Экспедиция Дальний Восток – 2008

НОЧЬ НА ОТКОСНОЙ

Лет пять назад я и представить себе не мог, что решусь на такую авантюру. Если бы я знал, что мне придётся пройти двадцать километров с рюкзаком по шпалам, насквозь пропитанным мазутом и тепловозным маслом, да так, что вся земля вокруг них блестела от этой химической смеси, от которой в воздухе стоял непрерывный запах тепловозов на протяжении всего пути, я бы, наверное, отказался. О Кузнецовском перевале я узнал от Серёги, который рассказывал мне перед экспедицией, что нас там ждёт, и я понимал, что этот этап ему будет особенно интересен. Где ещё увидишь уклон в двенадцать тысячных, который вынуждает поднимать и спускать через перевал укороченные составы, ведомые шестью секциями тепловозов? Конечно же, на участке Откосная – Высокогорный.

Карта взята с сайта maps.poehali.org



Однако что-то меня тянуло туда, трудно объяснить что именно. Я прекрасно понимал, что иду в совершенно безлюдные медвежьи места, где слева и справа будет дикий густой лес, а спереди и сзади – только лишь железная дорога, с проезжающими изредка вверх и вниз поездами. Когда я думал об этом участке, мне хотелось заранее настроить себя на то, что он пройдёт быстро, и что впереди будет более интересная часть поездки. Однако позже, пройдя этот путь, я понял, что этот участок нельзя было оставить без внимания, и даже меня, человека, приближенного скорее к авиации, чем к железным дорогам, эта часть экспедиции впечатлила. Но это всё ещё было впереди. А сейчас мы стояли на платформе станции Комсомольск-на-Амуре–пассажирская. Поезд уже был подан, оставалось мало времени, как раз, чтобы взять наши рюкзаки из камеры хранения. Что и было сделано. Вскоре мы уже сидели в секции плацкартного вагона поезда Хабаровск-Советская гавань, и ждали отправления в путь... Путь, который предвещал нам новые приключения и новые трудности на пути... Кто знает, что ждёт нас там... Всё-таки, это была вторая активная часть экспедиции после длительного отдыха. За этими мыслями и чашкой горячего железнодорожного чая, поезд незаметно тронулся...

Чем дальше мы отъезжали, тем меньше населённых пунктов мелькали за окнами нашего поезда, и тем более горной становилась местность. Слева и справа нас начинали понемногу обступать холмы. Проезжая по одному из небольших мостов через реку, мы заметили внизу какое-то движение, там был человек. Он был целиком одет в полосатую одежду с широкими сине-белыми полосами. Одежда очень напоминала ту одежду, которую выдают заключённым, и мы с Серёгой в шутку предположили, что сбежал зек. Мы успели обратить внимание на выражение его лица и уловить на нём улыбку и радость – возможно, он радовался тому, что сбежал из тюрьмы. Шутки шутками, а так могло быть на самом деле. И мы это понимали – края здесь суровые. За окном пролетали реки да озёра, непроглядные леса, изредка деревеньки попадались, в которых обязательно были железнодорожные платформы. Поезд иногда останавливался на разъездах, чтобы пропустить очередной товарняк.

На Хабаровский край медленно опускалась ночь, за окном темнело... Мы приближались к Откосной. Поезд приедет туда почти поздней ночью, когда уже ничего не будет видно за окном. Мы заранее продумали, что перед выходом из поезда достанем наши налобные фонари и наденем их. Только так можно будет двигаться там, где кроме забытой Богом платформы нет никаких других признаков пребывания людской цивилизации. Так или иначе, этот момент должен был настать. И он настал.



...Мы медленно пробирались под шум трения тормозных колодок об колёса, мимо засыпавших пассажиров, и лишь мы одни, больше никто не отважился выйти среди ночи в медвежьих краях. Сочувствующий взгляд проводницы не дал нам повода начать паниковать, и мы лишь с ещё большей уверенностью надели на лбы наши налобные светодиодные фонарики. Поезд остановился. Проводница открыла лестницу и дверь, мы уже торопились выйти, в тамбуре было тесно стоять с рюкзаками за спиной. Стоянка две минуты, стандартно. Поезд остановился, и мы медленно спустились, держась за поручни вагона. Ни души. Абсолютная темень и холод. Тишину нарушал тепловоз 3ТЭ10, стоявший на соседнем пути. У этого тепловоза три мощные секции, в каждой из которых мощнейший мотор, и от всех этих двигателей исходил такой зловещий низкочастотный громкий звук, что мне стало не по себе. Кинув прощальный взгляд на наш поезд, мы пошли вдоль путей в поисках места для ночлега. А поезд, тем временем, уже медленно удалялся от нас, забираясь на высокий склон горы.

Железная дорога была проложена серпантином, поэтому только что уехавший от нас поезд мы снова услышали, и даже увидели, но уже намного выше нас. Казалось бы, он должен был уехать, и с концами, а нет, вот он, мелькает сверху между деревьев жёлтыми окнами. Тут меня пробила дрожь от ночного холода, и захотелось вернуться снова в тёплый вагон, и продолжить путь со всеми в цивилизацию... Но всё, поезд ушёл, мы остались здесь, один на один с дикой природой. Надо было срочно найти место для ночлега, а завтра утром встать пораньше, и двигаться в путь.

По плану мы должны были сразу после того, как сойдём с поезда, найти в пределах пары-тройки сотен метров от станции подходящее место для расстановки палатки. Никаких полноценных привалов, это было опасно и на готовку еды не было времени. Мы сразу решили – приедем, и ложимся спать. Уходить от станции слишком далеко было опасно. Вообще «станция» - громко сказано, она представляла собой лишь короткую деревянную платформу и пару небольших домиков. Мы сошли с насыпи вниз и стали спускаться в высокой траве по направлению к лесу, освещая себе путь фонарями. Когда я ехал сюда, я думал, что буду вслушиваться в каждый шорох в кустах, но о каком шорохе могла идти речь, когда сзади тебя ревёт такая дизельная махина... Серёга говорил, что медведи боятся шума от поездов, поэтому место рядом с железной дорогой можно было считать относительно безопасным.

Но в ту ночь я так не думал, и с опаской вглядывался в каждый подозрительный участок леса, и тщетно пытался уловить хоть какие-нибудь звуки издалека. Пройдя всего метров двадцать-тридцать, не больше, мы свернули влево и пошли вперёд, где было несколько деревьев, закрывавших нас слева от железной дороги и любопытных путейцев, а спереди – от медведей. Справа и сзади мы не были закрыты ни от кого, поскольку с этих сторон росла лишь высокая трава, а там дальше склон немного спускался, и там уже начинался густой лес. Сзади деревья тоже не росли, наверное, их вырубили, когда насыпь клали.

Палатка была установлена в какие-то считанные две-три минуты. Нас было всего двое, а момент установки палатки и подготовки привала был уязвим с точки зрения безопасности, поэтому я остался за сторожевого. Пока Серёга складывал и устанавливал дуги, я, включив фонарь на полную мощность, проводил несколько раз светом по отдалённым участкам леса и близлежащим кустам, словно луч прожектора, сканирующий небо от вражеской авиации. Этот момент был для меня наиболее тревожный, потому что мы уже стояли на месте и никуда не двигались, лишь готовили себе ночлег. Ракетница была заряжена, висела у меня на карабине, прицепленном к поясу. Я продолжал «сканировать» лес по всем возможным направлениям, а тем временем Серёга уже поставил палатку, и затащил свои вещи внутрь. Я медленно попятился назад, не спуская глаз с той лесной глуши, из которой, мне казалось, вот-вот должен появиться медведь. Наконец я быстро снял обувь, затащил рюкзак внутрь, расстелил пенку и спальник, и лёг в него прям в одежде, как обычно и ложился в холодные ночи. В этот момент мы выключили фонари и я замер. Началась первая по-настоящему нервная ночь...

В одной руке я всю ночь держал ракетницу наготове, и сам пытался не шевелиться, чтобы услышать звук и быть заранее готовым в случае чего. Но мы слышали лишь изредка проезжавшие через перевал поезда... Тепловоз уже давно уехал, на какое-то время установилась мёртвая тишина, которую нарушал лишь шум ветра. Минуты мне казались часами, я не знаю, сколько я пролежал без сна, и мне казалось, что большая часть ночи прошла в полудрёме. Несколько раз я сквозь сон слышал басовый гул тепловозов, тянувших длинные товарные составы, и просыпался от этих звуков, потом вновь засыпал. Они мне внушали некоторое спокойствие, ведь я понимал, что когда гудит тепловоз, медведь, вероятно, испугается, и не станет подходить близко. И с этой успокаивающей мыслью я засыпал. Под утро я уже спал крепко...

КУЗНЕЦОВСКИЙ ПЕРЕВАЛ

Рано утром мы проснулись и вылезли из палатки в туман и мокрую от росы траву. Над нами висело серое небо, туман окутывал склоны гор, медленно опускаясь в ущелья и низины. Надо было завтракать, собираться, и продолжать наше путешествие.

Мы сходили на разведку на станцию, там на наше счастье оказалась вполне чистая вода, которая текла из трубы в склоне горы, словно из родника. С водой повезло, и это было хорошей новостью с утра, ведь сначала мы собирались прогуляться как раз до того самого леса, который я «сканировал» ночью, там вода могла быть, поскольку там низина. Место для готовки еды тоже быстро нашли – под насыпью был сделан сток для воды в виде небольшого бетонного тоннельчика. За два края бетонных стенок этого тоннельчика мы повесили костровой тросик для подвеса котелка с водой, а под котелок поставили старую добрую горелку, которой пользовались на Камчатке. Решили не искать дрова, а готовить на газу, тем более его запасы у нас с Камчатки ещё оставались.

Еда добавила нам сил и уверенности на предстоящий тяжёлый участок. Читатель, наверное, задался вопросом, а что же, собственно, такого привлекательного и интересного на этом участке? А участок этот интересен во многих отношениях. Во-первых, это железнодорожный путь с очень большим по железнодорожным меркам уклоном. Местность такая сложная здесь для прокладки железных дорог, что пришлось поднимать путь извилистыми зигзагами через высокие горы и спускать его с другой стороны. Сложная задача с инженерной точки зрения, опасный участок для поездов, да и кривые малого радиуса попадаются, поезд может сойти с рельс и свалиться с горы, если поедет на большой скорости. А вверх он точно на большой скорости не сможет ехать. Его еле-еле будут тянуть шесть тепловозных секций – по три тяговые секции, спереди поезда, и три толкающие – сзади. Где вы такое видели когда-нибудь? А во-вторых, там своеобразная природа и местность, которую стоит посмотреть. Собрав палатку и уложив вещи в рюкзаки, мы начали подъём по железной дороге через перевал.



Это были мои первые шаги по шпалам с рюкзаком со спиной после Байкала, если не считать тренировочный поход в Московской области. Но шпалы здесь были все в масле и в мазуте, почти до самых краёв. Иногда не было такого места, куда бы ты мог наступить, не наступая при этом в масло. По количеству масла было видно, сколько энергии тратят здесь тепловозы, чтобы разогнать состав с места и начать толкать его вверх. Дорога поворачивала вправо и вверх, ведя нас всё дальше и дальше между склонами, и всё выше и выше. И вот, мы оказались на первой петле большого радиуса, где поезд мог бы смотреться во всей красе, и почти по всей длине состава. Подходящая точка была быстро найдена – близлежащая гора. Гора была приличной высоты, и на некотором небольшом отдалении от путей, поэтому ракурс с неё предвиделся очень хороший. Мы пробрались к подножию горы, чуть не промочив ноги в одном из ручьёв, через который пришлось перепрыгнуть, и начали карабкаться на склон.

Склон состоял из земли, обнажённых скал и мелких камней. Один из таких скалистых кусков был почти на самом верху, на который забрался Серёга вопреки моим советам не залезать туда. Он нашёл идеальный ракурс, но опасную точку. Я остановился почти рядом с ним, чуть ниже на самом склоне, и здесь открывался почти такой же вид. Виден был весь поворот петли, и уходившие вниз ущелья, из которых мы вчера ночью приехали на поезде. Ну а пока мы ждали первого поезда...

Как ни странно, поезд не заставил себя долго ждать. Места были настолько глухими, что я не думал, что тут движение интенсивное, а оказалось как раз именно так. Сюда тянут вагоны, как правило, под обычными двухсекционными тепловозами, но на перевале уже нужны дополнительные лошадиные силы, чтобы поднять многотонный состав на гору. И неподалёку отсюда цепляют шесть секций, обычно три тянущих и три толкающих. Мы ждали такой состав с шестью секциями, и первое что мы увидели, немножко нас ошарашило.

Сверху, ещё задолго до появления поезда в поле нашей видимости, послышался приближающийся гул дизельных моторов, а вскоре показался и сам поезд. Слева от нас, с перевала, медленно спускался длинный товарный поезд, а в голове у него было целых шесть (!) тепловозных секций! Шесть секций впереди состава меня шокировали! Только лишь один этот факт уже мне дал понять, что этот участок экспедиции совсем не будет скучный, и что мы сюда не зря приехали. Тепловозы почти не дымили, потому что шли в основном на холостом ходу, поезд спускался вниз к станции Откосная, откуда мы пришли. Так я сделал первые железнодорожные кадры в этой экспедиции.

За тем поездом пошёл другой, на этот раз он уже тянул состав вверх. Самого поезда ещё не было видно, а его дым уже поднимался далеко вверх из-за деревьев, и исходил очень мощный гул. Вскоре показался и сам поезд, с тремя секциями в голове. Толкающих тепловозов не было, видимо потому что поезд был пустой и короткий. Серёга позже говорил про такой момент, когда тепловоз сильно увеличивает тягу и дымит при этом, «даёт медведы».



Подождав ещё немного третьего поезда, который так и не появился, мы решили продолжить наш путь в силу ограниченности времени. Нашей второй точкой съёмки был склон другой горы, чуть подальше и повыше по железной дороге. Там мы уже не забирались так высоко, ракурс на небольшой высоте и так был хорош. По дороге до этой точки мы сняли лишь автомотрису, от которой сначала прятались в кустах, чтобы нас с неё не заметили и не доложили «куда следует», а потом увидели, как она проехала уже внизу, под нами, в районе Откосной. Мы как раз находились сейчас примерно над ней, только уже намного выше. Трудно было себе представить, как высоко уже поднялась эта железная дорога. Впечатляло. На точке мы сняли поезд под 3ТЭ10 на прямом пути, спускавшийся сверху с перевала. Отснятого кадра нам было вполне достаточно, и мы продолжили нашу дорогу.



Впереди должен был быть тоннель, причём уж совсем недалеко, и его надо было как-то обойти, поскольку охрана тоннелей всегда строгая, они даже близко к нему не пустят. Как только портал тоннеля оказался в зоне нашей видимости, мы услышали издалека лай служебных собак, а вдалеке началось какое-то движение. Мы медленно приближались к порталу, не подавая никаких признаков агрессии или активности, а просто спокойно себе шли. С охраняемой территории вокруг тоннеля в нашу сторону быстрым шагом пошёл ВОХРовец, в синей форме и в фуражке, а за ним встал по стойке «смирно» ещё один охранник возле портала. Мы не останавливались и готовились к диалогу с охраной. Как только мы уже были друг к другу достаточно близко, чтобы докричать до нас, охранник крикнул:
– А вы вообще кто такие?
– Здравствуйте! Мы туристы.
– Вы вообще откуда? Здесь запретная зона, вам сюда нельзя!
– Мы идём через перевал, до Высокогорного
– Я не могу вас провести через тоннель, нам не разрешено посторонних пускать, это стратегический объект
– Ну мы в обход тоннеля, обойдём его по верху
– Давайте мужики, давайте! Через тоннель я вас никак провести не могу
Диалог между нами и охранником был примерно таким. Он сдержал обещание, не пропустил, поэтому мы под сопровождавший лай собак стали спускаться с опасного крутого склона чуть вниз, чтобы обойти ограждение запретной зоны, и забраться на гору, через которую обойти этот злосчастный тоннель сверху. Этот обход добавил нам немало хлопот. Пока мы спускались, я чуть не навернулся – перевесил свой центр тяжести вперёд, и вместе с рюкзаком покатился вниз. Слава богу, обошлось, лишь кепка упала с головы, шея цела. Подниматься на гору было тяжело, склон был сильно крутой, градусов, наверное, сорок пять, и скалисто-песчаная почва, из-под ног выскальзывал песок. На склоне горы был лес, где мы с трудом пробирались сквозь многочисленные ветви деревьев, торчавших отовсюду. Серёга заметил цикаду, которая, вопреки всем ожиданиям, не думала от нас прятаться, а позволяла даже взять её и посадить себе на палец, а потом на ствол берёзы. Воспользовавшись моментом, мы её пофотографировали. Где ещё увидишь цикаду днём так близко...



Спуск с горы был не легче подъёма, а тут ещё вдобавок начался сильный дождь, пришлось даже достать и одеть наши плащи-дождевики. В плаще по склону спускаться вообще никакого удовольствия, ещё и с фотосумкой на шее, но выбора не было. В конце спуска мы снова наткнулись на колючую проволоку запретки, но уже с другой стороны тоннеля. Слава богу, тоннель короткий был. Снова залаяли собаки. Мы просто шли дальше по железке, не оборачиваясь назад. Никакой погони никто за нами не устраивал. Единственное, что привлекло наше внимание, это звук двигателя «УАЗика», ехавшего, судя по всему, по какой-то служебной дороге выше нас в лесу, но мы уже отдалились от портала, и, даже если ВОХРовцы решили устроить за нами погоню, им нас уже не найти.

Мы остановились в месте, где железка проходит в выемке в скалах, Серёга залез на ближний к нам край выемки и стал ждать поезда, а я пока присел на пеньке. Серёга не просто так ждал поезда – гул тепловозов был уже задолго слышен снизу, оставалось только ждать. Когда поезд проехал здесь, он оставил такую дымовую завесу, что любая дымовая шашка бы столько не оставила! Тепловозы были так близко, что, казалось, дрожала земля. Здесь они выкладывали почти всю мощь, потому что на этом участке был как раз большой уклон, и двигатели работали на пределе. Задние секции тепловозов были все в чёрной копоти, показывая нам, какой поезд трудяга. Неподалёку от этой выемки мы сняли ещё один поезд, который шёл вниз почти на холостом ходу, и дыма от него поэтому не было.



Дальнейший путь наверх был без поездов. Попался только стоящий на месте одинокий трёхсекционный тепловоз без вагонов, уже у самого начала путевого развития станции. Мы были всего в сотне метров от самой высокой точки перевала – станции Кузнецовский. Путевое развитие началось сразу за очередной выемкой в скале, и эта выемка была глубокая и узкая. На станции Кузнецовский с нами приключилась забавная история.

Когда мы пошли вдоль станции, мы обратили внимание на несколько железнодорожников, которые обратили внимание на нас. Мы пошли себе дальше мимо платформы, как ни в чём не бывало, как вдруг по громкой связи раздался голос: «почему у вас на путях посторонние гуляют?», и тут нам вдогонку громко свистнули и закричали:
– Эй, мужики!
Мы обернулись. Пришлось подойти к ним поближе.
– А ну идите сюда быстро, сейчас разбираться будем.
Так разговор с нами начался на повышенных тонах, они считали нас за врагов и нарушителей их владений. Однако по мере того, как мы стали отвечать на их вопросы и рассказывать им, кто мы, что делаем и куда направляемся, их грубый тон вовсе исчез, а потом они стали с нами даже доброжелательными. Вокруг нас собиралось всё больше народу в оранжевых жилетах, и слушали, как мы рассказывали про проделанный нами путь через перевал и про планы дальнейших маршрутов. Когда мы показали им карту, они вовсе шокировались.

Как оказалось, люди на этой станции были вовсе не злые, а наоборот, даже добрые. Они нам настойчиво предлагали подвести нас до станции Соллу, куда мы направлялись, но мы говорили, что ради перевала мы сюда и пришли пешком, и до Соллу дойдём тоже пешком. Станция Соллу была чуть ближе, чем Высокогорный, но нам до Высокогорного и не нужно было идти, ведь перевал уже в Соллу заканчивался, и путь за Соллу был не настолько интересен. В конце концов, железнодорожники поняли, что мы обычные туристы и не представляем для них опасности, и они отпустили нас дальше, пожелав нам доброго пути. Приятно попрощаться с людьми на мажорной ноте, наладив отношения по-человечески!

Мы немного передохнули под деревьями, пока прокапал лёгкий дождик, и пошли дальше. Отсюда дорога шла уже вниз. Здесь мы сняли на повороте очередной поезд, но только его передние и задние секции тепловозов, сам поезд был слишком близко к нам, чтобы целиком его снять. Путь до Соллу не был уже тяжёлым, всё-таки вниз идти по железной дороге – не вверх. Нас пару раз заставал врасплох дождь, от которого мы защищались плащами, а на подходе к станции увидели по пути небольшой домик для отдыха путейцев. Решили зайти внутрь, переждать там сильный дождь, передохнуть.



В домике никого не было, а обстановка располагала к отдыху. Возле стены была печь, чтобы зимой греться возле неё, посередине домика стоял большой деревянный стол с двумя скамьями, на которые мы присели. Капли воды звонко стучали по шиферной крыше, не давая надежд на то, что дождь скоро пройдёт. Здесь же было много засохших насекомых, залетевших сюда однажды случайно, и уже не выбравшихся из капкана... Путейский домик был хорошим местом для пережидания дождя.

После дождя мы двинулись дальше, и вот уже стрелки на рельсах появились, появился светофор и второй путь, и это означало, что мы вошли в границы станции Соллу, а вскоре увидели и саму станцию. Погода улучшилась, выглянули желтеющие лучи вечернего солнца. Соллу была конечным нашим пунктом на этом участке, теперь осталось только несколько часов ждать до ночного поезда Хабаровск – Советская гавань.

Вдоль платформы было три железнодорожных пути, на самом дальнем из них стояли цистерны. На станции был один единственный домик с табличкой с надписью «ст. Соллу». Наш поезд должен было прибыть сюда примерно в половину второго ночи, и времени до него у нас оставалось ещё много, часа четыре, наверное, не меньше. Можно сказать, что рассчитали время с запасом. Понятно, что на этой станции фотографировать было нечего, и ничего особо интересного здесь не было, поэтому мы решили до поезда расставить палатку рядом и немного поспать, к тому же вот-вот должен был пойти дождь.



Подходящее место нашли не сразу – нужна была более-менее ровная площадка для палатки, в стороне от платформы, да и нужны были два рядом растущих дерева, чтобы натянуть между ними тросик, развести костёр, и вскипятить себе хотя бы чаю. Вообще мы намеревались как следует подкрепиться, однако погода разрушила все наши планы. Только мы успели расставить палатку, как начал покапывать дождь. Пришлось в спешном порядке расстелиться внутри палатки и затащить внутрь наши вещи. Под шум капель дождя о тент палатки мы незаметно уснули...

Проснулись мы от заблаговременно поставленного будильника где-то за час до прибытия поезда, как раз было время собраться и пойти на платформу. На улице было уже темно, нам снова пришлось воспользоваться нашими фонарями. Под дождём очень хорошо спится, поэтому просыпаться не было желания, но мы знали, что если не сядем на этот поезд, наша поездка пойдёт явно не по плану. Вскоре мы уже стояли с рюкзаками на одинокой платформе, и ждали прибытия нашего поезда. Дождя уже не было, над нами висело ясное небо. Вдруг под ногами что-то белое промелькнуло – маленький котёнок откуда-то пришёл, наверное открыли дверь домика на станции. Котёнок был неоднородной расцветки, бело-серо-чёрный, и жалобно мяукал. Думаю, он хотел, чтобы мы его покормили, или взяли с собой. Или и то, и другое :)

Вдалеке за поворотом мы услышали знакомый тепловозный гул – наш поезд подъезжал к станции. Вот уже прожектор локомотива яркой жёлтой точкой замерцал вдали. Точка всё разрасталась, разрасталась, пока, наконец, не ослепила нас своим контровым ярким светом. Мощный тепловоз протарахтел совсем рядом с нами, за ним покатились по рельсам тёмные вагоны. Все пассажиры поезда уже спали, была поздняя ночь. Мы последний раз взглянули на звёздное небо Хабаровского края – завтра утром мы уже будем у самого берега моря, а оттуда – на Сахалин, там новый этап, новые приключения. На небе мерцало много-много ярких звёзд. Красота... Все эти мысли пролетели в голове какие-то секунды, реальность заставила встрепенуться и вспомнить, что мы должны стоять у нужного нам вагона, ведь стоянка поезда всего две минуты, и времени залезать в нужный вагон, который может оказаться в хвосте поезда, не будет. К сожалению, так оно и вышло – нумерация вагонов была с конца, а поезд уже остановился, и мы были скорее ближе к началу, ну чуть-чуть правее середины.

Когда поезд остановился, мы залезли в ближайший к нам вагон, чтобы не терять времени. Проводница стояла с проводником другого вагона, и была явно в хорошем настроении. Она очень удивилась, увидев пассажиров, садящихся в поезд на такой глухой станции:
– Кто вы такие?
– А мы из другого вагона, у нас вот билеты есть (и протянули ей билеты)
– У вас даже есть билеты?
Небольшая пауза, после которой она озвучила нам наш вагон и наши места, после чего мы тихо, чтобы никого не разбудить и не задеть рюкзаками, пробрались в наш вагон и заняли наши полки. Вспоминая эту проводницу, Серёга позже говорил: «Наверное, на этом поезде можно сколько-нибудь бесплатно проехать». Да, можно было. Но в экспедиции лучше перестраховаться, тем более что билет не дорого стоил. Зато места свои, и законные. Хоть немного поспим до утра. А утром будем уже в Ванино. Скоро на Сахалин. С этими приятными мыслями мы легли спать и заснули под ровный и тихий стук колёс. Ночью я слышал, как мы остановились в Высокогорном. «Далековато всё-таки», - подумал я, правильно, что мы пошли только до Соллу. В Высокогорном зашли новые пассажиры. И я крепко заснул...

ВАНИНО

Город-порт Ванино находится совсем недалеко от Советской гавани, куда направлялся наш поезд, но нам нужно было выходить именно в Ванино, потому что отсюда ходят паромы до Сахалина и обратно. Билеты на паром Ванино-Холмск нам ещё предстояло купить, и мы очень надеялись, что будут места хотя бы на вечерний паром, отходящий в тот же день, в который мы приедем, чтобы не пришлось ночевать на вокзале и нарушать план экспедиции. Поезд прибывал утром, несколько часов у нас отводилось на дозакупку провизией и короткий отдых в цивилизации. С железнодорожной точки зрения в Ванино было мало что интересного, однако всё же кое-что было, например система погрузки железнодорожного состава в паром, извилистые пути, ведущие в порт, путевое развитие в районе порта. Ну а пока мы ехали в поезде, постепенно просыпаясь и приходя в чувство.

Поезд ехал всё медленнее и медленнее, словно намекая нам на то, что сейчас будет станция. Я будто ещё не проснулся, потому как, когда мы остановились, я не сразу понял, что мы приехали и нужно выходить из вагона. Я совсем забыл, что Ванино – не конечная станция этого поезда, и удивлялся, смотря на других, почему они не выходят. Мы с Серёгой вышли на серую асфальтированную платформу, первая асфальтовая платформа после медвежьего края, причём высокая платформа. Другие пассажиры, ехавшие до Советской гавани, заходили в вагоны, а провожающие стояли здесь же, рядом, и давали отъезжавшим последние указания и прощальные напутствия. Поезд медленно тронулся, и оставил нам на прощание лишь тепловозный дымок и затихающий стук колёс. А мы пошли на поиски камеры хранения.

Избавившись, как всегда по приезду в город, от рюкзаков, мы поднялись в главный вестибюль вокзала, где были паромные кассы, однако эти кассы были закрыты, а на ближайший паром билеты уже были проданы. Это не означало, что мы останемся здесь ночевать, просто паром ходил не только вечером, но и утром, а утренний паром только сейчас отходил. Мы лишь выяснили у главного кассира, что пассажиры ждут парома в зале ожидания вокзала, и посадку на паром объявляют по громкой связи. За нами тоже стояли два человека, желавшие уплывать на Сахалин, и интересовавшиеся билетами, ну а мы решили, раз билетов не продают пока, пойдём в город, прогуляемся, да закупимся немного провизией. Ведь на Сахалине мы будем почти через сутки, а точнее через восемнадцать часов, а нам ещё идти до привала, так что времени на закупку провизией может и не быть. Мы поднялись по железнодорожному мостику через пути, и вышли в город.

Ванино – очень маленький и весьма известный среди туристов городок, который, по сути, является главным связующим узлом материка с островом Сахалин. Если на Сахалине основными морскими воротами является Холмск, то на материке – Ванино. Между ними два раза в день курсирует большой грузопассажирский паром «Сахалин-9». Первое что бросилось нам в глаза в Ванино – маяки, установленные прямо на широкой автодороге между домами, которая, наверное, была главной улицей города. Маяков было два, один прямо у конца дороги, где начинался переход через пути на платформу станции, а другой чуть повыше, ближе к середине города. Казалось, город был настолько маленький, что его можно было без труда обойти пешком, но это ощущение было обманчиво, на самом деле Ванино не такой уж и маленький. Здесь было много таксистов и мало общественного транспорта, как позже выяснилось. Мы с Серёгой не могли понять, почему здесь такси пользуется таким спросом, а автобусов почти нет, неужели такси здесь дешёвое?



Перед нами был Приморский бульвар, одна из центральных улиц города, по которой мы начали нашу обзорную экскурсию. Надо же было где-то скоротать время до парома. Мы с вечера ничего не ели, и зашли в первый же попавшийся магазин, купить булок и питьевых йогуртов. Но в первом магазине питьевых йогуртов не оказалось, во втором и в третьем – тоже. Мы даже немного разочаровались. Как так? Такого простого продукта – и нету... Булки мы нашли в одной из палаток. Мы поднимались вверх по улице, а сзади нам открывался красивый вид на море. Отражение солнца в воде слепило нас, позволяя разглядеть лишь силуэты кораблей. Над портовыми кранами кружила стая чаек, надеявшихся найти в море добычу и полакомиться ею.

Неожиданно для Серёги и даже самого себя, я решил «шикануть» – зайти в кофейню и заказать там себе чашку кофе за пятьдесят рублей. Он был просто потрясён этим, и, казалось, я упал в его глазах как матёрый турист, но в его высказываниях на этот счёт была доля юмора. Сейчас я понимаю, что это было абсолютно глупо заходить туда, чтобы выпить крошечную чашку «эспрессо» за такие деньги, на которые можно было купить гораздо больше питья, но тогда мне почему-то вспомнились моменты, когда, будучи в Москве, я заходил в кофейни и заказывал себе такое же «эспрессо», мне захотелось почувствовать себя немного «в цивилизации», хоть на некоторое время. Сейчас вот мы уплывём на Сахалин, там будет долгий участок походов, когда ещё теперь можно будет выпить дорогого кофе. Сказано – сделано. Серёга ещё потом долго вспоминал этот эпизод :) И я сейчас вспоминаю не без улыбки.

Мы прогулялись выше, там Серёга зашёл в салон сотовой компании, пополнил баланс мобильного телефона, которым мы иногда всё-таки пользовались для связи с родными. В конце бульвара была площадь, за которой стояло здание администрации. За него мы не стали идти, а присели на скамье и перекусили булками с йогуртами. Да, мы всё-таки нашли питьевые йогурты в одном из магазинов :) Пока город Ванино оставлял лишь приятные впечатления о себе. Чисто, уютно, по-домашнему. Даже хотелось жить здесь. Море рядом. Красота!

Мы спустились обратно и вернулись на вокзал. Касса к тому времени уже открылась, и мы приобрели желанные билеты на паром – взяли двухместную каюту на палубе! Прям с шиком так сказать! И не за большую цену. Воодушевлённые наличием билетов и времени, мы продолжили изучать Ванино, только на этот раз не сам город, а его окрестности.

Серега давно намеревался посмотреть здешние железные дороги и, самое главное, путевое развитие порта и систему погрузки вагонов в паром. Такое можно увидеть не во многих местах, мне самому даже было интересно взглянуть на это чудо инженерной мысли. Перейдя пути через мост и снова выйдя в город, мы решили съездить посмотреть эти места. Удивляло то, что ни автобусов, ни маршруток не было. Мы решили попробовать на такси. Мы подумали, раз оно популярно так здесь, может им часто пользуются жители, и цены здесь невысокие? Нас довезли за семьдесят пять рублей, не сказал бы что дешёво. При этом мы проехали не более пяти километров, а то и меньше, уже точно не помню. Нас высадили в том месте, где, судя по карте, должен был быть поворот железнодорожных путей в сторону морского порта. Мы перешли через дорогу, и точно – вот она, «однопутка». Снова моя нога ступила на шпалы, - мне это уже было привычно, особенно после Байкала, но это была очень давняя поездка, ещё в 2006 году, где мы очень много прошли по железным дорогам пешком. Успели мы уже походить по шпалам и в этой экспедиции, не далее как вчера, на Кузнецовском перевале. А сейчас мы шли без рюкзаков, налегке, просто смотрели интересные места.

Мы уже шли внутри неглубокой выемки, как сзади послышалось знакомое гудение тепловоза. Каждый из нас быстро занял свою точку съёмки на склоне выемки, фотоаппараты были уже наготове. И вот поезд показался из-за поворота, медленно выезжая на нас. Здешние ТЭ10 почему-то любили красить в тёмно-красный цвет, мы уже не первый тепловоз в такой раскраске здесь видели. Поезд был смешанного типа: были и вагоны с лесом, и хопперы, и полувагоны. Шел ли этот состав в порт, было неизвестно, ведь железная дорога продолжалась и за портом, дальше она шла до Советской гавани.



Путь разветвлялся и круто поворачивал петлёй, причём ответвление шло сильно вниз, в порт к кораблям, а второй путь шёл чуть сверху, по нему поезда шли в Советскую гавань. Нас несколько раз пытался испугать дождь, но пока он сильно не начал лить, мы дождевики не доставали. Всё же, их пришлось достать и одеть, и продолжать идти в них. В обратную сторону проехала дрезина с краном, вскоре её уже было видно на другой стороне небольшого заливчика, вокруг которого заворачивала железнодорожная петля. Заливом его трудно было назвать, он скорее походил на небольшое озеро.

Мы шли по верхнему, основному пути, и уже почти поравнялись с портовой станцией. Она была внизу, и мы отсюда хорошо всё видели. Здесь было много контейнеров, гаражей, служебных строений. Вдалеке мы заметили приближавшийся к нам грузовой поезд, который шёл по нижнему пути, значит точно в порт. Вероятно, его вагоны в скором времени должны были быть погружены на паром. Под нами стояли вагоны – хопперы, рефрижераторы, и мы подумывали о том, как их обходить, если спустимся вниз. Эта бухточка была лишь малой частью порта Ванино, но и здесь стоял паром, пару буксиров, работали портовые краны, в общем, протекала морская жизнь. Только как-то тихо всё, спокойно. Темп не тот, что в больших городах. Всё самое интересное находилось внизу, дальше продолжать путь в сторону Совгавани не было смысла, мы решили спускаться вниз прямо к железнодорожной паромной переправе, несмотря на то, что видели охранников, расхаживавших медленно по станции в своих плащах-дождевиках. Всё бы хорошо, да погода испортилась. У меня даже не было желания фотографировать в такую погоду, потому что капли всё время попадали бы на объектив. Тогда ещё я довольно бережно относился к своей зеркалке, ведь я её покупал прямо перед поездкой. А зря, теперь вот жалею, что почти нет у меня фоток порта...



Немного посидев ещё здесь на камне, мы встали и начали осторожно спускаться. Под ногами были скользкие камни: одно неосторожное движение – и можно было улететь вниз. Но обошлось, и мы уже были внизу, и пробирались между вагонами. Уличив момент, когда охранник повернулся к нам спиной и пошёл прохаживаться в обратную сторону, мы, как ни в чём не бывало, спокойно прошли через несколько путей, словно свои. Мы ещё оба были в плащах, причём у меня был плащ зелёного цвета и защитные штаны. У охранника плащ тоже был зелёный, и я издалека от них отличался не сильно :) На нас не обратили внимания. Да и охраняли-то станцию, охранник был далеко от нас.

Мы подошли прямо вплотную к переправе. Она представляла собой небольшую горку, на которой из двух путей шли ответвления железнодорожного полотна в разные стороны, образуя четыре параллельных пути, и всё это заканчивалось обрывом прямо над водой. Слева и справа были вышки, с которых можно было наблюдать за процессом загрузки и выгрузки вагонов, ещё были две диспетчерские вышки – одна относится к станции, другая – к переправе. Когда приплывёт паром, он состыкует собственные железнодорожные пути, находящиеся внутри него, с путями на переправе, и вагоны поочерёдно затолкают внутрь. Но пока парома не было, была лишь переправа, которую Серёга заснял. Ну а потом наслаждались видом красивого красного корабля «Федор Литке», и изучали названия транспортных компаний на контейнерах.



Всё самое интересное было осмотрено и снято, и мы решили вернуться на вокзал. Обратно мы пошли мимо контейнеров и служебных зданий порта, которые относились к механическим мастерским. Поднялись по железной лестнице до дороги, там вышли на автобусную остановку, и снова воспользовались услугами такси, так и не дождавшись автобуса или маршрутки. Нас высадили у моста на платформу, и мы вернулись на вокзал. В расписании значился пригородный поезд, который вот-вот должен был прибыть на станцию, и мы решили его снять на повороте, так, чтобы он был на фоне города. Немного прогулявшись вдоль пути, мы нашли подходящую точку и стали ждать. Вскоре к нам из-за поворота сверху приближался маневровый тепловоз с одним вагоном – это и был пригородный поезд. Мы его сняли именно так, как хотели, а Серёга уже, наверное, мечтал о выкладывании фотографии в железнодорожную галерею :)



Когда мы вернулись на платформу, поезд всё ещё стоял, но уже был готов к отправлению, и Серёга быстро побежал на мост, чтобы снять его с моста. Он как раз успел, секунда в секунду, поезд уже тронулся и поехал. Не только Серёга заснял его, – какой-то мужик с видеокамерой стоял на том же мосту. Мы подумали: «тоже трейнспоттер наверное». А почему бы и нет, возможно.

До парома оставалось всё меньше времени, причём паром шёл в Ванино с опозданием, о чём все пассажиры были оповещены, и далеко от вокзала уходить уже было нельзя. Тем не менее, нам ещё оставалось закупиться провизией, и мы сходили в ближайший магазин. По дороге обратно из магазина, Серёга заметил на станции пассажирский поезд пот двухсекционным тепловозом. Он тут же ускорил шаг, и сказал мне, что он пойдёт снимать этот поезд, и очень хочет успеть занять ту самую точку, где мы снимали пригородный, пока поезд не уехал. Сойдя на другую дорогу и быстро спускаясь к путям, Серёга с быстрого шага перешёл на бег. Через несколько минут поезд тронулся, а Серёга уже был на точке. Я подождал его на платформе, он вернулся довольный результатом, и мы вместе пошли в зал ожидания, ждать посадки на наш долгожданный паром... Прошло немало времени, мы уже успели привыкнуть к атмосфере зала ожидания, за окнами которого спускались сумерки, как, наконец, по громкой связи объявили: «Начинается посадка на паром Сахалин-9, следующий по маршруту Ванино-Холмск». Здесь следует подвести черту под второй частью фотоотчёта. Ведь здесь уже начинается третий этап экспедиции. Впереди – Сахалин!

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей