Экспедиция Дальний Восток – 2008

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЦИВИЛИЗАЦИЮ

Вот и наступил тот день, когда мы снова возвращаемся в цивилизацию, в места, где живут люди и кипит жизнь. Мы обошли вулканы, которые хотели посмотреть, мы познали часть Камчатки. Но оставалось познать другую часть, совсем другую Камчатку... Ведь Камчатка славится не только своими вулканами. По плану мы должны были после вулканов вернуться в город, туда же, откуда приехали автостопом, потом добраться до Елизово и переночевать там в гостинице, чтобы на следующий день уже пойти на Голубые озёра. Голубые озёра – уникальное место на Камчатке, где можно высоко в горах увидеть несколько красивых горных озёр. Мы не могли не включить их в наш план. Вот долину гейзеров мы не посещали из-за ограниченности поездки по времени и из-за дороговизны путешествия туда, поэтому, после вулканов, мы собрались сразу ехать на Голубые озёра с предварительной ночёвкой и днём отдыха в Елизово.

Этим утром мы проснулись поздно, можно было себе такое позволить. Впереди – целый день на то, чтобы доехать до Паратунок. Дорога до Паратунок – самый сложный этап дороги назад. Ясное дело, из Паратунок доехать до Елизово проще, там уже ходит транспорт. А вот выбраться отсюда до Паратунок нам предстояло автостопом. Учитывая неизвестность интенсивности трафика, и непредсказуемость автостопа (о котором я уже писал в первой части), мы выделили на эту дорогу целый день, с хорошим запасом. И такой запас был оправдан. Поэтому в это утро мы никуда не спешили и потихоньку собирали вещи. На улице уже припекало солнце, рассвет давным-давно миновал... Серёга пошёл фотографировать кальдеру, а я остался у палатки, периодически следя за горелкой. Когда он вернулся, мы приготовили завтрак, впервые сварив себе суп с рисом (как позже оказалось, это был не только первый суп, но и последний, мы отказались от этой идеи).

Забыл рассказать ещё про одну интересную деталь. Внимательный читатель, наверное, уже задался вопросом «а куда они девали мусор?», на что я отвечаю: все банки мы сминали ботинками до плоского состояния, и собирали мусор в пакет, всё время таская его с собой, пристёгнутым на рюкзаке. Природа этих мест уникальна, и загрязнять её нельзя ничем, поэтому, всё, что не сгорало в огне, мы носили с собой. Забегая вперёд, скажу, что позже, мы банки обжигали в огне костра, а пакеты из-под круп просто сжигали на костре.

А сейчас выяснилось, что у нас ещё и остались неизрасходованные до конца газовые баллоны, и мы решили дать волю своему воображению, и устроить «фейерверк» из огня! Нет, это не то, о чём вы подумали, мы ничего не взрывали :) Просто мы решили, что, когда приготовим еду, мы остатки газа в баллоне выпустим на полностью открытом кране горелки, чтобы устроить высокий столб пламени, и на его фоне сфотографироваться!

На практике получилось несколько иначе. Пламя было небольшое, на фотографии его даже не видно, так что, ограничимся только композицией с холмами, палаткой и нашей горелкой, перед которой мы стоим. Баллон мы израсходовали весь, и даже остался ещё один, частично начатый. «Пригодится на Голубых озёрах», - решили мы. Теперь осталось только собрать вещи, и можно было двигаться в путь.



Пока мы укладывали рюкзаки и разбирали палатку, мимо нас одна за другой пошли туристические группы. Время уже было далеко не раннее, как раз многие туристы начинали свой путь на Мутновку. Сначала прошла группа из нескольких человек, снова экипированные и с палками, и прошли они совсем рядом. Оно и понятно, ведь наш островок был прямо рядом с дорогой, а вдоль дороги идти наверх удобнее всего. Мы им крикнули «Привет туристам!», так мы приветствовали туристов, встречавшихся нам преимущественно на Камчатке. Потом сзади появилась ещё небольшая группа, из которой два человека решили подойти к нам, и залезли на наш островок. Это были два парня, примерно нашего возраста, один в ярко-жёлтом комбезе, другой в ярко-фиолетовом. Видно было, что эти «экипированы по полной», уже только по одним специальным комбинезонам. Мы поздоровались, пообщались. Оказалось, что они тоже из Москвы. Мы им вкратце рассказали о нашем походе, а они нам – о своём.

Тут из кальдеры показался «Зил», медленно приближаясь к нашему острову по дороге. Мощный трёхосный автомобиль с рёвом проползал в колее снежника, лежавшего у него на пути. Когда он проезжал совсем близко, можно было разглядеть ехавших в нём пассажиров. Перед началом крутого подъёма вдоль ручья грузовик остановился, и пассажиры из него вышли, после чего все вернулись в кузов и «Зил» продолжил свой путь наверх. Рёв двигателя был ещё долго слышен, несмотря на то, что грузовик уже далеко от нас отъехал. Сколько же топлива расходуется на подъёме в такую гору на первой передаче! Хотя всё это окупается деньгами туристов. Последний раз взглянув на это место, мы взвалили рюкзаки на плечи, и двинулись в путь...



Дорога шла прямо по кальдере, плоская в профиле и извилистая. О том, что это дорога, можно было понять только по большому количеству следов от машин и от туристов. Но «плоской» она была недолго. Через некоторое время дорога «упёрлась» в нижние бугры от склонов Горелого, которые оказались очень «вытянутыми» в кальдеру, чтобы дорога их огибала. Поэтому дорога шла прямо через них, то вверх на бугор, то вниз, с бугра. Пока мы шли, солнце поднялось уже высоко. Дорога разнообразием не отличалась, поэтому и фотографий с неё мало.



МАШИНА, КОТОРОЙ ДОРОГИ НЕ НУЖНЫ

Остановок мы делали мало, старались идти равномерно, приноровились уже. Но идти было не очень интересно, хотелось ускорить этот этап. До озера Срединного, где начинается ответвление на грунтовку, где мы должны были ловить машину, нужно было пройти ещё порядка восьми километров. И мы уже подумывали: «А не застопить ли нам тот Зил, который отвозил туристов на Мутновку?». Обсудив это, мы сначала сошлись на мнении, что это может нам вылететь в приличную копеечку, ведь компания, в чьей собственности эти грузовики, дерёт со всех немалые деньги. А потом подумали, а отчего бы не попробовать? Вдруг подвезут?

И тут мы услышали сзади хорошо знакомый рёв двигателя. Машина ехала медленно, её пока не видно было даже за поворотом, а мы как раз приближались к очередному бугру. Бугор – отличная точка для автостопа, здесь машина едет медленно, а голосующих хорошо видно. Мы поставили рюкзаки, прислонив их друг к другу, чтоб стояли на виду, и стали ждать грузовик (кстати, только сейчас я на фотках разглядел эмблему «ЗиЛ», а там, в походе, мы думали, что это «Урал», так и не обратив внимание на надпись на эмблеме). Вот он уже показался из-за поворота. Надеюсь, пустой..., - подумали мы. «Остановится или нет?»

И действительно. Забравшись на бугор на первой передаче и выехав на ровную верхнюю часть бугра, «Зил» остановился рядом с нами. Серёга открыл дверь, и спросил: «Сколько будет стоить доехать с вами до озера Срединного?». Тут я подумал: «Зря он так, сразу сколько стоит спрашивать. Всё-таки они тоже люди, видят что путешественники, всё понимают, необязательно сразу за деньги». К счастью, водитель именно так нас и понял, принял как небогатых путешественников, и подвёз абсолютно бесплатно, как и бывает в автостопе. Мир не без добрых людей.

Когда мы ещё так покатаемся в кузове военного грузовика...



Водитель, к тому же, оказался ещё и настоящим мастером своего дела. То, как он вёл своего монстра, скользя «вбок» по снежному скользкому склону с тридцатиградусным наклоном вниз, надо было видеть. Иной раз казалось, что машина вот-вот опрокинется на бок, но грузовик продолжал ехать, переваливаясь на колдобинах и камнях. В передней кабине сидела девушка, её, видимо, тоже подвозили. А кузов грузовика был пустой, туристы уже в это время поднимались на Мутновку... Как раз после одного крутого спуска, грузовик сделал остановку рядом с ещё двумя грузовиками, «Камазом» и «ГАЗ-66», которые стояли посреди этих пустынных песчаных «полей». Мы сначала подумали, что приехали, что дальше нас везти не будут, но потом водитель сам предложил нам ещё с ним проехать, и мы снова залезли в кузов.

Уже через несколько минут мы остановились рядом с теми двумя машинами внизу



Дальше дорога уже была ровнее, но не легче от этого, потому что встречалось много подтаявших снежников. Ехать по снежникам можно было осторожно, только с очень маленькой скоростью, не быстрее скорости пешехода. Пару раз под нашим весом снежник трескался, и машина проваливалась на несколько десятков сантиметров в воду. Но такому грузовику всё нипочём, он бы, наверное, и наполовину вплавь добрался, будь перед нами озеро. Так мы добрались почти до озера Срединное. Водитель остановил машину, мы открыли дверь кузова. Он вылез из кабины, подошёл к нам и сказал, что дальше он сворачивает. Мы вылезли, потом вытащили наши рюкзаки. Поблагодарив водителя за увлекательную поездку на грузовике, мы пошли дальше пешком.



Может быть, последний раз мы видим Горелый... Кто знает, вдруг мы когда-нибудь всё-таки вернёмся сюда, но сейчас это были минуты прощания с вулканами. Дорога уходила всё дальше и дальше от них. Отсюда до грунтовки оставалось совсем немного, может пару-тройку километров, не больше. Вот уже дорога пошла наверх, на плато, вот знакомые пейзажи... Уже видна линия электропередач от геотермальной электростанции, значит дорога должна быть где-то близко.

ДОРОГА

Дорога возникла перед нами гораздо быстрее и раньше, чем я ожидал. Мы стали искать место, наиболее подходящее для автостопа, но так его и не нашли, поскольку дорога была везде прямая, машины пролетали по ней довольно быстро, и нас плохо было видно со стороны ГЕО ТЭС из-за выпуклости дороги. Поэтому мы приняли решение идти дальше, до того места, где в эту дорогу входит дорога с Толмачёво. Преимущество того места в том, что там двойной трафик: с ГЕО ТЭС и с Толмачёво, а здесь только с ГЕО ТЭС. И мы пошли вперёд в поисках нужной нам развилки.

По дороге мы видели несколько машин, проезжающих в сторону электростанции, но в обратную сторону машин почти не было, и это слегка напрягало. Вся надежда была на увеличение трафика после развилки. Навстречу нам проехал «Уазик» (типа микроавтобуса, «буханка», как его называют в простонародии), причём с такой бешеной скоростью и, практически не тормозя перед ямами, что мы слегка были ошарашены. «Вот гонщик-экстремал!», - согласились мы друг с другом. Дошли мы до развилки довольно скоро, встали на нужной стороне дороги, чуть-чуть за развилкой, и поставили рюкзаки так, чтобы их было видно, а сами присели на землю в стороне от дороги (у нас были специальные сидушки, чтобы садиться куда угодно). Здесь начиналась фаза ожидания.

Мимо проезжали самые разные автомобили. Надо сказать, трафик был немаленький. Но проблема была в другом – никто не останавливался в течение длительного времени. Проезжало много японских джипов, один из которых зачем-то остановился, зная, что не возьмёт нас. Водитель ещё удивился: Как вы себе это представляете?, - говорил он, показывая нам, что у него в салоне пассажиры. Проезжали грузовики от ГЕО ТЭС, которые были почему-то без свободных мест. В том же «Камазе», с длинным открытым кузовом, сидело целых три человека в кабине! Проезжали легковушки, подчас без пассажиров, но со «speedy-гонщиками», которые автостопщиков не берут. Со стороны Толмачёво проехал всего лишь один «Урал», который не остановился, хотя был абсолютно пустой. В общем, ситуация казалась нам всё более и более грустной, особенно после трёхчасового сидения на одном месте, не солоно хлебавши. У меня даже в голове начинали крутиться мысли о возможности ночёвки прямо здесь, особенно после рассказа Серёги о том, как они с Артемием на Урале застряли так, что пришлось ставить палатку рядом с шоссе, и продолжать автостоп утром. Так, до сих пор, ничего и не остановилось. Мы активно голосовали, а в ответ получали только огромный столб были, оставляемый проезжавшими мимо машинами... Так продолжалось ещё долго, и уже вечерело...

И тут, наконец, ситуация изменилась в нашу пользу. Из-за поворота вылетел (да-да, именно «вылетел», по-другому такую манеру езды не назовёшь) тот самый серый «Уазик» типа «буханка», который мы приметили ещё когда шли по этой грунтовке до развилки. Смотрим на него внимательно, вроде съезжает на обочину, но скорость ещё большая. Всё медленнее и медленнее... «Вдруг остановится? Точно, тормозить начинает... Ура.». Но, тут, ни с того ни с сего, он проезжает мимо нас, прямо совсем рядом, и останавливается впереди метрах в двадцати. Всё-таки тормознули :)

Водителем оказался седоволосый пожилой мужик, на вид лет шестидесяти. Когда я подходил к двери «Уазика», Серёга разговаривал с водителем, но водитель говорил так тихо, что его трудно было понять. Я спросил Серёгу, сможем ли мы с ним доехать, на что Серёга сказал, что он нас согласен подвезти, но у него проблемы с тормозами. Сначала я этот факт воспринял не очень серьёзно. Мы настолько там засиделись, что эта машина была нашим единственным шансом, и мы согласились ехать. Мы залезли внутрь, кинули рюкзаки прямо на пол. Я сел на самое переднее сиденье в салоне, спиной вперёд, а Серёга сел напротив, по ходу движения. Захлопнули дверь, и машина тронулась.

ПРОРВЁМСЯ!

Начало дороги было ещё ничего. Но вот когда мы набрали скорость, началось «веселье»... Начался диалог с водителем. Первое, что он нам сказал, что у него проблемы с тормозами, что он из-за этого пролетел сначала мимо нас, и дал понять, чтобы мы об этом не беспокоились. Конечно, он выразился по-простому, «по-нашему», с использованием всех возможностей нашего богатого русского языка, но цензура не позволяет мне воспроизвести его слова дословно, да и не помню уже. Помню, что, сказал от души. Вообще, он всё говорил от души, сразу видно, настоящий русский мужик.

В салоне «Уазика» было пусто, на полу лежал чайник, а из него торчал шланг. Когда «Уазик» попадал на ямы, вода из чайника чуть-чуть выплёскивалась.

- А зачем вам чайник?, - спросил Серёга
- Ну это на всякий случай, если костёр развести, воду вскипятить...
Нифига себе! Я-то думал там вода для технических нужд... Оказывается, водитель бывший геодезист, зовут его Володя. Он рассказывал о себе, показал ожоги на руках, появившиеся у него во время ремонта машины. Конечно, интересно было его послушать, но меня постепенно начали угнетать мысли о неисправности машины. «Как можно ездить без тормозов по серпантину?», - эта мысль мне не давала покоя, и ехать было стрёмно, ещё и на бешеной скорости. К тому же я сидел спиной вперёд, дорогу видел только через маленькие задние окна. И всюду пыль в воздухе, просвечиваемая лучами вечернего солнца, проходившими внутрь сквозь запылённые окна. «Уазик» не был герметичным, и пыль попадала внутрь, делая картину этой дороги ещё более устрашающей.

Когда мы уже ехали по серпантину, водитель «подлил масла в огонь», сказав, что у него ещё проблемы с двигателем были. Тут мне окончательно стало не по себе. Тормоза могли отказать в любую минуту, и мы на бешеной скорости могли улететь в кювет (Володя почти не жал на педаль тормоза!). Как он умудрялся вписываться на огромной скорости в резкие повороты, оставалось только гадать. Здесь водитель сказал фразу, которую я не могу привести здесь дословно, хотя очень хотелось бы, но мешает цензура, ведь этот фотоотчёт могут читать разные поколения людей и с разными убеждениями. Могу лишь передать смысл фразы: «не бойтесь ребят, прорвёмся!». Вместо слова «бойтесь» было другое слово, сами догадаетесь какое.

Когда мы спускались по серпантину, по этой песчаной непредсказуемой дороге, я вспомнил всю свою жизнь до сегодняшнего дня, и приготовился к концу. Это потом уже, внизу мы с Серёгой смеялись, вспоминая этот эпизод, а тогда, на серпантине, мне было совсем не смешно. Серёга держал спокойствие, видимо его это не волновало, или он просто был занят общением с водителем. На самом деле Володя был ещё и отличным водителем, настоящим мастером. Не думаю, что каждый смог бы на его месте провести так машину, у которой всё наладом дышит, на такой скорости и в таких сложных условиях. Сложность условий подтвердилась тогда, когда мы проехали мимо грузовика, который остановился на подъёме, а за ним лежали на земле длинные трубы, вывалившиеся из его кузова. И вот, наконец, мы съехали с серпантина, и можно было уже расслабиться. Мы остались живы! Ура! :)



Пока мы подъезжали к Паратункам по знакомой уже дороге с зарослями с обеих сторон, нам встретилось несколько машин, которые проезжали мимо нас, когда мы их хотели застопить. «Вот она, справедливость!». Мы их обогнали, причём очень много машин сразу, которые нас не захотели подвезти. Но теперь мы впереди их. И доехали почти до самых Паратунок, хотя, когда голосовали ещё наверху, непонятно было, докуда нас могут довезти. Ведь могли и не до конца, а высадить где-нибудь по-дороге...

НЕОЖИДАННАЯ ПЕРЕПЛАНИРОВКА

Есть такое понятие – «динамическое планирование». Это когда ты составил план, а на практике оказалось, что либо никак не получается по плану, либо есть вариант лучше. Тогда ты берешь и меняешь план прямо по ходу ситуации. Мы прибегали к динамическому планированию много раз в течение поездки. Мы уже его применили, когда решили ускоренно пройти оба вулкана. Мы применили его и сейчас.

Когда Володя узнал, что следующий этап нашего похода – Голубые озёра, он предложил нам довезти нас прямо до того места, откуда начиналась тропа в горы (до горнолыжной базы)! Лишний раз подтвердилась его доброта и готовность помочь. Позже он даже предлагал переночевать у него, когда мы вернёмся с Голубых озёр. Вот, знакомый поворот... и грунтовка закончилась. Началась нормальная асфальтированная дорога. Мы в Паратунках. И не высаживаемся здесь, а едем дальше, сразу на Голубые озёра.

Я этому даже обрадовался, ведь мы опять выиграем лишний день. Тогда у нас будет три лишних свободных дня, и один из них можно полностью выделить под споттинг. По дороге мы остановились у магазина, закупились тушёнкой. Володя попросил литровую бутылку пива «ДВ». Что ж, не вопрос! Взяли. Очень даже неплохо доехать с места окончания одного похода до места начала другого всего лишь за одну бутылку пива.

Оставалось ехать совсем немного. Мы узнали от Володи про гостиницы в Елизово, через которое мы проезжали по пути к озёрам. «Вон там новую построили», - говорил Володя, показывая на здания позади нас в конце главной дороги. Потом Серёга записал его мобильник, чтобы связаться с ним после окончания похода на Голубые озёра, чтобы переночевать. Так и доехали под вечер прямо к воротам горнолыжной базы. За воротами через сотню метров уже начиналась тропа, ведущая в лес... Настоящий камчатский лес... И мы там окажемся уже сегодня...

«Уазик» остановился с характерным скрипом, мы взяли наши рюкзаки, вышли и поблагодарили Володю за незабываемое путешествие. Когда он уехал, мы остались одни рядом с воротами горнолыжной базы. Солнце светило сквозь высокие деревья окружавшего нас леса закатными оранжевыми лучами. Пора было одевать штормовку и доставать средство от комаров, в лесу их ожидалось много. И мы пошли.

Пройдя главный вход, мы оказались на территории горнолыжной базы. Всюду лежали детали от подъёмников, колёса, стояли трактора, валялись двигатели, слева какие-то склады, наверное, с горнолыжным инвентарём... Справа открылся вид на уходивший вверх горнолыжный склон. Здесь всё в ожидании прихода зимы, летом база пустынна и одинока. Навстречу нам вышел местный обыватель. Мы у него узнали, где начинается туристическая тропа. Оказывается, всего метрах в пятидесяти от входа в горнолыжную базу. Когда склады закончились, не осталось никаких строений, а деревья камчатского леса обступили нас со всех сторон. Отсюда мы уже шли по туристической тропе вглубь леса. Удивительно, ведь ещё сегодня утром мы просыпались рядом с вулканами Горелый и Мутновская сопка, а вечером уже идём по камчатскому лесу. Ай да Володя, молодец! Бывают же люди.

Комары начинали донимать, средство помогало лишь ненадолго. Их было так много, что приходилось всё время быть в движении, останавливаться было нельзя. Уже хотелось скорее найти место для привала и отдохнуть. Вокруг текли ручьи, но на карте была ещё обозначена горная река, на которую мы надеялись. Именно недалеко от реки мы хотели встать. Тропа часто пересекалась с грунтовкой, которая тоже вела наверх, через лес. Машины нам не встречались, лишь одна заброшенная легковушка стояла поперёк дороги. В глубине леса дороги уже не было, осталась только пешеходная тропинка.

Мы обсудили, где можно устроить привал, времени до наступления темноты оставалось уже мало. Когда мы проходили один из ручьёв, я предложил ставить палатку прямо в лесу, неподалёку от ручья, чуть-чуть уйдя с тропинки вглубь леса. Место было неплохое, хоть и абсолютно «неподготовленное»: трава высокая, нужно было её примять, и место туристами не использовалось, похоже, ни разу. До реки мы решили не идти, и ставить палатку прямо здесь, недалеко. И вот, свернув с тропинки, мы прошли ещё немного по высокой траве в поисках ровной площадки.

Так закончился этот день, не очень тяжёлый, но и нелёгкий, полный впечатлений. Палатку мы расставили под деревьями, приготовили ужин из дешёвой тушёнки, в которой было больше жира, чем мяса, к сожалению (в магазине около Елизово была только такая). Но всё съедобно, к тому же, мы очень хотели есть. В этот вечер мы костёр не разводили, а использовали горелку, ведь у нас оставались баллоны, зачем таскать с собой лишнее, а добру пропадать зря. Да и с костром лишние заботы... Но у горелки стала гореть резиновая прокладка, и в попытке её затушить конфорка горелки сломалась, треснул металл от разницы температур... Поэтому рис с тушёнкой пришлось запивать не горячим чаем, а холодной водой, которая у нас оставалась в запасе. Хорошо хоть рис успели сварить, а то без еды бы остались. Хотя, у нас ведь есть костровой тросик... Но об этой проблеме будем думать завтра, а сейчас пора спать. Незаметно пришла ночь, к моменту наступления которой мы уже лежали в палатке, и мысленно настраивались на новый день. Предстоял новый этап экспедиции...

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей