. Там мы купили кисть «Пони-1», самую тонкую и мягкую из всех кисточек для рисования. Такая матрицу не должна повредить. Купили мы там и маленький рюкзак. Его решили взять для удобства, чтобы в «лёгком» варианте не таскать с собой вещи в большом рюкзаке, а перекладывать при необходимости всё самое нужное в маленький рюкзак, а те вещи, которые не нужны в данный момент, оставлять в больших рюкзаках. Купив первый же попавшийся китайский рюкзак за четыреста рублей, мы вернулись домой. По пути до участка мы зашли к терминалу, сняли там Ил-96-300, прилетевший из Москвы, и какой-то частный Боинг-737. Дома оказалось, что из рюкзака забыли вытащить большой мешок из прочной ткани, и так и продали нам рюкзак вместе с этим мешком. Мы потом оставили этот мешок Ганне Станиславовне.


И всё-таки удалось почистить матрицу. На это ушло немало времени, может час, может два, уже не помню. Я действовал предельно аккуратно, ведь вокруг была сплошная влажность, иногда капал дождь, случайная капля которого могла попасть на сенсор. Намучился с ним немало. Но этот способ чистки матрицы оказался действенным в данной ситуации. Я сам удивился результату. Большинство пятен и точек удалось удалить, и на моём фотоаппарате снова стали получаться чистые снимки. Я был очень рад этой позитивной перемене, и выучил для себя серьёзный урок на всю жизнь.

Мы попросили у Ганны Станиславовны газовую плиту, и у неё она как раз оказалась. Плита была весь вечер в нашем распоряжении. Туда как раз подходили наши газовые баллоны, которые у нас остались с вулканов, и мы израсходовали остатки газа в двух баллонах. Один даже нетронутый остался, хорошо мы сэкономили газ. Правда, купили с превышенным запасом, но это ничего. За сорок рублей за баллон можно. Сварили себе на этот вечер макароны, варил их я в самой ночи, выставив плиту на улицу. Вкусно поели, собрали все наши вещи заранее, уложили рюкзаки. Завтра ранний подъём, утренний рейс в Хабаровск. Пожалуй, здесь я остановлюсь. Следующий день – это уже новый этап экспедиции, поскольку на следующий день мы будем уже в Хабаровске. Здесь логически завершается описание первой части фотоотчёта. Продолжение следует во второй части :)

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей