Экспедиция Дальний Восток – 2008

ХАСАНСКИЙ РАЙОН

Про Хасанский район нельзя не рассказать. Каждый новый этап экспедиции интересен по-своему. Хасанский район известен тем, что это единственная часть территории России, которая имеет границу с коммунистической Северной Кореей. Но мы ехали туда отнюдь не за тем, чтобы пофоткать корейцев из-за колючей проволоки. Туда уходит железнодорожная тепловозная ветка Уссурийск-Хасан, к которой мы и добирались. С одной стороны, погуляем по Хасанскому району с его уникальной природой, именно уникальной, такой больше нигде не видел у нас, с другой стороны - поснимаем поезда. Так и решили ещё на стадии планирования.

Карты взяты с сайта maps.poehali.org



Автобус всё дальше увозил нас от Владивостока. В один прекрасный момент асфальтированная дорога закончилась, мы свернули с шоссе куда-то в горы, и поехали по грунтовке. Оказалось, что грунтовая дорога имела статус вполне нормальной дороги, и эта дорога была чуть ли не единственным путём, по которому можно было добраться автотранспортом. За автобусом и от проезжавших навстречу машин стояла такая пыль, что пассажиры позакрывали все окна и люки, иначе дышать было бы нечем. Тащились мы по такой дороге довольно долго, точно больше часа... А может и не одного часа... Но момент возвращения на асфальт всё-таки настал: мы въехали в Бамбурово. Как раз тут нам и надо было выходить.

Сразу после приезда мы первым делом пошли к реке, и помылись прямо возле железнодорожного моста. Там же мы постирали нашу одежду, высушили её на бетонных опорах, прогретых лучами летнего жаркого солнца. До вечера оставалось немного времени, которое мы заняли тем, что поснимали мост, пути, и один единственный проехавший навстречу пассажирский поезд. Одухотворённые чистотой, мы пошли искать место, где встанем на привал.

Вдоль реки шла малоезженая дорога, проходившая через высокие заросли, об которые, казалось, можно было порезаться. Мы двигались вдоль реки. Вскоре было найдено и подходящее место почти у самого берега. Снаружи нас закрывали деревья, которые достаточно плотно росли вдоль берега. Здесь мы и заночевали, а на следующее утро сфоткались на фоне палатки и утреннего костра.



Новый день был для нас насыщенный. Мы пошли вдоль железки в направлении Уссурийска, и снимали местный "трафик": рабочие дрезины, маневровые тепловозы, грузовые и пассажирские составы... Рюкзаки мы оставили в лесу, прикрыв их чехлами от дождя и засыпав листьями, чтобы замаскировать. Пока мы гуляли и снимали на железке, из глубины гор то и дело слышались выстрелы и отдалённый гул разрывавшихся снарядов - проходили какие-то военные учения. Ну а мы всё шли и фотографировали, Серёга снимал гораздо больше меня, периодически находя очередную точку на склоне холма. Получилось немало фотографий с морем на заднем плане. Здесь я познакомился с местной природой поближе. Пока мы шли, я всматривался вдаль, на те южные пейзажи с деревьями необычной формы, кустарниками и озёрами. Вся местность походила на саванну. Так у нас весь день прошёл за трейнспоттингом...



Под вечер начал идти дождь, и не прекращался весь вечер и весь последующий день, прилично подпортив нам настроение. Мы вернулись за рюкзаками и пошли на станцию Бамбурово, переждать дождь под навесом и что-нибудь прикупить в магазинчике. Пора было двигаться дальше. Велика была вероятность того, что вечером мы останемся без ужина, а если совсем будет плохо, то и без завтрака. В магазине мы купили большую пачку орехов, которые оказались по большей части горькими и невкусными. С голодухи, конечно, ситуация изменилась - потом мы уже охотно их ели.

На станцию подошёл пассажирский поезд. Первым вагоном этого поезда был прицепной вагон Москва-Пхеньян. В то время меня интересовало всё, что связано с Северной Кореей, ведь это одна из очень немногих стран, где ещё пытаются строить коммунизм, где сохранились порядки советских времён, где многое очень похоже на наше давно забытое прошлое... Когда я увидел этот вагон, я представил, что вот сейчас в нём сидят люди, которые скоро окажутся по ту сторону границы... Там совсем иной мир... Мне было жутко интересно, что же там... Даже вагон был из другого мира - наш советский вагон времён годов шестидесятых. Из полуоткрытого окна наполовину показалась голова корейца... Я был впечатлён тем, что совсем недалеко от меня - человек из другой эпохи. Из другого мира.



А между делом мы сели в этот поезд, в один из двух других вагонов, и немножко проехались на нём в сторону Хасана. Завтра мы пройдём уже по другому участку ветки Уссурийск-Хасан, погуляем в районе Рязановки. Мы проехали до первого полустанка. Поезд остановился, мы вышли под дождь, и пошли искать место для очередного ночлега. Подходящее место было найдено в лесу недалеко от железной дороги. Вода рядом была, протекал ручей недалеко. Сегодня вода была везде, и капала с неба. Мы уснули под шум ударов капель о стенки палатки и проходивших товарняков...

ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ

Вы когда-нибудь бывали на Японском море? Оно бывает не только в Японии, но и у нас в России тоже. Однако пока что оно могло лишь сниться нам, да вот только не снилось. Мы так хотели проснуться на следующий день и увидеть, что стенки палатки освещаются солнечными лучами снаружи, но вместо этого увидели и услышали суровую реальность: утром дождь не прекратился.

Народная примета гласит: "ранний дождь - до обеда, поздний дождь - до утра". Увы, дождь был и утром, и шёл потом весь день днём. Этот день был самым неприятным днём за всю поездку. Мы прошли некоторое расстояние вдоль путей в сторону Хасана. Я между тем думал, что с каждым шагом мы были всё ближе к Северной Корее. Если б подул оттуда ветер, запахло бы коммунизмом? Кто знает :) Когда железка вышла ближе к морскому побережью, мы сошли с неё вбок, и двинули напрямик через заросли к морю. Даже какую-то тропинку нашли, залитую лужами и грязью. Оказалось, что она ведёт к палаточному городку. Мы дошли до него уже изнеможённые ветром и ливнем, который всё не прекращался. Вдобавок ко всему, мы с утра не ели - костёр развести было не из чего, и это заняло бы много времени, и поэтому у нас быстро иссякали силы. Хотелось на мгновение уюта и комфорта, хотя бы высушить промокшие носки и штаны, погреться, поесть, но в палаточном городке нам отказали в приёме. Расстроенные, мы пошли к самому берегу моря.



Шторм был неимоверной силы. Волны поднимались на высоту в несколько метров, подчас на высоту второго этажа! Мы хотели встать где-нибудь на скале, в месте, скрытом от ветра и от дождя, чтобы палатка хотя бы стояла под листвой деревьев. Гулять по железке сегодня уже не имело смысла и не хотелось. Единственное, что хотелось - встать на привал, а на следующий день пройти то, что не прошли. Решили идти до скалы вдоль моря, не возвращаясь на железку. Однако это оказалось не так-то просто... Побережье так заливало волнами, что нам пришлось в одном месте снять кроссовки, одеть банные тапки и переходить в тапках, потом обратно одевать кроссовки. На этом переходе меня течением от волны чуть не сбило в воду вместе с рюкзаком. Мы дошли до долгожданной скалы, поднялись наверх, но место там оказалось ветреное и мокрое, и мы вернулись к палаточному городку. Из городка мы пошли обратно по дороге, и по ней же дошли до другого лагеря. На территории лагеря стоянка с палаткой разрешалась за плату, но мы отказались, поскольку было найдено хорошее место и за пределами территории. Как раз на возвышении, и ручей рядом, и палатка под деревьями. Там мы и встали на привал. А на следующее утро наступило счастье... Мы проснулись, и первое, что увидели - палатку снаружи греют лучи солнца!

КУРОРТ

Мы смогли наконец-то просушить вещи, развести костёр, и нормально позавтракать. Настроение сразу стало совсем другим. Уныние и безысходность прошли. Теперь можно и отдохнуть на море. Чем Хасанский район не курортное место? Оказывается, Серёга уже успел пофоткать бокоплавов у ручья. Место для привала нам понравилось. И тут мы сфоткались на память.

Мы двинулись прямо к морскому побережью. Сегодня море было спокойное. Горизонт хорошо проглядывался, ветра почти не было. Вдоль берега изредка летали чайки, высматривая добычу со своих высот. Недалеко отсюда были небольшие острова, похожие на необитаемые, все покрытые зеленью, словно джунглями. Вот бы сплавать туда... Но нет, слишком далеко, это только кажется, что близко... Весь берег был усыпан галькой. Здесь мы в первую очередь поснимали пейзажи. Какие-то две девушки неожиданно появились, и стали рисовать граффити на скале неподалёку от нас. Вообще, хоть место было диким и безлюдным, всё же люди иногда проходили мимо. Поэтому мы и купались с Серёгой поочереди - один купался, другой оставался сохнуть рядом с вещами. Вода тёплая, прям как на Чёрном море. Это место ничем не уступало по качеству отдыха пляжам Краснодарского края, а в чём-то даже их превосходило. Удивительное сочетание хорошей погоды, спокойного моря, прилива бодрости и сил. Природа словно решила скомпенсировать вчерашнее негодование в виде проливного дождя.



Здесь крайне интересен морской мир, я даже жалею, что не было с собой маски. Хоть я и плавал под водой с открытыми, всё же понырять с маской было бы интереснее. А ещё интереснее - поглубже и с аквалангом. Но это уже другая история была бы, надо было бы конкретно сюда приезжать. Серёга откуда-то выловил морского ежа, у него очень интересное строение, особенно его пасть - она абсолютно круглая, и видны зубы, когда он её открывает и закрывает! Его особенность в том, что он шарообразный, и по всему телу у него щупальца, которыми он опирается о морское дно. На этих щупальцах он и переползал по земле, когда мы его положили, причём он мог двигаться, опираясь на любую точку. Ему не важно было положение его тела в пространстве. После моря мы продолжили путь в приподнятом настроении. Ещё бы! Это-то после того, что творилось днём ранее...



В конечном итоге нам нужно было дойти до станции, откуда мы вышли тем самым дождливым днём. Это тот полустанок, на котором мы выходили и снимали уходивший дальше поезд с вагоном Москва-Пхеньян - около деревни Рязановка. От моря мы вышли на дорогу, поднимавшуюся серпантином вверх через перевал. Мы двинулись по ней, ведь наверху могли быть классные места для фотосъёмки. Обычно самые классные снимки получаются с высоких точек. Как и обычно, подъём с рюкзаками дался нелегко. Вид сверху оказался так себе, зато мы увидели большую часть побережья, и небольшой посёлок. Решили идти к посёлку. Там и магазинчик должен быть, там и передохнуть можно будет перед возвращением на станцию. Посёлок лежал прям у подножия невысокой горы. Решили так: дойдём до посёлка, перекусим там, потом поднимемся на гору, поснимаем с горы виды на море и железную дорогу, проходившую как раз по другую сторону склона, а потом пойдём на нужную станцию. По расписанию поезд с этой станции уходит ночью.



В посёлке народ веселился, гулял, отдыхал... Мимо нас проехал грузовичок с открытым кузовом с толпой веселившихся. Видимо, не только мы были в хорошем настроении. Здесь же рядом был городок палаточного типа, целая турбаза. Отдыхавших здесь было достаточно много. После перекуса мороженым в магазине, мы полезли вверх по склону горы. И оно того стоило! Сверху получились классные виды! Острова вдали, море, саванны, железная дорога... И всё почти на закате. Навстречу нам со стороны Хасана прошёл какой-то странный пассажирский поезд из трёх вагонов. В расписании он не значился, все вагоны были разной раскраски, а последний вагон, казалось, был затонирован. Всё это навело на мысли, что "вдруг это Ким-Чен-Ир" к нам едет? На самом деле, конечно, вряд ли, иначе об этом потом говорили бы в прессе, но поезд, так или иначе, был странный.

Пока мы ждали следующего поезда, Серёга сфоткал цветного комара. Обычные комары не имеют цвета, а этот приморский, точнее даже хасанский комар был чёрным с синими полосками как на лапах, так и на брюшке. Пока снимать больше было нечего. Всё остальное мы уже отсняли. Теперь только ждали поезда. Со стороны турбазы к платформе поехал "ПАЗик", и, остановившись у лестницы, выгрузил пассажиров. С разных сторон к платформе подтягивался народ. Ещё несколько минут назад платформа была абсолютно пустой и безлюдной, а теперь там уже яблоку было негде упасть! За всем этим мы наблюдали издалека, с вершины горы, через наши телеобъективы. Потом Серёга решил снять телевик и надел китовый, чтобы захватить в кадр больше деталей. Я же, наоборот, решил крупнее снять сам поезд, и телевик снимать не стал. Солнце уже садилось, и снимать пришлось со стабилизатором. Поезд прибыл, простоял несколько минут на платформе. За это время мы его пофотографировали, солнце успело зайти за горы, усложнив нам задачу фотосъёмки. Вскоре поезд уже уходил от нас в направлении Хасана...



День подходил к концу... Курортный день завершался, как бы нам этого не хотелось. На посёлок спустились сумерки, а мы уже шли обратно по железке. Вокруг была тишина, лишь отдалённый шум волн и стрекотание насекомых нарушали покой... Мы с Серёгой долго не доставали налобные фонари, решили потренировать глаза в темноте. Потом, когда уже совсем трудно стало идти, достали и включили фонари. К этому моменту мы уже почти достигли станции. Вон там уже и свет из окон домика на станции виден... Мы вернулись в Рязановку.

Наша часть экспедиции по Хасанскому району на этом заканчивалась. Мы дошли до того же самого места, где у нас был привал сутки назад, быстро расставили палатку и легли спать, поставив будильник на раннее утро. Рано утром, пока ещё темно, мы проснулись, пришли на станцию, и уехали на поезде до Уссурийска. Там мы пересели на электричку, которая нас довезла до Владивостока.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ В ПРИМОРЬЕ

Третий раз за экспедицию мы посещаем этот город. И тем радостнее было нам обоим, особенно мне - мне этот город особенно понравился! И деньги пришли электронным переводом из Москвы - значит можно не стараться себя в чём-либо сильно ограничивать, тем более что вечером мы покинем цивилизацию и уедем в Читинскую область. Остался нам один денёк провести в Приморье, и потом снова вперёд, к новым свершениям и победам! А пока что мы гуляем по городу...

В этот раз мы решили добраться до фуникулёрной станции, находившейся почти на территории технического университета. Фуникулёром можно подняться вверх на смотровую площадку. Убьём сразу двух зайцев - поднимемся коротким путём на смотровую, и освоим новый вид "транспорта". До фуникулёра мы выясняли дорогу у прохожих. Довольно интересный транспорт, если его можно назвать транспортом. Чем-то напоминает канатную дорогу, однако есть важное отличие: вагончики канатной дороги перемещаются на колёсиках по тросам, а фуникулёр подобен трамваю, но принцип тот же, что и у канатки: пока один вагончик едет вверх, другой синхронно с ним едет вниз. Здесь даже положили настоящие рельсы со шпалами. В месте расхождения вагонов сделали так называемые "стрелки", и вагоны направляются на нужную сторону по направляющим этих "стрелок". Конечно, это вам не железнодорожные стрелки, которые переводятся, здесь всё проще - куда ведёт двигательный трос, туда вагон и едет. Если вы всё ещё не поняли как работает фуникулёр - следующие фотографии вам в помощь :) Кстати, проезд в фуникулёре всего 5 рублей.

Когда мы вышли из вагончика и перешли на открытую часть станции, мы прочувствовали сильный ветер и шум бульдозеров и экскаваторов. Наверху явно что-то строили, причём активно. Или же разрушали... Во всяком случае, перед нами была разрушенная часть скалы в песке, тут работала строительная техника. Трактора то и дело пускали чёрные клубы дыма, бульдозеры разрушали каменные породы... Человек подстраивал всё под свои нужды... А строили-то похоже мост на остров Русский, и скорее всего к саммиту, который намечался именно на 2008-й год, и именно здесь.



Со смотровой площадки мы снова поснимали панорамы города и пейзажи вокруг него. Отсюда можно было разглядеть всю жизнь города Владивостока в деталях. В море и вокруг него жизнь шла своим чередом. Военные корабли стояли на страже государства, катера бороздили просторы бухты, железнодорожные составы стояли в порту, готовые к отправке грузов в пункт назначения... Жилые дома простирались вдаль до самого горизонта, изредка перемежавшись с трубами заводов. Фуникулёры добавляли к виду на город элемент разнообразия, и мы пытались улавливать нужные моменты, когда делали фотографии.





После смотровой площадки мы спустились обратно на фуникулёре вниз, и пошли пешком по городу. По дороге посетили очень интересный музей Тихоокеанского флота. Всем, кто поедет во Владивосток, рекомендую туда сходить. Мы успели как раз до закрытия - были последними посетителями в этот день. В завершении дня мы пошли к морскому вокзалу.



Наш поезд уходил поздно вечером, и ещё оставалось время чтобы поснимать порт и сняться на фоне моря. После морского порта успели съездить снять поезд "Океан", на этот раз кругломордая электричка его не успела перекрыть, и Серёга остался доволен. И мы вернулись в морской порт когда уже стемнело. Так прошёл наш последний день во Владивостоке. Правильнее было бы сказать крайний. Ведь кто знает, может мы сюда ещё вернёмся. А ведь это очень вероятно... Приморский край очень понравился и запомнился с лучшей стороны!

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей