Экспедиция Дальний Восток – 2008

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. МУТНОВСКАЯ СОПКА

Раннее утро... В палатке ещё темно и слегка душновато, надышали тут тёплого воздуха за ночь. Медленно ощущается переход из сна в реальность, и пока граница между сном и реальностью ощущается слабо. Но вот мы, кажется, всё-таки в палатке, лежим, каждый в своём спальнике, и я только что проснулся от Серёгиного будильника на телефоне. У него громкий будильник, такой не проспишь, даже если очень сильно будет хотеться спать. Но его будильник звенит мелодией, у меня же он просто пищит. Буквально через пару минут зазвенел и мой будильник. Пробираюсь рукой в узкий карман жилетки, пытаясь вытащить оттуда телефон, чтобы как можно скорее выключить этот надоедающий звук... Всё, заткнул его, и снова умиротворяющая тишина и темнота за стенками палатки. Пора вставать.

Вылез на улицу, а на улице знакомое ощущение: «Хооолодно блин...». Солнце ещё не вышло, земля не прогрелась, и воздух ночью и ранним утром остывший. Место безветренное, и это приятно, нету такого «продирающего» холода. Мышцы всё ещё побаливали после вчерашнего, но уже терпимо, всё-таки хоть чуть-чуть за ночь они успели отдохнуть. Я уже знал, к чему буду готовиться – к встрече рассвета. Рассвет в горах – всегда интересный сюжет для фотографа, этот момент нельзя упустить никак. Пока я убирал спальник, выносил вещи наружу и делал зарядку, мысленно уже настраивался на раннюю фотосъёмку. Вдалеке, где склон острой сопки сливался с горизонтом, всё сильнее и сильнее сияло красное зарево. Надо было готовить технику. Быстро поменяв китовый объектив на телевик, я пошёл занимать точку съёмки, такую, чтобы рассвет был виден вместе со склонами. Облака снизу уже подсвечивались лучами утреннего солнца, всё сильнее и сильнее... Вот-вот оно выйдет... И, наконец, солнце показалось.

А потом всё было примерно так же, как на первом привале: готовка еды, обсуждение планов на сегодняшний день, сбор вещей и перепаковка рюкзаков... В общем, об этом я вам детально рассказал уже в предыдущих частях :) Но стоп. «Перепаковка рюкзаков...» Об этом стоит упомянуть – важный момент.

Когда встаешь на привал, как правило, нужно разбирать весь рюкзак, чтобы часть вещей достать для еды, и чтобы вытащить спальник со дна и одежду. Вечером вещи кидаются в рюкзак хаотично, ведь всё равно утром снова всё разбирать заново. А утром уже, когда привал сворачиваем и готовимся продолжать поход, приходится упаковывать рюкзак «по-нормальному». Что значит «по-нормальному»? А то, что, чтобы удобнее было идти, нужно его уложить так, чтобы ничего острого из него не впивалось в бока и в спину, а главное – чтобы центр тяжести рюкзака находился как можно ближе к спине. Если он будет внизу или вверху, или далеко от спины – он всё время будет перевешивать, и от этого будет тяжело и неудобно идти.

Вот про это всё я сейчас написал, потому что вспомнил, а тогда, тем утром, я пренебрёг важностью правильной укладки рюкзака, из-за чего после нескольких шагов вниз почувствовал, что идти неудобно. Рюкзак давил на плечи твёрдыми лямками через тонкую прослойку из футболки и жилетки, пришлось достать губки для мытья посуды и проложить их между лямками и плечами для смягчения. Сразу стало лучше. Мы шли вниз по пологому склону в сторону кальдеры, оставляя позади Горелый. С каждым шагом всё ближе к нам Мутновская сопка («Мутновка»), второй вулкан, на который мы собирались сходить. Я помнил, что время у нас было ограничено не менее строго, чем вчера. Нужно было снова успеть до конца светового дня подняться наверх, к озёрам кратера, спуститься вниз, и встать на привал в месте, максимально близком к кальдере. В общем, нельзя было медлить никак, и я шёл к нашей общей цели, на этот раз впереди, прокладывая путь.

Чуть ниже увидели интересного зверя, очень похожего на сурка. Потом появился рядом ещё один. Я не стал доставать телевик, не приноровился пока быстро менять объективы, поэтому кадры с ними не сделал. Да и далековато они от нас были, чтобы сделать хороший кадр. Солнце уже светило со стороны Мутновки, а Горелый всё больше и больше скрывался от нас за собственным пологим склоном. Кальдера обманчиво лежала как на ладони перед нами, хотя на самом деле до неё ещё нужно было немало спускаться. Когда мы подходили к очередному краю, за которым должна была начинаться кальдера, внизу неожиданно появлялся другой край, до которого надо было опять идти и идти... Те самые, уже знакомые нам, «ступеньки» склона... Но, в отличие от вчерашнего спуска, этот был приятным, ведь не было острых булыжников под ногами, и склон был пологий.

Когда мы всё-таки спустились в кальдеру, она оказалась узкой, и практически сразу начинался склон Мутновки, а кальдера переходила в спуск в долину с зарослями ольховника. Здесь было много медвежьих следов, на этот раз не было никаких сомнений в том, что следы на песке принадлежали медведям. По телу пробежал «холодок», – не очень-то хотелось здесь скармливать себя косолапому. Следов действительно было много, таких отчётливых и пересекающихся. Медведи могли прийти сюда только оттуда, снизу, где кустарники, а заросли уже были отсюда видны, значит, медведи могли в данный момент дойти и до нас. Встреча могла произойти внезапно где угодно.

ОВРАГИ

Пока мы шли спокойно, никого не было, ни малейшего движения впереди. Тут начался подъём в гору. Самые нижние части склона были очень пологие, и, казалось, что до начала каменистых склонов так и будем идти. Под ногами была жёсткая трава, которая росла то сплошняком, то кочками, между которыми виднелись коричневатые пятна вулканической почвы и маленькие стволы встречавшихся иногда низких деревьев. В низинах лежали снежники, ярко выделяясь в этом зелёном пейзаже белыми пятнами. Вдалеке, правее по склону, наше внимание привлекли какие-то деревянные строения, похожие на дома без окон. Явно не туристические палатки. Судя по их виду, дома были необитаемые и заброшенные. Хотя, кто их знает...

Рельеф обманчив, особенно когда идёшь в гору. Впереди склон уже не выглядел таким равномерным, появилась какая-то неровность, уходящая вниз. Чем ближе мы подходили, тем отчётливее она была видна, и через ещё несколько шагов перед нами появился широкий ручей. Здесь я наконец-то достал свой фотоаппарат, и сделал первый кадр за сегодня после кадров с рассветом. Здесь хорошо видно, как тают снежники, какой они толщины и как вода «подмывает» их снизу.

За ручьём мы планировали передохнуть, а то идём уже от места привала без передышки. Сначала надо было перейти ручей. Он был достаточной ширины, чтобы его нельзя было просто так перепрыгнуть, поэтому я пошёл чуть-чуть вдоль него вверх, чтобы найти место, где он узкий, а Серёга рискнул перейти ниже по мелким и скользким камням. Так или иначе, мы оба уже вскоре оказались по ту сторону ручья. Оставалось пройти несколько шагов вверх, и можно сбросить рюкзаки и передохнуть. Когда мы остановились, я, наконец, неспеша изучил обстановку вокруг, огляделся. Ручей снова скрылся за рельефом склона, лишь ровная полоска, виднеющаяся на том месте и визуально разделяющая травяной покров, выдавала наличие углубления на том месте. Кругом были ровные луга, на которых росла местная растительность. Растительность здесь богата разнообразием: цветы белые и малиново-красные, фиолетовые и оранжевые, деревья лиственные (кустарник), и иногда даже низкие хвойные. Разнообразие трав просто поражало. Жалею, что не разбираюсь в растениях. Для меня, наверное, каждый экземпляр был бы здесь находкой.

Минут пять-десять посидели, отдохнули, пора продолжить наш путь. Мы уже мысленно расслабились, полагая, что склон будет таким ровным и пологим до тех мест, где заканчивается трава, а до каменистых склонов было ещё далеко. Но не тут-то было. Как удар, перед нами внезапно возник большой овраг со снежником. «Халява закончилась... Сейчас снова потренируем свои мышцы на подъёмах и спусках. Что ж, двинули!». И с этими мыслями мы начали спуск в овраг.

Внизу, на дне оврага, оказалось весьма интересно: низко над снежником висел туман... Интересное зрелище, а главное, во время жаркого дня даже приятно встать на снег и почувствовать холод, идущий снизу от него. Снежник был приличных размеров, мы первый раз по такому переходили. Здесь главное не провалиться, ведь под ним может быть и вода, а толщина его неизвестна. Первый раз шли аккуратно, но снежник оказался надёжным.

А потом штурмовали подъём. Подъём давался нелегко, хоть он был и не бесконечный. Он слегка выбил из сил нас обоих, всё-таки овраг был здоровый, склон крутой, и мы решили сделать короткую остановку наверху. Пока поднимались, увидели нечто, похожее на тропинку. Когда мы уже почти выбрались наверх, эта тропинка оказалась у нас под ногами, и, похоже, вела к деревянным домам. Сначала мы подумали, что тропинка могла быть протоптана кем-то из обитателей этих домов. Но, поднявшись наверх совершенно по другому пути, вдоль кустарников, поняли, что можно было облегчить себе жизнь, и подняться по тропинке. Так или иначе, мы уже перешли этот овраг, немного устали, надо присесть и оценить по картам, сколько ещё таких оврагов может ожидать нас впереди. Наверху мы увидели потрясающий вид на Горелый, с кучевыми облаками над ним и тенью от них, лежащей на склоне вулкана. Очень необычен контраст между «каменными» склонами Горелого и красно-зелёными травяными склонами Мутновки.

Посмотрев карты, мы поняли, что овраги впереди ещё будут, и морально настроились на большое количество спусков-подъёмов. К счастью, они были уже не такие огромные, и их оставалось немного, буквально два-три. После очередного оврага, мы увидели невысокий, но довольно широкий и мощный водопад. Он вытекал из тающего снежника огромных размеров. Страшно было подумать, с какой скоростью тает снег... Но, с другой стороны, его так много, что снежник ещё долго будет таять... За водопадом виднелась идущая вверх дорога. Она шла явно в сторону кратера, куда нам и нужно было. Мы прошли вдоль оврага, в который стекал водопад, по направлению к водопаду, пока, наконец, не подошли к нему довольно близко.

Здесь дорога была уже совсем рядом. Мы стояли недалеко от края оврага наверху, водопад шумел справа от нас. Тут было бы идеально найти место, где мы могли бы спрятать рюкзаки. Место узнаваемо по водопаду, а вот с сокрытием от посторонних глаз туговато, везде склон ровный. Из неровностей есть лишь небольшие ямки, обросшие невысокой травой. Здесь мы с Серёгой разделились и стали искать более-менее приличную ямку, в которую можно было бы бросить наши вещи, чтобы их не было видно.

Вскоре я обратил внимание на одну из таких ям. Сама она была неглубокая, но рюкзак туда влезал так, что он не торчал выше травы. Если смотреть с дороги, то угол зрения на это место будет таким, что наши вещи никаким образом заметить будет невозможно, с какой бы точки не смотрели. Серёга тоже нашёл яму, ближе к дороге, но когда пришёл посмотреть место, куда я кинул свой рюкзак, он принёс сюда и свой, и мы решили прятать вещи здесь. Я и сам даже удивился, как это, рюкзаки лежат, можно сказать, на открытом поле, ну чуть-чуть в углублении, не прикрытые сверху никакой маскировкой, ни деревьями (деревьев там просто не было), а видны только тогда, когда подходишь к яме совсем близко. Идеальное место чтобы спрятать рюкзаки.

Тут мы немножко перепаковали вещи: каждый достал из рюкзака минимально необходимый набор вещей для похода до кратера и обратно, и вместо двух тяжёлых рюкзаков оставили один лёгкий. Мы взяли с собой питьевую воду, компас, фототехнику, ракетницу, аптечку, сухофрукты. Больше нам наверху ничего с собой не нужно было, всё остальное снаряжение осталось внизу. В качестве одного лёгкого рюкзака был выбран рюкзак Серёги. Остальные его вещи были разложены на пенку, которую он предварительно развернул прямо в яме, потом часть всего этого прикрыли сверху плащём-дождевиком. Начиная с этого момента, мы продолжили путь к кратеру налегке.

ПУТЬ НАЛЕГКЕ

Приятно идти по дороге, не имея за своей спиной тяжеленной ноши. Сразу как-то веселее становится, бодрее, да и быстрее достигаются цели. До нашей цели было ещё довольно далеко, отсюда можно было оценить расстояние. Но важно то, что теперь мы движемся раза в два быстрее, а значит и придём раньше, чем если бы мы поднимались с рюкзаками. Имхо главное для туриста не рюкзак носить, а ходить по интересующим местам и получать удовольствие от процесса. Может, скажете вы, это «неспортивно», но у нас совсем другие цели: посмотреть, сфотографировать, получить позитивные впечатления. И мы движемся вперёд к достижению этих целей. Всё ближе и ближе с каждым шагом. А грунтовка, тем временем, сделала извилистый зигзаг вверх, и мы оказались уже выше водопада, переваливая через небольшой бугор, по которому дорога извивалась маленьким серпантином.

Впереди нас была слегка зловещая картина. Со стороны Мутновки на нас шли громадные серые облака, словно большие тучи. Здесь, на высоте, ощущаешь близость этих облаков, особенно когда они движутся прямо в твою сторону. Кажется, что вот-вот одно такое облако тебя накроет... Стихия...

Так мы шли и шли по дороге, обсуждая фототехнику и многое другое. Дорога иногда шла ровно, иногда резко уходила вниз, пересекая очередное устье ручья со снежником, то потом снова круто уходила вверх. Но вот, наконец, мы достигли того места, где заканчивается трава и начинаются камни. Под ногами уже пошла жёсткая каменистая почва, сразу вспомнился Горелый. Здесь пока не было больших камней, как на Горелом, тем более пока ещё была наезженная грунтовка, которая всё шла и шла вверх.

Дальше уже путь внутрь кратера был отчётливо виден: впереди начиналось глубокое ущелье. Здесь склон продолжал идти оврагами, на этот раз каменистыми. Серёга решил проверить, что там видно справа за бугром, а я, тем временем, продолжал идти прямо. И тут он кричит: «Антоха, иди сюда скорее! Тут такой вид...». Не дословно, но смысл был такой. Я побежал по направлению к нему, забираясь на самый верх бугра. То, что я там увидел, потрясло меня надолго, и останется в памяти на всю жизнь. Итак, друзья, сейчас вы увидите самый настоящий каньон! Как в Америке, есть всемирно известный Большой каньон, так и у нас есть свой каньон. На самом деле, это, конечно же, просто овраг гигантских размеров. Этот овраг называется «Опасный», так его на картах обозначают. Действительно «опасный», трудно не согласиться. Перепады высот огромные, практически отвесные скалы... Завораживает! Говорили, что там есть огромный девяностометровый водопад, но чтобы его увидеть, нужно было спускаться в каньон.

Сделав здесь несколько кадров, мы решили напоследок сняться на фоне оврага. Для этого мы встали на большой камень, торчавший из края внутреннего склона. Встали на него по очереди, аккуратно, чтобы не свалиться с этим камнем вниз. Вроде выдержал, повезло :) К сожалению, на фото не удалось передать глубину под камнем. Кажется, что мы сидим прям на внутренней части склона уже, а на самом деле этот склон находится гораздо ниже.

Пока мы фотографировались и собирали штатив, готовясь дальше продолжить наш путь, наше внимание привлекла одинокая фигура, неспешно спускавшаяся с Мутновки вдоль оврага по направлению к нам. Странным показался тот факт, что человек шёл один. За спиной у него висел не очень большой рюкзак, и, единственная наша версия была – что он турист. Мы перешли бугор, спустились вниз, потом опять наверх и снова пошли по направлению к грунтовке, а турист продолжал идти вдоль края. Мы с ним разминулись на расстоянии, а он всё двигался вдоль оврага, пока, наконец, не достиг самой высокой точки его края. Мы присели на камень отдохнуть и попить воды, наблюдая за туристом. Он подошёл к самому краю. Тут мы уже подумали, что он собирается туда прыгнуть с парашютом (были версии и про «без парашюта», но вряд ли парень так отчаялся). К этому моменту у нас о нём укрепилось мнение как о настоящем экстремале. Но он внезапно скрылся из виду. Мы не видели, как он прыгал, и не слышали его. Возможно, он просто продолжил свой путь дальше, ну а мы, после этого, продолжили свой путь.

На дорогу мы выходить уже не стали, ибо необходимость в ней отпала, ведь и так мы уже пришли к самому ущелью. Отсюда до кратера точно дойдём. Впереди уже было видно много тропинок, протоптанных туристическими группами. Здесь неподалёку заканчивалась и дорога. Прямо в том месте, где она заканчивалась, стояло два больших «Урала», видимо, привозивших недавно группу иностранных туристов, и ожидавших их внизу. На кузове машин было написано «Kamchatka: Lost World Tours». Это известная компания организует платные туры для иностранцев. Они летают и на вертолётах, и ездят на «Уралах», и ходят с гидами, всё достаточно продумано и, видимо, неплохо организовано. Но и дорого... По крайней мере для нас. Да и интереснее самим организовывать свою поездку имхо.

В УЩЕЛЬЯХ МУТНОВКИ

Мы выбрали одну из тропинок, ближайшую к нам, для продолжения пути наверх. Другая тропинка уходила сильно левее и на крутую часть склона, что нам не подходило. Кругом были склоны, высокие и крутые каменистые склоны вулкана, и везде лежали снежники громадных площадей. Тут уже выбирать не приходилось, снежники были огромных размеров, и путь следовал только через них. Везде бурно текли ручьи, их тут было немереное количество, и вода в них была чистейшая. Слева показалась группа туристов из двенадцати человек, бодро шагающих с палками и рюкзаками по той самой тропе, которая поднималась всё выше по боковому склону ущелья. А мы, тем временем, пересекли неглубокий овраг, и добрались до первого снежника.

Путь по снежнику был интересен тем, что мы шли по нему в гору. Если бы мы шли в обычной обуви, например, в спортивных кроссовках, мы бы после первых шагов соскользнули бы вниз. Даже в специальной обуви ноги проворачивались в снегу, хоть крутизна склона и не очень большая. Снег есть снег. На склоне снежника попадались следы от соскользнувших сверху камней. Отчетливо были видны следы движения снежника. Вся эта снежная масса ещё и медленно двигалась, но так медленно, что мы этого не могли чувствовать. А снежники и ледники ползут месяцами...

Тут хочется сделать маленькое лирическое отступление. Из ледников сопки течёт река Вулканная, и у нас в связи с этим возникли большие сомнения ещё в первый день о возможности перехода на ту сторону склона. Если реку не получится перейти, то к центру кратера не пробраться. Мы вспомнили, как в первый день видели громадный столб дыма, поднимавшийся из жерла вулкана. Казалось, что он мог полностью преградить путь к кратеру, окутывая всё ядовитыми парами. Опыт Горелого показал, что возможности заглянуть в кратер и увидеть кислотное озеро вообще может не быть, если там полно паров сероводорода. Тут лирическое отступление можно завершить.

К чему я всё это вспомнил? А к тому, что как раз настал момент понять, как двигаться дальше. Вроде бы идут туристические тропы, значит, путь в кратер есть. Это уже радовало. Река по идее должна течь в глубине ущелья справа, куда оно заворачивало в низину. Ну а сверху? А о том, что было сверху, нам пока оставалось только гадать. И мы всё шли и шли параллельно туристической группе, по извилистым тропам. Наша тропа была более крутая и короткая, в то время как у них более «ровная» и длинная. Вскоре наши тропы сомкнулись, но туристы нас чуть-чуть обогнали, поскольку шли без остановок. Мы же иной раз садились на камни, чтобы попить воды.

Мы и не заметили, как достигли края ущелья, выйдя на него как раз там, где сходились туристические тропы в одну тропинку. Справа было видно огромное ущелье, внизу текла река Вулканная. Место здесь было очень интересное. Справа – ущелье, сзади – вид на Горелый, который уже с трудом узнавался в облачной серой дымке лишь по контурам. Далеко внизу остались тропы, по которым мы сюда поднимались. Чувствовалось, что до кратера совсем немного осталось.

Когда мы прошли чуть вперёд по краю хребта, мы увидели ту группу туристов, но они никуда не двигались и просто стояли. Потом вдруг, ни с того, ни с сего развернулись, и зашагали обратно вниз. Странно, - подумал я, - какой смысл было подниматься не до конца... Может, правда нет пути дальше? Мы с Серёгой тропы не знали и решили идти прямо. А прямо тропинка заканчивалась. Дальше – короткий, но крутой подъём по камням. Решили опробовать этот вариант.

Серёга полез впереди меня, мы условились держаться на безопасном расстоянии. Из-под ног то и дело летели камни вниз. Склон был рискованный для подъёма, но нас спасало то, что мы были без рюкзаков. Приходилось выбирать себе наиболее безопасный путь в режиме реального времени. Наступишь не туда – и всё это может закончиться печально. Но наша внимательность и собранность помогла нам на этом подъёме, и вот мы уже наверху.

Тут нас ждало разочарование: тропы дальше нет, впереди обрыв. Туристы были правы, что не полезли сюда. Но, с другой стороны, именно отсюда, сверху, мы увидели, куда тропа идёт дальше. Она спускалась вниз, на снежник, прямо в ущелье. Спуск начинался по песчаному склону хребта, потом тропа терялась в снежнике, а дальнейший путь к кратеру шёл уже по ущелью. Что удивляло, так это то, что река Вулканная, похоже, текла прямо под снежником. Поэтому вопрос перехода на другую сторону был уже решён. Так мы слезли вниз, вернувшись снова к тому месту, где тропа «терялась», и нашли её продолжение.

Пока мы спускались, навстречу нам пошла ещё одна туристическая группа из нескольких человек, на этот раз малочисленная. Забегая вперёд, скажу, что такие группы нам нередко встречались на пути, и почти все иностранцы (только одну русскую семью встретили). На середине снежника я подобрал камень, чтобы взять с собой в Москву, на память. Камень с Горелого у меня уже был в кармане, теперь нужно было увезти ещё и камень с Мутновки. На другой стороне ущелья был склон весьма интересной формы: по внешнему виду напоминал лежащего медведя. Выдвинутая вперёд лапа с когтями, голова... Похоже, не правда ли?

Здесь снег был повсюду, немного черноватый из-за осадков вулканической пыли, но приятно веющий прохладой. Тропинка постепенно заворачивала вглубь, и, наконец, вдали уже показались ледники. Стало ясно, что идти осталось совсем чуть-чуть... Здесь нас снова начала осаждать вулканическая тля. Вспомнился спуск к кислотному озеру на Горелом, где у нас было первое знакомство с вулканической тлёй. Маленьких синих мошек было очень много, они, буквально, осаждали нас с ног до головы, садясь на руки, ноги, одежду, на голову и на сумки, которые мы несли. Хорошо хоть что не кусали, и их наличие на нас мы редко ощущали. Избавиться от них полностью не представлялось возможным, да и зачем избавляться, если не мешают? Стряхнёшь парочку, ещё несколько новых сядет...

Мы и не заметили, как достигли самого узкого места ущелья. Здесь начинался вход в кратер. В отличие от Горелого, где кратер был замкнутый, и зайти внутрь можно было только сверху, здесь мы уже были на некоторой глубине, и вход в него был как бы «изнутри». Здесь валялись огромные куски льда, слегка покрытые тонким слоем красноватого вулканического песка. Вот тут-то и текла река Вулканная, прямо под кусками льда, затекая дальше под снежник. Бурлящие потоки её мутной воды были видны между большими гранёными ледяными осколками. Но мы уже стояли на другой стороне реки, прямо здесь начинался последний участок подъёма, самый сложный и самый опасный.

Тропинка круто пошла вправо вверх, и дальше – крутым серпантином. Пока мы по ней поднимались, внизу с обрыва открывались всё новые интересные виды: детали ручьёв, которые внизу сходились в реку, дымящие источники, какие-то непонятные углубления в скалах, похожие на пещеры...

На пути вверх нам встретился большой кусок скалы, нависавший над пропастью. Точка для съёмки была идеальная, но слишком опасная. Серёга рискнул, но этот риск чуть не стоил ему жизни. Он залез на край (скала имела слегка округлую форму, с небольшим уклоном вверх). Вроде отснял, а вот обратно спуститься было уже труднее... Я стоял у самого места, где скала соединялась с краем и ждал Серёгу. Справа и слева от скалы обрыв, а идти можно было только по самому краю этого скального камня, по центру он был труднопроходим. И тут Серёга чуть-чуть соскользнул в сторону края. Я двинулся в его сторону, готовый подхватить Серёгу в случае чего, но он остановился, и уже стоял устойчиво. Честно говоря, стрёмный момент был. Но, к счастью, всё обошлось, Серёга благополучно сошёл с камня на тропу, и мы продолжили путь. Уже через пару минут мы невозмутимо продолжали обсуждение преимуществ рыбьего глаза.

Чуть дальше я сделал несколько кадров с обрыва, чтобы показать, как интересно ручьи стекали с ледников и извивающимися змейками стремились вниз. Кругом дымили сероводородные источники, очень крупные, и зловеще шипящие. Один из источников начал дымить прямо на нас: ветер подул спереди. Погодные условия резко менялись: то солнце всё освещает, то навалит какая-нибудь тёмно-серая туча, погрузив всё в полумак. А в горах всегда так. Погода меняется быстро и подчас непредсказуемо.

Как и на Горелом, да и, наверное, на любой вершине горы, самыми трудными являются последние несколько десятков метров пути. Тут крутизна склона максимальная, а тропинка идёт плотным серпантином, причём по краю обрыва. Сама тропинка ещё и под углом, направляющим твою массу всё время вбок, в сторону пропасти. Пару раз и я поскальзывался. Какая бы крутая у нас ни была обувь, сцепление с такой поверхностью слабое. Ведь это твёрдый, утоптанный песок, с мелкими камешками, зацепиться не за что, разве что за эти камешки, которые норовят укатиться. Усталости здесь не было, был осознанный риск. Главное – аккуратность, иначе оступишься – и всё. А если каждый шаг делать аккуратно, со знанием дела и уверенностью, то и идти будет не опасно. Наконец-то добрались!

Мы достигли той цели, к которой шли, оказавшись почти в самом центре кратера. Здесь стояла группа людей, по ним сразу было видно, что иностранные туристы. Все встали в круг, а во главе – священник в белом одеянии, читавший молитву. Здесь был конец всех дорог и всех троп, дальше путь был закрыт большим скоплением дымящих источников, сквозь дым которых не представлялось возможности пробраться. Бугорок, на котором стояли мы и туристы, был ещё ничего. Видно, что хоженый. А чуть впереди уже всё было в жёлтых пятнах от осевших частиц серы, и нигде никаких следов. Подумали мы, подумали, и решили: «кто не рискует, тот не пьёт шампанского».

Достали штатив, объективы, всё настроили и приготовились к съёмке. Осторожно сойдя с бугра, мы вышли на ровную площадку, всю в жёлтых пятнах серы. От земли стало отдавать жаром, причём тепло от земли явно чувствовалось. Источники дымили впереди, основной дым шёл от нас на расстоянии. Но иногда дым возникал там, где его до этого не было. Здесь пары могли пойти откуда угодно, даже прямо из-под ног. Долго задерживаться здесь было рискованно.

Нельзя было не сделать кадр на память на фоне источников. Как обычно, сначала на место вставал я, чтобы Серёга мог подобрать композицию под нас обоих. Когда он подбирал композицию и прикидывал, куда встанет сам, он включал таймер на фотике, подбегал к месту съёмки, вставал рядом, и, через несколько секунд, кадр был готов. В этот раз было точно так же, получилась хорошая фотка на фоне дымящих источников. Теперь мы знаем, как выглядит то место, откуда шёл громадный столб дыма, который мы видели на первом привале с расстояния в несколько километров.

Странно, что внутри не было озера. Возможно, оно было где-то дальше, за источниками, но источники преградили нам путь вперёд. Даже в противогазах было бы рискованно пройти дальше. Когда мы уже собрались возвращаться, туристы уже сами всё фотографировали. Они попросили нас сфотографировать их группу на фоне кратера, после чего Серёга навесил на себя два «Кэнона», и поочерёдно, снял их на оба фотоаппарата. Когда мы уже пошли к тропинке, одна девушка подбежала к нам и угостила вафлями. Что ж, приятно было получить угощения. Но пора возвращаться, световой день ограничен.

ПУТЬ ВНИЗ

Когда мы начали спускаться по опасной тропинке, туристы были ещё наверху. Я думал, они пойдут вниз сразу за нами, но мы их так больше и не увидели. Вниз спускаться было ещё опаснее, чем подниматься. Много раз я поскальзывался, нога съезжала с камней, но во всех случаях обошлось (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо). По дороге вниз мы сделали ещё один совместный кадр на фоне ледника и стекавших из него ручьёв. Здесь Серёга долго подбирал композицию, много раз переснимали эту фотографию. То не так сядем, то в кадр не влезем... Мы даже присели, чтобы не загораживать ручьи, прямо перед краем пропасти. Дальше спуск был такой же крутой и извилистый, но уже было всё отснято, поэтому оставалось только просто идти вниз.

Когда крутой спуск закончился, и мы вновь оказались в ущелье, открылся интересный вид. Скалы были частично освещены солнцем, а ниже уже нависли тучи. Погода портилась. Из источников почему-то стало больше идти дыма, но мы уже двигались назад, удаляясь от них. Дальше спуск разнообразием не отличался, и мы дошли до конца ущелья без задержек.

Оранжевые «Уралы» куда-то исчезли, туристы тоже все разбежались, и это место казалось уже каким-то пустынным. Со стороны кратера повалили мощные чёрные тучи, выглядевшие угрожающе. Вот-вот из них нас мог накрыть ливень или град, такое уже бывало в горах Забайкалья. Мы задержались лишь для того, чтобы набрать питьевой воды в ручье и умыться. Дальше начиналась уже грунтовая дорога, которая должна была привести нас обратно к рюкзакам. У ручьёв мне показалось, что прямо на камнях неподалёку стоит палатка с «треугольной» крышей, но, присмотревшись, я увидел большой камень вместо неё. Пока мы спускались всё ниже и ниже, тучи настигали нас сзади всё ближе и ближе, и уже с неба упало несколько капель воды. Мы оглянулись: из кратера шёл мощный столб дыма... Казалось, будто вулкан разозлился на нас, или на всех туристов, что, мол, «шляются тут всякие, не дают жить спокойно...».

Когда мы уже почти подошли к последнему оврагу перед поляной с нашими рюкзаками, навстречу нам показалась туристическая группа из семи человек. Мы поздоровались, завязался разговор. И они нас узнали. Тут и мы поняли, кто они. Это та самая туристическая группа, которую мы встречали вчера на Горелом. Они ещё только поднимались на Мутновку, в то время как мы уже успели на неё подняться и спуститься с неё обратно. В общем, мы их обогнали, причём намного, почти на полдня :) Каким образом? А всё просто. Их маршрут лежал с той стороны Горелого, где мы поднимались на него. Дальше их путь шёл через кальдеру, огибая Горелый снизу. Преимущество их маршрута – легче идти, недостаток – дольше. Что и подтвердилось. Ну а мы, хоть и еле-еле спустились по булыжникам с Горелого с другой стороны, хоть и спускались в кальдеру по нехоженым местам, но срезали путь до Мутновки прилично, и в результате сильно выиграли во времени. Туристы тоже молодцы, видно, что профессионалы. Кстати, они тоже из Москвы. Таким образом, наша «группа» из двух человек с Серёгой в качестве ведущего группы, уже стала узнаваема :)

Так мы добрались до поляны. Удивительно, но рюкзаков сверху вообще не было видно. Я уж было подумал, что их утащили, дорога-то рядом была. Но как ни крути и куда ни вглядывайся, а рюкзаков нет. Мы помнили примерно место, где они лежали, и увидели их только тогда, когда подошли к ним вплотную. Классное место для маскировки!

Здесь был отдых. Поели сухофруктов, про которые мы наверху благополучно забыли, посидели чуть-чуть. Как вдруг, послышался звук приближавшегося вертолёта. Времени на то, чтобы поменять объективы, на этот раз было достаточно, и я уже ожидал оранжевый Ми-8 с нацепленным телевиком. Он появился со стороны оврага Опасного, и летел прямо на нас. Долетев до ущелья, он вдруг круто повернул прямо внутрь, и полетел по направлению к кратеру. «Эх, вот если бы мы сейчас там были, если бы мы чуть-чуть попозже спустились бы! Такая фотка могла бы быть». Такие мысли мне не давали покоя. Но поздно было посыпать голову пеплом. Есть ещё шанс. Вертолёт может вернуться обратно.

И действительно. Залетев прямо в кратер, откуда шёл уже нешуточный столб дыма, вертолёт повисел над кратером на высоте, и, развернувшись, полетел обратно прямо на нас. Вот он, момент истины... Надо ни в коем случае не упустить этот кадр, ведь это, может быть, последний шанс снять вертолёт на Камчатке. Чтобы избежать смазывания, я даже включил стабилизатор на всякий случай. Фоткать придётся на трёхстах миллиметрах, потом ещё кроп делать. Вертолёт вылетел из ущелья, и мы с Серёгой начали его съёмку. Он повернул налево и уже двигался вдоль склона Мутновки, удаляясь постепенно от нас. И вот он окончательно скрылся за бугром.

Там на месте я безумно радовался фоткам. Только дома, посмотрев в оригинале, я убедился, что из таких фоток ничего дельного не выходит, в галерею вряд ли примут. Но на память – обязательно надо сделать, вертолёт на фоне вулкана – это уникальный кадр. Качество решает техника и опыт... Так что пока пусть будет как есть, может лет через десять вернусь туда и пересниму лучше.

А вертолёт так и непонятно для чего прилетал. Может, искал ту группу иностранцев, может из-за огромного столба дыма... Кто его знает.

ПРИВАЛ В КАЛЬДЕРЕ

Настала пора собираться, ведь уже вечерело. Вертолёт улетел, туристы ушли, пора и нам уходить. Тучи над Мутновкой почти рассеялись, погода не успела испортиться, и это хорошо. Мы перепаковали рюкзаки, одели их, и пошли вниз, но не туда, откуда поднимались, а по дороге.

Дорога хороша тем, что по ней удобно идти. По траве идти не особо уже хотелось, плюс накопившаяся усталость... Рюкзак одевать снова не сильно хотелось, но что поделаешь. Я достал штормовку, и решил одеть её сразу, чтобы комары меньше донимали. Средства от комаров у нас были, но они отпугивали не всех комаров (самые смелые пробивались), и хватало его ненадолго, поэтому штормовка – лучший способ закрыть открытые участки тела от кровососов. Неудивительно, что вскоре мне стало жарко в штормовке (Серёга ещё заранее об этом предупреждал), пришлось снять. Дорога пошла куда-то в сторону от кальдеры, и это нас насторожило. Вдруг она вообще не туда идёт? Но ведь «Уралы» как-то приехали по ней снизу?

Сначала мы даже сошли с неё ненадолго, стараясь держаться ближе к кальдере, и пошли по траве. Серёга уже устал, я тоже немного, но оставалось ещё чуть-чуть до привала. Пройдя немного по травяным лугам, мы снова встретились с оврагом. Перейдя его, мы увидели вновь эту дорогу, всё-таки она шла туда, куда нужно, и мы вернулись на неё, срезав ещё немного путь по траве. Всё интересное могло бы на этом и закончиться, но впереди нас ещё ожидал небольшой сюрприз.

В одном месте дорога пересекала большой ручей. Ручьи были и раньше, они были маленькие, и мы с ними легко справлялись. Но здесь ручей нельзя было ни перепрыгнуть, ни обойти. Мы думали, как быть дальше. Серёга нашёл решение – переходить вброд. Мне эта идея сначала не очень понравилась, но потом я подумал: «а куда денемся-то... другого выхода у нас нет».

Пришлось переходить вброд. Серёга достал банные тапки, я свои не стал доставать (лежали почти на дне). Переходили по очереди. Когда Серёга перешёл, он кинул свои тапки мне, а я ему кинул его ботинки. Переход был не таким уж и простым. Течение ручья норовило свалить меня в воду, я держал сумку с фотоаппаратом высоко над водой, а за спиной ещё висел тяжёлый рюкзак, расшатывая равновесие ещё больше.

Повезло, что ручей был хоть и широкий, но не глубокий. Перешли мы его быстро. Ноги замёрзнуть особо не успели, мы их тут же вытерли, и надели нашу нормальную обувь. Всё, переход вброд закончен, можно двигаться дальше. Кстати, это был наш первый переход вброд в этой поездке.

Всё ближе и ближе мы подходили к кальдере. Дорога слилась с устьем ручья, и пошла круто вниз. Иногда она вообще терялась из виду, и трудно было понять, что тут вообще идёт дорога. Повсюду текла вода, земля была вся в застоявшейся влаге, и мы постоянно искали сухой путь, наступая на камни. В самом низу поток ручья был довольно сильный, здесь вода выглядела достаточно чистой, несмотря на наличие дороги рядом. У самого начала кальдеры в устье ручья было навалено огромное количество камней. Там, где камни заканчивались, уже начиналась кальдера (на фотке она начинается почти за спиной фотографа). Здесь мы начали подыскивать место для привала.

Для расстановки палатки идеально подходил маленький «островок» прямо в кальдере. Единственное что меня сначала напрягло – это близость дороги (она проходила почти вплотную к этому островку), но потом мы поняли, что места всё равно лучше здесь не найти. И вот, мы залезли на этот миниатюрный «остров» (его размеров хватало только на две-три палатки, не больше), и кинули здесь наши вещи, чтобы начать разбирать рюкзаки и ставить палатку.

Солнце уже освещало склоны вулканов оранжевыми лучами заката. Вдали от нас Мутновка зловеще «дымила», поднимая в воздух огромнейший столб паров из источников. Вулкан выглядел немножко устрашающе, особенно в такой гробовой тишине... Здесь никого и ничего нет, только мы, наша палатка с вещами, и этот жалкий по сравнению с этими громадинами островок в кальдере, скрывшийся за невысокими холмами у подножий гор...

Ночь пришла незаметно. Мы поели риса, попили чаю, последний раз наслаждаясь видами вечерних вулканов... Завтра мы уже покинем эти места... Этот день был заключительным в цикле посещения вулканов, утром мы уже поедем обратно, в сторону цивилизации, чтобы там передохнуть и продолжить исследовать Камчатку, но уже совсем другую Камчатку... Завтра рано вставать не нужно, пора выспаться. И мы легли спать.