Экспедиция Дальний Восток – 2008

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. САХАЛИН

Путешествие на Сахалин было для меня первым в жизни путешествием по морю, настоящему, суровому морю, когда проплываешь большие расстояния по воде, узнаёшь морскую болезнь, чувствуешь себя среди бескрайних водяных просторов. Конечно, хотелось узнать ощущения, прочувствовать, что это такое на самом деле, понять... Нам предстояло переплыть из Ванино до Холмска около трёхсот километров, более восемнадцати часов в пути, почти сутки по времени. Конечно, скажут бывалые моряки, это мало, но мне и этого хватило чтобы впечатлиться.

Пассажиры выходили из здания вокзала неспешно, заходили в автобусы тоже не толпами, а потихонечку, никого не расталкивая, без особой спешки. Мы нашли в автобусе более-менее удачное место, облокотили рюкзаки друг на друга, чтобы они не падали во время движения, а водитель тем временем убедился, что все пассажиры сели в автобус. Затем он закрыл двери, завёл двигатель, и автобус тронулся с места.

Проехав через КПП, мы оказались уже на территории морского порта, куда посторонним вход был воспрещен, но, тем не менее, попасть туда можно было и без всякого автобуса, как выяснилось в ходе нашей недавней прогулки :) При движении по территории порта было ощущение, что мы пересекали какую-то промзону – везде работали краны, валялись металлические и деревянные конструкции непонятного назначения, всюду бесчисленное множество контейнеров, служебных зданий, автомобилей-погрузчиков, стройматериалов. Заржавевшие корпуса старых грузовых кораблей, буксиры с навешанными по бокам старыми автомобильными шинами наводили атмосферу рабочей морской промзоны советских времён... Берега отсюда не было видно, но ощущения близости моря нас не переставало покидать. Автобус плавно выехал из-за строений, и тотчас открылся вид на бухту... Вот где кипела морская жизнь!

Автобус повернул к уже знакомой нам железнодорожной паромной переправе. На сей раз на рельсах стояли два маневровых тепловоза, за которыми было сцеплено несколько платформ и грузовые вагоны под какой-то крышей... Когда мы посмотрели на эту крышу с прожекторами внутри, внезапно стукнула в голову мысль: да это же перед нами наш грузопассажирский паром, и вместе с пассажирами на Сахалин поплывут и товарные вагоны! Зрелище было впечатляющее – Серёга успел заснять эту картину, пока автобус ехал, но движение было слишком быстрым, да и на улице уже было темновато для фотосъёмки китовым объективом. Перед нами был тот самый «Сахалин-9», самый большой паром из «Сахалинов», которые обычно курсируют между Ванино и Холмском. Нам крупно повезло. На таком большом пароме мне ещё не доводилось плавать. Я его представлял себе несколько меньшим, чем он был на самом деле.

...Мы стояли на причале вместе с другими пассажирами, вышедшими из автобуса, и любовались видами вечернего порта Ванино... На водной ряби красиво мерцали отблески огней портовых кранов, переливаясь белыми, оранжевыми, зелёными и красными оттенками, а свежий морской прохладный ветерок навевал настроение, когда хочется задуматься о чём-то возвышенном, помечтать... Было ощущение путешествия, что-то тянуло и манило вперёд, туда, дальше! Огромный корабль возвышался слева, могучие стальные стены внушали ощущение величия судна, а по входному люку можно было оценить масштабность. Нас всех завели в какую-то будку с металлическими стенами и крышей, а внутри будки была система управления трапом.



Удивительно, но система весьма напоминала ту, которая используется в аэропортах. Человек садился в кабинку управления, переключал соответствующие рычаги и кнопки, и трап поворачивался в нужную сторону и выдвигался по направлению к кораблю. Ещё когда мы с Серёгой стояли на причале, мы думали, как всё-таки будет организована посадка на паром, ведь люк находился значительно выше высоты причала, а теперь ответ на этот вопрос найден. Когда мы вместе с пассажирами начали подниматься по трапу, было небольшое ощущение, будто садимся не в корабль, а в самолёт.

Оказавшись на пароме, мы ещё больше убедились в его величии – здесь всё было очень суровое: тяжёлые двери, стены и лестницы из толстой стали, непробиваемые светильники с лампочками в решётках, советские телефоны с дисковым набором номера, толстые деревянные двери в каютах и тяжёлые тугие форточки. Очень матёрый корабль! Наша каюта располагалась на верхней палубе, куда мы поднялись по лестнице, там же быстро нашли дежурного и получили ключи. Завтра можно будет перекусить – есть талон на одноразовое питание. А пока нужно разобрать вещи и обустроиться в каюте.

Зайдя в каюту, мы были приятно удивлены наличием большого числа удобств для жилья: большой шкаф, стол с ящиками и стулом, диван, двухъярусная кровать, умывальник. Каюта была явно рассчитана на длительное проживание, размеры комнаты внушали – для двух человек этого более чем достаточно. Сразу видно, что в Советском Союзе уважали путешественников, каюты проектировали на совесть, для нашего человека, чтобы было просторно и удобно путешествовать.

Пароход тронулся, медленно отплывая боком от края причала, а мы с Серёгой и другими пассажирами следили за отчаливанием на верхней палубе. Между краем верхней палубы и водной гладью высота была довольно большая, и первые минуты я смотрел на уходившую из-под днища корабля воду и поражался величию судна. Паром всё дальше и дальше удалялся от нашего причала, где мы ещё несколько минут назад стояли на земле, а сейчас мы уже уходили в море. Про корабли не говорят, что они плавают, говорят они "ходят" в море... На берегах здания и строения становились всё меньше, детали различались хуже, а свет от огней всё бледнее... Пройдёт с десяток-другой минут, мы выйдем из бухты и уйдём в открытое море, так манящее своей бесконечностью и своими бескрайними просторами... Крайний буй с огнями, обозначавший границы входа в бухту, корабль пересёк уже в поздних сумерках, и мы с Серёгой вернулись в каюту. Так материк остался позади.

По возвращении в каюту мы стали готовиться ко сну. У меня уже понемногу ощущалась морская болезнь, хотелось просто лечь спать и ничего больше сегодня не делать. Корабль сильно раскачивало на волнах открытого моря, штормившего в эту ночь. Когда я лег, боль в голове стала понемногу проходить, мне стало гораздо легче. К морской болезни привыкаешь рано или поздно. Вскоре мы уже спали крепким сном, как убитые. А паром всё дальше и дальше уходил от материка... Впереди восемнадцать часов дальнего плавания!

С ПРИБЫТИЕМ НА ОСТРОВ САХАЛИН!

На следующий день мы проснулись совсем не рано, и неплохо выспались за ночь. Воспользовавшись душем на корабле, мы привели себя в порядок после похода на Кузнецовском перевале. После душа у нас возникла идея сфотографироваться в каюте на память. Кто знает, когда ещё представится возможность поплавать на таком крутом пароме, каюту надо запечатлеть! Серёга использовал свой «рыбий глаз» и мастерство фотографа, чтобы скомпоновать кадр, в который вошли не только мы, но и почти все детали нашей каюты.

После нескольких «пристрелочных» кадров, мы сделали готовую фотографию каюты, и решили этим не ограничиваться, а совершить небольшую прогулку по кораблю с фотиками. В ходе прогулки мы много где побывали – и на палубе выше верхней, куда пассажирам вход запрещён, и на задней корме, и прошлись вдоль бортов, и погуляли внутри коридоров, и полазили по лестницам между палубами. На самой верхней палубе мы сфотографировались на фоне трубы :) После фотографирования как раз пришло время зайти в буфет и пообедать, тем более что после прогулки по кораблю мы уже знали, где буфет находится. Обед был вкусным и по количеству еды достаточным, но мы, как обычно, не удержались от добавки. День прошёл незаметно. Примерно в шестнадцать часов по местному времени мы увидели вдалеке первые очертания берегов острова Сахалин.



Мы прошли до передней кормы, взяв с собой сумки с фотоаппаратами, и стали всматриваться в даль – наконец-то после стольких часов в море появилась земля на горизонте. Издалека пока что были видны только очертания гор, и я уже мысленно представил себе, как мы скоро по ним пойдём вглубь острова. Мы уже обсудили план похода на Сахалине пока отдыхали в каюте, и теперь, глядя на горы, я уже представлял, как мы по ним идём... По мере того как корабль приближался к острову, детали берега видны были всё более и более отчётливо. Стояла солнечная малооблачная погода, с воды дул несильный ветер. Кое-где виднелись морские суда, выполнявшие свою задачу в этих водах. Всё больше пассажиров прибывало на корму корабля посмотреть на приближавшийся остров. Наконец стали хорошо видны дома города Холмска, морских ворот Сахалина. Небольшой городок на западном побережье Сахалина известен тем, что является главным связующем звеном между материком и островом. Грузовые корабли и баржи уже стали настолько близки к нам, что их можно было крупным планом сфотографировать телевиком, и мы немного позанимались «шип-споттингом». Если такой вид споттинга, конечно, существует :) Когда наш паром уже вплотную приблизился к границам бухты, я заметил в бухте плавающих людей. Мы приближались к причалу на большой скорости, и они могли бы просто не успеть уйти от корабля, поэтому мне слегка стало почему-то беспокойно за участь купавшихся. Но они успели. А паром уже сбавил скорость, медленно подплыл к причалу, а на берегу уже приняли швартовы, и наш паром плотно прижался к амортизирующим шинам на краю причала. Серёга успел заметить местную железнодорожную переправу, и убежал снимать её, чтобы успеть заснять пути до разгрузки парома. На берегу открыли люк и подогнали трап. Мы прибыли.



Морской причал выглядел как железнодорожный вокзал. Здание в традиционном советском стиле, с бетонными и железными перегородками и большими стеклянными окнами, вокзальные часы, и название города большими объёмными буквами. Пассажиры уже столпились на нижней палубе в ожидании выхода, хоть и люк уже был открыт. Мы с Серёгой заблаговременно собрались, поэтому мы спустились к выходу уже с упакованными рюкзаками. Но, как выяснилось, спешить было некуда: нас проверяли! Для меня стало полной неожиданностью, что при въезде на Сахалин проверяют паспорта и даже спрашивают цель приезда! Прямо как за границей. Вроде не уезжали никуда, а цель приезда их почему-то интересует. Ну, мы ответили стандартно – туризм, а когда спустились по трапу, даже рассказали про наш поход немного одному из сотрудников проверяющей службы. Понятно, что рядом с Сахалином Япония, и пограничники и милиция контролируют здесь перемещение населения с особой тщательностью.

Внутри здания морского вокзала я обратил внимание на автоматы с газированными напитками. Они были один в один как в Южной Корее, где мне посчастливилось побывать годом ранее. Вспомнив всё это, и заодно проверку паспортов, я осознал, как далеко мы сейчас находились от запада и как близко мы подобрались к Востоку. На выходе с вокзала мы быстро сориентировались и стали двигаться параллельно побережью, через Холмск, медленно подтягиваясь к горам. Нам надо было попасть на железную дорогу Холмск-Николайчук, которая проходила по живописным местам, через горы и вдоль водохранилища Тыйное. Эта железная дорога узкоколейная, к тому же места вдоль неё красивые, Серёга это знал при разработке нашего плана. И вот мы шли себе и шли пока по городу. Сам город Холмск мы не осматривали, у нас не хватило бы времени. Я запомнил лишь то, что в нём почти нет высоких домов, в основном пятиэтажки. Идти после отдыха на корабле было слегка непривычно, но мы быстро достигли железной дороги и пошли вдоль неё в направлении ответвления на Николайчук.

Карты взята с сайта maps.poehali.org



Первое, что нам попалось на пути – пожарный поезд, точнее, три пожарных вагона, которые традиционно имеются вблизи железнодорожных станций и вокзалов. Раньше я наивно полагал, что это и вправду пожарные вагоны, но теперь знаю, что в таких вагонах обычно обитает охрана. Охранник вышел, посмотрел нам вслед, но мы шли себе и шли, как ни в чём не бывало. Серёга активнее меня снимал на железке, а меня больше интересовали природные виды, до которых, впрочем, надо было ещё дойти. По дороге моё внимание привлекла растительность по бокам – высокая, густая растительность тропического типа, прямо как на юге. В Японии природа, наверное, очень похожая. Я мысленно собрал все воспоминания из фильмов о Японии, о Южной Корее, в том числе и собственные впечатления. Но пока судить о природе было ещё рановато, мы ещё не углубились в ущелья гор.

На нашем пути появилась сортировочная станция с путевым развитием, и открылся берег моря, который до этого не был виден из-за высокой травы. На свободных путях справа стояли вагоны, были разложены колёсные пары в огромном количестве. «Зачем здесь нужно столько колёсных пар?» - этот вопрос для меня так и остался без ответа. Рядом с узкоколейной дорогой, где мы шли, появилась ширококолейная, как у нас в России по стандарту. Вид ширококолейной железной дороги рядом с узкоколейной нельзя было не сфотографировать, и я наконец-то вытащил свой фотоаппарат из сумки. Дело в том, что на Сахалине начинали перешивать железнодорожное полотно с узкой колеи на широкую, чтобы по всей стране был единый стандарт 1524 мм. Впереди виднелись дома маленького посёлка и железнодорожный переезд. Именно здесь по карте и должно было быть нужное нам ответвление. После прохода по переезду мы уже шли по однопутной узкоколейке, круто заворачивающей через посёлок в глубину горных ущелий...



Посёлок закончился, и железка стала уходить всё выше и левее. Слева и справа нас уже окружили поросшие лесом горные склоны, и вот тут уже по-настоящему можно было оценить растительность Сахалина. Что касается животного мира – то и тут нас могли поджидать медведи, но не вблизи посёлков. Здесь ещё было относительно спокойно, опасность не предвиделась, но всё равно нужно было быть начеку. Леса кругом росли хвойные, а трава повсюду густая и высокая, с длинными стеблями и крупными листьями. Солнце уже освещало нам путь оранжевыми вечерними лучами, а мы потихоньку приближались к месту нашего первого привала на Сахалине. Удивительно, но даже в этих, казалось бы, отдалённых от города местах, могут встретиться отдыхающие, причём рядом с узкоколейной железной дорогой – справа внизу железки послышались голоса. Чуть дальше мы увидели людей на пикнике и открывающийся вид на водохранилище. Привал у воды был бы очень кстати, и мы стали уже подыскивать место по ходу движения.



Хотелось встать где-нибудь подальше от людей, чтобы никто нас не видел и не слышал, и чтобы место было более-менее безопасное. И такое место было найдено. Мы удалились от отдыхавших людей на достаточное расстояние, пройдя вперёд по железке вдоль водохранилища. На левом склоне наверху было замечено более-менее ровное место, за которым начинался небольшой «лесок» - как раз там можно поставить палатку, чтобы её не было видно, и дрова будут для костра, и место безопасное и далеко от всех, поскольку народ может ходить только внизу и сюда никто не полезет. Когда мы убедились, что рядом никого, мы начали подниматься на склон. Склон было крутоват, и пришлось приложить немало усилий, чтобы достичь желаемого места. Но место для привала было классное. Сейчас вспоминаю – за всю поездку это место было одним из лучших мест для привала в плане живописности. Сверху открывался вид на водохранилище и горы вокруг. Единственным недостатком этого места был тот факт, что, чтобы сходить за водой, нужно было идти вниз по склону и обратно вверх, а идти нужно было немало, с высотой выбранного места мы явно постарались :)

Но всё равно от этого привала лишь одни приятные воспоминания! Еду мы приготовили на большом костре, благо материала для дров рядом было навалом. От нежданных посетителей место было хорошо защищено высотой его расположения. Сверху открывался красивый вид, я его попытался сфотографировать ночью при звёздах. Уже когда стемнело, внизу под нами по железной дороге проехал дизель-поезд, Серёга побежал к краю горы его смотреть, а я пока решил остаться у костра – уж очень хорошо здесь было! Поезд завтра утром здесь снова пройдёт, и я его тоже успею снять. Вечером мы ещё долго любовались видом сахалинских гор... Вокруг тишина, лишь изредка был слышен отдалённый звук двигателя проезжавшей сверху по серпантину машины, пробивавшей тусклым жёлтым светом фар окружавшую горы темень... Уже потемну мы сложили вещи в палатку и легли спать. Завтра будет нелёгкий этап – поход по разобранной железнодорожной японской ветке. Но это будет завтра...



1067 ММ

Именно такую ширину имеет железнодорожная колея в Японии, и имела в исторические времена, когда часть Сахалина была под властью Страны восходящего солнца. Наш маршрут на Сахалине частично пролегал как раз вдоль разобранных железнодорожных веток, оставшихся от японцев. В 90-е годы прошлого века большинство таких железнодорожных линий было просто разобрано - стало быть, никому они не были нужны. Габариты тоннелей и мостов не позволяли проложить на том же месте современную колею нашего стандарта, поезда просто не смогли бы через них проходить. Всё это может показаться интересным даже для человека, непосвящённого в железные дороги.

День начался так, как начинается обычный день у туриста - зарядка, готовка еды, завтрак, сбор вещей и укладка рюкзаков. Мне даже не хотелось отсюда уходить - настолько порадовало место привала. С другой стороны, желание получать всё новые и новые впечатления и узнавать интересное тянуло в дальнейший путь... Мы приготовились к спуску со склона с рюкзаками. Последнее, что я уложил в рюкзак - банные тапки, надев вместо них на ноги привычные трекинговые кроссовки. В тапках по таким горам весело спускаться или подниматься, они могут либо соскользнуть по траве, либо слететь с ноги, либо порваться. Утром я именно так и спускался к воде чтобы умыться, удивив своим появлением местных рыбаков, которые уже облюбовали это место для рыбной ловли. Наш с Серёгой спуск с рюкзаками за спиной удался успешно, мы уже было вышли на железную дорогу и двинулись в дальнейший путь в сторону станции Николайчук, как вдруг вдалеке показался дизель-поезд, единственный из всех поездов, ходивших по этой линии. Мы заняли точки съёмки и, выждав момент, когда поезд приблизится к нам на достаточное расстояние, сделали несколько кадров. Надо сказать, поезд и в самом деле необычный - у нас таких не увидишь. Ведь это японский подвижной состав.



Солнце уже сильно припекало, а мы, тем временем, шли по железке до конечной станции, которая уже была совсем близко, хоть и её пока нельзя было разглядеть заранее за высокими зарослями. Железная дорога повторяла контуры водохранилища, огибая его на протяжении большей части пути. Серёга снимал путь, а я пока лишь любовался видами. По дороге нам встретилась чья-то собака, лайка, причём возникла она совершенно неожиданно из-за кустов, которые росли по бокам железки. Лайка не имела каких-либо недобрых намерений в отношении нас, и мы, одухотворённые этим фактом, продолжили идти. Послышались голоса жителей, лай собак, сквозь кустарники виднелись крыши деревянных домов, значит, станция уже близко. Меньше чем через десять минут мы были уже на станции Николайчук. То, что мы там увидели, станцией вряд ли можно назвать, разве что остановкой. Если быть ещё точнее - остановочный пункт Николайчук, или "о.п. Николайчук". Здесь была бетонная платформа, несколько жестяных навесов, сделанных, судя по всему, для того, чтобы укрывать головы ожидающих поезд пассажиров от дождя, и одинокий памятник. За остановочным пунктом ничего не должно было быть, поскольку, по картам и со слов знающих людей, ветка заканчивалась именно здесь. Однако путь шёл дальше, и вдалеке поворачивал, маня нас неизвестностью предназначения своего продолжения...



Всё, что нам говорило о том, что дальше о.п. Николайчук поезда не ходят, был знак тупика. С этого момента мне стало реально интересно, что же там дальше, за знаком. Если путь должен заканчиваться здесь, значит дальше либо он скоро закончится, либо будет тянуться участок заброшенной железки. И вот мы всё шли и шли вдоль этого пути, повторяя его извивающуюся траекторию, однако путь никак не заканчивался. Меня это продолжало удивлять и интересовать - всё же там дальше определённо должно было быть что-то интересное!

Заброшенность участка вскоре дала о себе знать. Нам впервые встретились змеи. Может это были и не змеи, уж больно коротковаты для змей, но то, что неизвестные пресмыкающиеся - однозначно. Их тут было так много, что приходилось всё время смотреть под ноги. Иной раз как пробежит через пути - шарахаешься в сторону, вдруг реально опасная змея нападёт из зарослей травы...

Полотно то немного поднималось, то опускалось, а растительность по краям становилась всё гуще. Дома остались позади, голоса жителей затихли... Обстановка стала несколько более напряжённой, во всяком случае, мне так казалось. Я был наслышан о населённости территории медведями, и осознавал, что дальнейший путь опасен, потому как железка проходит по таким местам, где человек не бывал уже много лет... Конечно, с тех пор места одичали, и медведи и волки, вероятно, эти территории уже давно облюбовали. А мы всё шли и шли, водохранилище давно осталось позади, горы сблизились настолько, что соседние склоны уже почти вплотную нас прижимали справа. Стало ясно: мы приближались к тоннелю. Серёга знал, он всё заранее спланировал. Впереди - развязка, железка поднималась выше, пересекая ущелье по железнодорожному мосту. А петля начиналась подъёмом, который проходил внутри горы в тоннеле. Вскоре всё это подтвердилось, когда мы увидели картину воочию.



У входа в тоннель был установлен уже настоящий тупик, сколоченный из брусьев в чёрно-белую полоску и усыпанный небольшой горкой песка. Из темноты повеяло холодной сыростью. Сам по себе тоннель не особо интересен, поэтому в этом месте мы срезали путь, забравшись наверх по лестнице до самого моста. Здесь, наверху, уходил через мост к старой галерее проржавевший путь. Почти все шпалы на мосту были целы, но всё равно по одному только виду железки можно было понять, что здесь давно ничего не ходит. У начала моста была бетонная будка пулемётчиков, некогда охранявших мост. Будка наполовину уходила в землю, сверху торчала лишь небольшая её часть, имелись прорези для пулемётов. Попасть внутрь можно было через дырку сверху, но, заглянув внутрь и обнаружив мусор, мы решили туда не пытаться лезть. Даже немного разочаровались, что человечество всё-таки сюда дошло. Что ж - раз дошли мы, значит, мог дойти и кто-то другой. Прежде чем идти дальше, мы передохнули, снялись на фоне моста и железной дороги, проходившей внизу. Солнце так ярко светило и было так жарко, что, пока мы здесь были, я почти никогда не снимал солнцезащитные очки, снимал их только изредка, например для этой фотографии.



Согласно плану маршрута, нам мост был вовсе не нужен, и идти через него мы не были должны, поэтому мы пошли дальше по верху, но в обратную сторону от моста. И вот тут-то и началось самое страшное...

ДРЕМУЧИЕ ЗАРОСЛИ

Хорошо помню начало этого участка... Серёга предупредил о том, что мы входим в зону, куда, вероятно, не ступала нога человека вот уже последние несколько лет, и что местность абсолютно дикая, и можно ожидать появление медведя. Всё было бы не так тревожно, если бы не пара маленьких обстоятельств. Во-первых, мы шли навстречу опасности осознанно, мы знали, что впереди многокилометровый участок сквозь абсолютно дикий лес. А во-вторых, вокруг было столько растительности, что мы буквально пробивались сквозь ветви и стебли, свисавшие то справа, то слева, и эта растительность отделяла нас от всего остального мира, мы не могли сквозь неё увидеть опасность. Медведь мог сидеть и поджидать добычу в любом месте, за любым кустом, вот в чём была реальная опасность. Увидеть и услышать его заранее было бы невозможно в таких "джунглях". Я взвёл ракетницу в заряженное состояние, прицепил карабином на пояс и всё время держал её в одной руке, а другой разгребал ветки и кустарники, прокладывая себе путь за Серёгой.

За всю экспедицию я ни разу так не волновался, как на этом этапе. Шли мы по этому пути весьма продолжительное время. Частично путь проходил через тоннели. Старые, давно забытые и заброшенные, они имели несколько пугающий и одинокий вид... Внутри было темно, и перемещаться можно было только с фонарём на лбу. Под ногами изредка протекали ручейки, особенно перед тоннелями, и, иногда прямо внутри них. Попадая внутрь тоннеля, я ощущал себя немного жутковато... Ведь внутри от медведя уже никак не убежать, тоннель по бокам имеет стены... На поверхности и то спокойнее... Все попадавшиеся нам тоннели были разнообразные. У одних порталы имели слегка вытянутую кругловатую форму, у других - спрямлённые углы, у третьих - вообще прямоугольная форма портала, а у иных перед тоннелем предшествовала галерея с колоннами, придававшая тоннелю особую индивидуальность. Мы с Серёгой не пренебрегли возможностью сфоткаться внутри одного из старых тоннелей. Да они там все старые... Закроешь глаза, и чувствуешь, что здесь была совсем иная жизнь...



По дороге нам встретился высокий мост, и нам ничего не оставалось, как идти по нему, поскольку идти нужно было только вперёд, и мост был единственным средством перехода на ту сторону пропасти. Оказавшись на мосту, мы поняли, что можем столкнуться на пути с трудностями, которых вовсе не ожидали. Если честно, мы знали, что тоннели и мосты, обозначенные на карте, в реальной жизни могут оказаться непроходимыми. Риск принятия решения идти по такому маршруту был велик, но решение уже давно принято, и назад дороги нет. Под ногами прогнившие шпалы, которые могут под тяжестью веса человека с рюкзаком просто проломиться. Было принято решение наступать на шпалы только в тех местах, где они крепятся к железным балкам. Чтобы внизу была, так сказать, надёжная конструкция, а не пропасть в несколько десятков метров... Особенно сильно разрушенным мост был в самом конце пути. К счастью, тут всё обошлось без происшествий.



В тоннеле, который начинался прямо за мостом, путей вообще не было, валялись лишь шпалы, криво положенные по бокам. Создавалось впечатление, что, когда разбирали путь, их просто выдёргивали из земли бульдозером и тянули хаотично. Полотно вывезли, а шпалы так и лежат здесь, причём очень многие. Сами тоннели не были длинными, видимо, из-за особенностей рельефа местности. Попадались весьма интересные инженерные конструкции - перед тоннелем идёт стена, как бы "подготавливая" путь к порталу. Склон горы "срезается", а путь продолжает идти ровно, и получается такая небольшая "ступенька" на склоне горы, которая заканчивается началом тоннеля. Пока мы шли, мы, конечно, обращали внимание на местную природу - большие листья растений, напоминавшие лопухи, одиноко встречавшиеся лепестковые цветы, смешанные леса... По истечении времени мне даже всё вокруг стало гораздо более интересно, чем вначале, про медведей я стал вспоминать реже, напряжённость немного спала.

Через некоторое время пути нам встретились первые следы разобранных станций. Сейчас это были руины от маленьких домиков, когда-то служивших японцам, а позже - нашим, советским железнодорожникам и пассажирам. Теперь же, всё, что от них осталось - куски стен с обвалившейся штукатуркой, без крыш, окон и дверей... В этой местности чувствуешь себя настолько затерявшимся, ведь поблизости никого и ничего больше нет, кроме нас, этих остатков железной дороги, и окружающих гор и лесов... Даже остатков путей тут нет - шпалы и полотно куда-то увезли, осталась только выемка и два ровных следа, обозначавших место, где когда-то лежал путь. Конечно, здесь когда-то была железнодорожная станция. Пока Серёга снимал, я стоял, смотрел на всё это, и мысленно дорисовывал воображаемые платформы, пути, разбитым зданиям - стены, крыши, окна и двери... Я пытался представить это место в те времена, когда здесь была жизнь. На несколько секунд мне удавалось мысленно окунаться в прошлое. Какие-то интересные ассоциации периодически возникали в голове. Загадочное место.



Здесь же мы увидели остаток старого вагона. Всё, что от него осталось - задняя ржавая стенка с дверным проёмом в тамбур. По этому остатку от вагона можно было оценить габариты вагонов того времени, подумать об их предназначении и к какому временному периоду они могли принадлежать. Рядом были и остатки старых светофоров причудливой формы. У японцев были свои стандарты, тем интереснее нам сейчас видеть все эти остатки истории. А между тем, нас впереди ждало ещё несколько тоннелей. Станция располагалась примерно посередине нашего маршрута...

...Войдя в квадратную галерею, я почувствовал, что местность становится будто "цивилизованнее". Под ногами уже такая ровная колея, причём утрамбованная. Странно. Неужели тут мог кто-то ездить на машинах... Кому могло понадобиться это место... Между тоннелями колея уже не проглядывалась так чётко, и приходилось высоко поднимать ноги и шагать по густой траве, росшей отовсюду. Последняя галерея на этой разобранной ветке была очень длинная, другого конца не было видно, и мы снова передвигались по темноте.



На последних километрах пути по краям насыпи появлялись ручьи с сильным течением, леса стали более "хвойными", а лесные чащи - более непроглядными и тёмными. Я снова вспомнил о медведях, и уже хотел скорее дойти до конца, чтобы перевести дух. Ущелье сужалось. Через некоторое время пути мы оказались полностью окружённые лесом, дальше дорога шла прямиком в него, и мы вошли. Около какой-то полуразваленной будки дорога раздваивалась, наши с Серёгой мнения по поводу того, куда идти, разошлись, и всё же мы пошли прямо, никуда не сворачивая. Казалось, будто основная дорога ушла всё-таки налево, но интуиция двигала мною. Там должна быть река и мост через неё. За мостом недалеко было шоссе. Там мы должны были уехать автостопом до места предполагаемого ночлега.

...Ветки расступились, остались лишь заросли. Пройдя немного вперёд, мы убедились в том, что были правы - здесь и впрямь был мост. Правда, была маленькая проблема - мост почти полностью разобран. Всё, что от него осталось - металлические конструкции, продольные и поперечные балки. Серёга предложил развернуться назад и обойти реку в другом месте, то есть вернуться обратно к развилке железки и пойти налево. Однако как можно было развернуться, когда столько пути уже позади, а конец маршрута уже рядом? Я чувствовал себя немного уставшим... Возвращаться назад мне совсем не хотелось, я вообще не люблю возвращаться и отступать. Я смотрел на эти ржавые железные балки и думал: "Ну не может быть, чтобы через этот мост нельзя было пройти!" Интуиция внутри меня движила мною и одерживала вверх. Я предложил Серёге перейти через мост. И он согласился. "Да, отчаянные мы парни", - подумал я.

Идти вперёд можно было только по одной из двух центральных балок шириной в тридцать-сорок сантиметров. Перила были слишком далеко от них, чтобы можно было за них держаться и помогать себе руками. Предстоял путь балансирования и выдерживания равновесия над бурно текущей рекой и с боковым ветром. Поверьте, задача не из лёгких. Я вышел на мост первым как инициатор идеи и испытатель. Тут же, оказавшись на открытом участке, я почувствовал дуновение ветра с реки. Когда сзади висит тяжёлый рюкзак, центр тяжести немного смещён, и нужно очень внимательно балансировать своим телом, чтобы держать центр тяжести под контролем. Я шёл очень-очень медленно, руки раздвинул в стороны, чтобы вносить малейшие корректировки и смещать центр тяжести при необходимости. Когда я оказался на половине пути, Серёга тоже начал движение по мосту сзади меня.



На балках были огромные железные заклёпки. Они делали поверхность балки неровной, приходилось очень внимательно следить за каждым шагом. Взгляд под ноги всякий раз невольно приводил к тому, что мозг вновь ясно осознавал, что под мостом река, очень мелкая река с каменным дном, и высота приличная... Внезапно ветер покачнул меня, и я движением руки выправил своё положение. Постояв немного на месте и переведя дух, я стал медленно перемещаться дальше, всё ближе и ближе к концу моста. В самом конце моста нас обоих поджидал сюрприз... Центральные балки закончились!!! Первые несколько секунд я встал в ступоре и анализировал ситуацию.... Думал: "так... вот тут идёт горизонтальная балка сюда, ага, вот здесь можно чуть слезть, сползти на пятую точку, руками докоснуться до верхней перегородки, являвшейся продолжением балки, но слишком узким продолжением, чтобы можно было идти дальше... Вот здесь можно идти боком, держась руками за верхнюю перегородку, а ногами медленно, переползая по нижней. Так, вроде можно пройти.". Вариантов почти не было. Приходилось прямо на месте опробовать идею.

Самое страшное было слезть с балки, по которой я шёл. Нужно было присесть с рюкзаком так, чтобы сохранить равновесие, потом переместить ноги вниз, на нижнюю балку, потом пролезть вниз, а потом ещё по очереди переложить руки на верхнюю горизонтальную балку и двигаться до конца боком. Я очень медленно пересел, немного опираясь на рюкзак, потом сначала одной ногой, потом другой, медленно слез на нижнюю перегородку, крепко хватаясь руками за железные конструкции. Центр тяжести здесь немного смещался, поэтому руками приходилось здесь крепко держаться, чтобы не упасть. Так, потихоньку, я дошёл до конца моста, и наконец-то перевёл дух. Вскоре то же самое повторил и Серёга. Мы справились!

Переход через мост был, пожалуй, самым экстремальным этапом не только за весь Сахалин, но и за всю экспедицию. Дальнейший путь прошёл по остаткам колеи, идущей в поле через заросли. Прямо на колее нам встретилась большая чёрная птица, похожая на аиста. Эх, интересно бы узнать, что за птица такая... У нас я таких не видел. Она не особо спешила улетать, сразу видно, что опасностей здесь она никаких не ждала. Наконец, мы вышли на долгожданное шоссе, и я снова почувствовал близость цивилизации...



НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ

Мы с Серёгой договорились голосовать по-очереди. Первые полчаса голосует он, потом я. Мы выбрали более-менее удачное для автостопа место, поставили рюкзаки так, чтобы они поддерживали друг друга вертикально, и стали голосовать. Стремительный поток преимущественно японских автомобилей было как-то непривычно созерцать после целого дня хождений по диким местам... Мы собирались на машине проехать до места начала нового этапа похода по Сахалину. Нас интересовала ещё одна разобранная ветка, на которой тоже были тоннели, мосты, галереи, светофоры и остатки бывших станций... Туда можно было добраться лишь автостопом, пешком пришлось бы очень далеко идти, и это была для нас проблема. Предстояло проехать некоторое расстояние по шоссе, а потом по грунтовке, которая шла уже прямо туда, куда нам нужно было.

Машины никак не хотели останавливаться. Мы оба успели поучаствовать в голосовании, однако никто так и не остановился, чтобы подвезти путешественников. Лишь маршрутка остановилась, хоть мы и не на остановке были. Это была какая-то дальняя маршрутка, и нас согласились подвезти за 80 рублей. Мы были рады что едем, а не стоим на пыльном шоссе. Вот и деревня, тут магазин есть, тут и наша грунтовка уходит вправо. Мы вышли. В магазине взяли шоколадку, сок, передохнули чуть-чуть, подкрепились... Солнце садилось, напоминая о том, что пора бы пошевелиться. Мы пошли вперёд по грунтовке. Голосовать нужно было чуть дальше, чтобы водители поняли, что мы хотим ехать отнюдь не в посёлок, через который шла эта дорога, а намного намного дальше. Встав чуть поодаль, мы продолжили наш пока безуспешный автостоп.

Водители здесь останавливались охотнее, чем на шоссе. Вновь мы убедились, что подчас на никому не нужной грунтовке машину остановить легче, чем на многополосном шоссе. Многие думали, что нам надо было в посёлок, и, когда узнавали, куда нам нужно было на самом деле, лишь разводили руками. Один из водителей сказал, что туда лишь изредка джиперы заезжали по пьяни, а так обычно туда никто не ездит. Солнце уже висело совсем низко над горизонтом, на Сахалин медленно спускалась летняя ночь... Мы думали недолго. Автостоп был признан неудачным. Было принято решение искать место для привала в близлежащих окресностях...

Я вспомнил, что, когда мы уезжали, мама давала координаты Надежды Ким, с которой она преподавала русский язык южнокорейским студентам в Сеуле. Надежда жила как раз на Сахалине, в Южно-Сахалинске. Я связался с Надеждой по телефону, рассказал о том, в какой ситуации мы оказались, и спросил о возможности ночлега у неё на квартире. Мы должны были оказаться в Южно-Сахалинске только через два дня, после второй части похода, но, оценив ситуацию с автостопом, мы использовали динамическое планирование, и перепланировали маршрут прямо на месте. Хотелось вернуться в Южно-Сахалинск либо сегодня вечером, либо на следующее утро. Надежда сказала, что могла бы нас принять с завтрашнего дня, и, поэтому, нам сейчас пришлось так или иначе начать поиски места для ночлега.

Мы оценили по карте места, где могли бы быть ручьи, чтобы на привале не было проблем с водой. Рек и озёр поблизости не было, поэтому приходилось уповать лишь на ручейки вдоль горных склонов. Больших гор тут не было, были лишь холмы, поросшие лесом, и вот, на один из таких холмов мы начали подъём. Внизу протекал ручей, там было ущелье, и мы присмотрели более-менее подходящее место для установки палатки. Место было скрыто от людских глаз за деревьями и высокой травой, мы располагались чуть выше подножия холма, но ещё не на крутом склоне. Единственное, что немного напрягало - мы были в посёлке. А в посёлке ночевать в палатке опасно, как ни крути... Сразу за местом для палатки начинались чьи-то дачи. Выбора не было.

Место хорошее, относительно безопасное и бесшумное, потому что со всех сторон закрыто бурной растительностью. Я уже развязал клапан рюкзака и стал доставать из рюкзака вещи и выкладывать на траву. То же самое делал и Серёга, и достал палатку, чтобы сразу обозначить место, где она будет стоять. Я пока раскладывал вещи в стороне, мысленно оценивал время и уже потихоньку настраивался на отдых и спокойный сон до завтрашнего утра. Всё так и должно было случиться... Однако судьба решила иначе.

Серёга начал сбор палатки, достал дугу, разложил её во всю длину, закрепил, и полез было за второй, как вдруг... Лёгкое потрясение... Дальше цензура... Всё было осмысленно в течение каких-то нескольких секунд. Обстановка резко стала напряжённой... Второй дуги не было! Мы всегда при сборе палатки клали обе дуги в мешок из-под палатки... Но нет второй дуги! Её просто нет! А это значит, что палатку собрать до конца нельзя и мы остаёмся без крыши! Ситуация была весьма неприятная для нас... Уставшие за день, мы должны были снова собирать все вещи в рюкзаки и идти искать потерянную дугу. Экспедиция встала под угрозу срыва. Сейчас все силы должны быть брошены на поиск пропавшей детали от палатки.

Мы быстро собрали вещи, надели рюкзаки и в темпе стали спускаться от места, где мы собирались ночевать, до деревни. Там автобусная остановка, может ещё успеем сесть на автобус или маршрутку... На улице стало почти совсем темно. Шансы успеть уехать отсюда уменьшались с каждой минутой... Единственным логически верным ответом на вопрос, где же мы всё-таки могли потерять дугу, стал бы ответ: "на предыдущем привале". Предыдущий привал был у нас на склоне горы, у водохранилища Тыйное. Кстати, мы потом от местных узнали, что оно не Тыйное, а Поляковское, но об этом чуть позже. Мы пришли на остановку, стали голосовать, но машин было мало, а проезжавшие мимо не останавливались. Неужели мы обречены ночевать здесь, на улице? Неужели автостоп снова будет неудачным?

И всё же каждый из нас верил в удачу. Нам должно повезти, здесь и сейчас. И нам повезло. Остановился микроавтобус, мы открыли дверь. Это был частный микроавтобус, не маршрутка. Внутри сидели пассажиры, которые, судя по всему, возвращались домой. Мы договорились за деньги доехать с ними до Холмска, как раз туда маршрутка и шла. От Холмска мы пойдём пешком и вернёмся на место прежнего привала, там и переночуем второй раз. Машина быстро ехала по ночной дороге, преодолевая серпантины, а мы с Серёгой мысленно радовались, что ситуация стала улучшаться. На сиденье впереди нас сидел подвыпивший пассажир, который интересовался у меня, из какого я города, и спрашивал, растёт ли там конопля :) Примерно через час, может меньше, мы добрались до Холмска. Пассажиры оказались не родственниками и не друзьями водителя, они тоже ехали за деньги. В городе они вышли, а мы решили пока остаться и попробовать договориться с водителем, чтобы он нас высадил поближе к железнодорожному переезду, у которого начиналось ответвление пути на Николайчук. Да, мы снова вернулись сюда. Цена вопроса - тысяча рублей. Именно на такую сумму мы договорились с водителем, и он нас повёз прямо до переезда, несмотря на то, что переезд находился уже за пределами Холмска, и водителю совсем не нужно было туда ехать. Мы рассказали ему нашу историю, он был очень удивлён и ругался на нас, говорил, что мы свихнулись, что на нас могли напасть медведи, удивлялся, как нас родители отпустили сюда, говорил, что своих детей он ни за что бы не отпустил. А мы рассказывали про нашу экспедицию. И про то, что нам здесь нравилось. И про то, что мы сейчас очень надеемся найти потерянную дугу от палатки. К этому времени мы успели многим местным, с которыми встречались в разных ситуациях и в разных местах на протяжении экспедиции, рассказать о ней почти с самого начала.

Мы вышли из микроавтобуса, попрощались с водителем, пожелавшим нам удачи, надели налобные фонари, включили их, и пошли по железной дороге уже совсем потемну. Удивительное ощущение - снова вернуться на то же место, где мы шли с рюкзаками всего какие-то сутки назад. Конечно, потеря дуги была нашим просчётом. Мы договорились особо бережно относиться к жизненно важным вещам типа палатки при каждом сборе вещей на привалах. С сегодняшнего дня этому уделялось особое внимание. Эти мысли изредка блуждали в моей голове, в Серёгиной, скорее всего, тоже. Так мы всё шли и шли быстрым шагом по шпалам, едва различимым в свете наших фонарей. Всё что мы видели, - ближайшие несколько метров железной дороги и растительности вокруг нас. Всё остальное было погружено во мрак...

Знакомый склон мы нашли по очертаниям склона и изгибам водохранилища. В этом же месте характерно поворачивала железка. Посмотрев наверх, я не увидел верхней части склона, потому что она была тёмная, и поначалу сомневался, то ли это место. Но Серёга не ошибся. Когда мы начали подъём на склон, по ямам, изгибам и характерной траве стало понятно, что это он. Наверху мы радостно сбросили с плеч рюкзаки, уж слишком надолго затянулся сегодняшний день. Радостный момент настал для нас обоих. Дуга нашлась! Как и предполагали, она так и лежала в траве на склоне весь сегодняшний день. Палатка была расставлена, мы, обессиленные, легли спать в эту ночь без ужина... Завтра утром мы соберёмся и поедем отдыхать в цивилизацию. Поедем в Южно-Сахалинск... Мне уже так хотелось скорее на споттинг... И всё же это место для привала было таким классным! Засыпая, я радовался, что мы снова остановились здесь...

ЮЖНО-САХАЛИНСК

На следующий день мы уже собирались с особой аккуратностью, палатку проверили дважды, спустились со склона и двинулись в обратный путь по железке в сторону города Холмска. В наших планах было сесть на автобус в Холмске и доехать до Южно-Сахалинска, где нас ждали два дня отдыха перед новым этапом похода. В этот раз нам посчастливилось добраться до Холмска на том самом дизель-поезде, который мы снимали сутки назад.

Поезд сначала проехал навстречу нам, заставляя отойти в заросли подальше от путей, подав нам предупредительный сигнал. Мы ускорили шаг, быстро достингули сортировочной станции и стали ждать возвращения этого поезда на платформе. Так мы благополучно доехали часть пути по железной дороге, заодно покатались в старом японском дизель-поезде. В самом городе мы наконец-то немного перекусили - снова по булке и йогуртам. Поезд давно ушёл на конечную станцию, мы от сортировочной проехали на поезде всего одну остановку, и теперь любовались на железную дорогу сверху с пешеходного моста через пути. Там, на мосту мы скоротали время, которое ещё оставалось до автобуса.



Наконец, время отъезда подошло... Мы еле втиснули в ПАЗик наши рюкзаки, расположились сами согласно купленным билетам, и поехали вместе с другими пассажирами в самый главный город острова. Автобус ехал поначалу очень медленно, дорога шла извилистыми зигзагами почти всё время в гору. Мы пересекали остров в поперечном направлении... После перевала водитель явно добавил газу, и наш путь стал веселее.

Ещё вчера вечером мы звонили Надежде и сообщили нашу ситуацию, в которой мы оказались. Надежда любезно согласилась нам помочь с квартирой на эти три дня, при этом она даже нам предложила нас встретить на вокзале Южно-Сахалинска, куда должен был прибыть автобус. Мир не без добрых людей! Когда мы приехали на конечную станцию автобуса - железнодорожный вокзал, Надежда нас уже там ждала. Квартира оказалась с очень удобным месторасположением - почти прямо в центре города. Отсюда мы могли всегда пойти в любую точку и быстро добраться до нужной достопримечательности, ведь тут ходили почти все основные маршрутки и автобусы. Магазины тоже были сконцентрированы вокруг центра. Что там говорить. Конечно, повезло. Если бы не Надежда, неизвестно как бы мы устроились в городе. А теперь, долгожданный тёплый душ, вкусная еда и прочие прелести цивилизации. К счастью, нам подолгу здесь не пришлось бы оставаться. Отдых отдыхом, и это вполне нормальный и необходимый этап длительной экспедиции, но надо продолжать потом путь и не слишком привыкать к цивильному образу жизни. В походах обычно устраивают "днёвки", а у нас вместо днёвок выпадали такие вот коротенькие периоды отдыха в цивилизации. За эти два дня мы, к счастью, успели отдохнуть, но не успели привыкнуть к комфорту и отвыкнуть от походной жизни.

В первый день мы заглянули сначала на вокзал, сняв там старый японский пассажирский вагон, затем вернулись на центральную площадь, нашли автобусную остановку и дождались нужного нам автобуса в аэропорт. Мне очень хотелось скорее поснимать самолёты в Южно-Сахалинске. Я знал, что здесь базируются "Сахалинские авиатрассы", у них самолёты красиво раскрашены в бирюзово-сине-красные цвета. В наши края они не летают, поэтому шанс снять их здесь упускать никак нельзя. Жаль только, что погода была пасмурная, но даже этот факт не уменьшал моего желания сфотографировать любой самолёт в окраске "Сахалинских авиатрасс". Когда мы приехали в аэропорт, я понял, что снимать будет нелегко. Съёмку осложняло не только сплошное серое небо, но и медленно надвигавшиеся сумерки... Мы с Серёгой оценили по карте месторасположение возможных точек съёмки. Сегодня главной задачей было даже не столько снять самолёты, сколько разведать наиболее подходящие с точки зрения споттинга точки съёмки. По картам было всё более-менее понятно. Осталось проверить, как оно в реальной жизни.



До дальнего конца полосы идти было прилично. Аэропорт находится в приграничной зоне, поэтому он охраняется с особой тщательностью. Я увидел издалека заборы с колючей проволокой, вышки с автоматчиками, которые охраняли авиацию пограничных войск. На заборе висели угрожающие таблички: "возможно применение оружия"... В общем, увиденная картина напоминала аэропорт Елизово на Камчатке. Чтобы солдаты нас не увидели, мы шли до торца полосы через деревню сначала параллельно аэропорту, потом сворачивали на дорогу, идущую как раз параллельно торцу и проходящую к нему вплотную. В деревне мы зашли в местный магазинчик и решили взять на пробу газированный напиток, с виду похожий на молоко и с молочным названием. Так и оказалось - это нечно вроде молочного коктейля, только газированного, и в маленькой зелёной бутылке. Такие в Южной Корее продавались, поэтому я сразу вспомнил. С "милкисом", а именно так напиток и назывался, мы веселее дошли до торца.

И снова ситуация с Ан-24 повторилась почти как в Хабаровске - не успели мы ещё дойти, а самолёт уже пролетал над торцом. Ну, единственное что, сейчас это был Ан-26, к тому же он летел высоко и далеко, и взлетал, а не садился. Мы быстро достали фотики и стали снимать прямо с обочины дороги. Неудовлетворённые результатом, мы пошли дальше, искать полноценное споттерское место. В районе торца Серёга увидел удобный холм, дававший некоторое возвышение фотографу над забором. Вот что значит глаз опытного фотографа! Я оценил это место с точки зрения плейнспоттера как хорошее, среди прочих возможных мест мне оно показалось наилучшим вариантом. Когда мы уже прошли сквозь заросли и подобрались ближе к забору левее торца, забравшись на холм, случилось непредвиденное. Серёга обнаружил, что у него нет карты памяти с нашими фотками. Там было много фоток, в том числе с Камчатки, с Хабаровского края, и карту терять ни в коем случая было нельзя! Серёга пошёл обратным путём в поисках карты памяти, по той же дороге и, к счастью, нашёл её. Она действительно выпала, когда мы торопились и снимали садящийся Ан-26. Валялась на обочине дороги прямо на асфальте. Нам ещё повезло, что карта цела и фотки не потеряны.



За сегодняшний день съёмка не удалась - пролетело всего два самолёта на посадку - Ан-26 пограничников и Ан-24 "Сахалинских Авиатрасс". Фотки вышли тёмные, пасмурное небо и поздний вечер сказались на результате. Но мы задачу на сегодня выполнили. Мы разведали это место, и уже завтра сможем сюда повторно приехать с конкретной целью - снять интересные борта. Мы с Серёгой всё это обсудили и решили разделиться по интересам - он завтра поедет снимать поезда на вокзале, потом в депо, а я поеду в аэропорт, и днём мы встретимся в городе и продолжим осмотр уже достопримечательностей самого города.

Другой день прошёл гораздо удачнее. Я приехал в аэропорт утром, уже знал куда надо идти. На подходе к забору аэропорта я заметил Dash-8 в цветах "Сахалинских Авиатрасс" - он прям на моих глазах улетал, в то время как я ещё только шёл на точку... Но всё же фотографии самолётов "Сахалинских Авиатрасс" были сделаны, когда я достиг вчерашней точки. Мне повезло в этот раз - как раз Ан-24 в цветах "Сахалинских Авиатрасс" пошёл на взлёт, хорошо освещённый, причём взлетал не с начала полосы, а со середины, поэтому поздно оторвался и низко пролетел почти надо мной. Сделанная фотография теперь висит в галерее - результат моего споттинга. Удалось снять ещё взлетающий Ан-12 той же авиакомпании, у которого из всех двигателей красиво шли дымы, и хорошо знакомый Ту-154 авиакомпании "Сибирь". Конечно, Ту-154 "Сибирь" можно снять и в наших краях, а вот местных SAT - не везде...



Я вернулся в Южно-Сахалинск довольный результатами споттинга, и спешил похвастаться Серёге своими фотками Ан-12 и Ан-24 "Сахалинских Авиатрасс", а Серёга - своими железнодорожными фотками их депо. Всё-таки мы правильно сделали, что каждый поехал снимать по своим интересам. Теперь же нам обоим было интересно пройтись по городу с целью осмотра основных его достопримечательностей. Конечно, в Южно-Сахалинске есть много что посмотреть, но времени у нас в обрез, из-за чего мы много достопримечательностей упустили, например канатную дорогу... Зато мы прошлись по основным центральным улицам и осмотрели всё вокруг, особо не отдаляясь от центра. На площади Ленина было много детей и подростков с флагами основной правящей партии - не буду говорить её названия, дабы не наводить читателя на политические темы, и так все поймут. Мы сначала не поняли, в связи с чем был митинг. На больших плазменных панелях крутили видеоролики, на которых показывали мощь нашего вооружения - боевые самолёты, вертолёты, танки, подводные лодки, и прочая военная тематика. Тут то мы и узнали, что в Южной Осетии началась война... В момент, когда произошли эти трагические события, мы как раз были на Сахалине...



В городе мы заглянули на территорию музея, здание которого снаружи выполнено в японской архитектуре. Здесь же рядом и дом офицеров - выглядит как музей военной техники, на территории стоят БТРы, танки, пушки и самолёт Су-15... По информации из интернета, это тот самый Су-15, который сбил корейский Боинг-707, который когда-то нарушил советскую границу и не отвечал на запросы наших военных. Погода стояла всё такая же пасмурная, и мы так и продолжили прогулку по Южно-Сахалинску в лёгком тумане и при серой мгле... Впереди была аллея победы и памятник павшим воинам. Мы немного прошли по аллее победы, мимо клумбы цветов и танка Т-34, мимо спортивного стадиона, и свернули опять в сторону центра, продолжив путь по одной из улиц.



Крайней достопримечательностью для нас стал католический собор, который получился на фотке с искажением перспективы. Вот так мы прошлись по городу, галопам по европам. Но это не значит, что мы не выполнили задачу исследования города. Это значит, что будет повод сюда вернуться. И мы обязательно вернёмся. На следующий день мы уже вылетали утренним рейсом во Владивосток... Но об этом уже в следующей части.

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей