Экспедиция Дальний Восток – 2008

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Утром 5-го августа у нас был ранний рейс в один из важнейших центров Дальнего востока – Хабаровск. Рюкзаки давно уже были собраны, оставалось только съесть на завтрак по творожку и двигаться вперёд к продолжению путешествия. Начинался второй этап нашей экспедиции по Дальнему востоку – Хабаровский край...

Прежде чем я начну рассказывать о Хабаровском крае, о впечатлениях, которых мы там набрались и приключениях, которые мы получили, хотел бы рассказать в двух словах о том, о чём забыл сказать в самом начале фотоотчёта, а именно – об участниках экспедиции. Как вы уже поняли из первой части, участники поездки – всего два человека: я и Сергей Абрамкин. Получилось так по многим причинам, главная из которых – большая продолжительность поездки по времени и относительно большая стоимость. Экспедиция была спланирована под наши интересы – авиация и железные дороги, и это, конечно, тоже сыграло определённую роль. Но мы решили, что даже если кроме нас двоих никто не согласится ехать, мы всё равно поедем, пусть и на свой страх и риск. Эта поездка планировалась достаточно давно, чтобы её в одночасье просто так взять и отменить. Да, это риск ехать вдвоём, да это тяжелее, поскольку все необходимые вещи распределяются на двух человек, а не на группу. Тем не менее, мы были туристической группой, в которой Серёга был лидером. Итак, представляю вам участников экспедиции: ваш покорный слуга, автор фотоотчёта Антон Банников, и мой друг, опытный путешественник Сергей Абрамкин.

Ну а теперь вернёмся к Хабаровскому краю, куда мы собрались лететь сегодняшним утром. Погода стояла всё та же, что и вчера: сплошная низкая облачность, довольно прохладный влажный воздух, хотя дождя не было. В мыслях я надеялся на то, что в Хабаровске погода будет совсем другая, и что сейчас мы улетаем от этих туч и пришедших дождей... Мы поблагодарили Ганну Станиславовну за тёплый приём, попрощались, и пошли по знакомой грунтовой дороге по направлению к терминалу. Вернёмся ли мы сюда когда-нибудь? Хотелось бы. Время покажет.

Карта взята с maps.yandex.ru



Возле терминала здесь так же было немноголюдно, как было все предыдущие дни. Из громкоговорителей на здании по-прежнему вещали о регистрации на рейсы, а перрон выглядел всё таким же пустым. Я ожидал, что мы полетим на Ту-154, другие варианты мне в голову пока не приходили. Во-первых, лететь туда недолго, всего два с половиной часа, а во-вторых, мне было известно, что у компании «Дальавиа» есть немного самолётов, на которых можно было бы отсюда улететь: Ту-154, Ту-204 и Ил-62. Что касается Ту-204, я его здесь ни разу не видел, хотя рейс в Хабаровск был ежедневный. Полёт на Ил-62 тем более мне казался несбыточной мечтой, обычно на такие расстояния его не ставят.

Когда мы вошли в терминал, я понял, что внешнее безлюдье обманчиво: внутри было полно народу. Маленький терминал с единственным входом на досмотр едва вмещал в себя всех желающих улететь в Хабаровск утренним рейсом. Наш самолёт разглядеть отсюда было нельзя, поскольку не было окон, а с улицы мешал туман. Мы прошли досмотр, сдали рюкзаки в багаж. Рюкзаки были собраны с вечера таким образом, чтобы ничего не висело снаружи, чтобы оно не могло потеряться во время транспортировки багажа. Однако я рискнул и оставил одну вещь снаружи рюкзака – дождевой костюм, упакованный в чехле. За пунктом досмотра уже был зал ожидания с большим количеством окон, выходивших на перрон. Я подошёл к окну и стал искать взглядом наш самолёт, но никак не мог найти его. На перроне стояло много маленьких самолётов типа Як-40, Л-410, самолётов бизнес авиации и других. Но у нас должен был быть либо Ту-154, либо Ту-204, причём первый вероятнее. Но, ни того, ни другого на перроне не было. Единственным самолётом авиакомпании «Дальавиа», стоявшим одиноко в дальнем конце перрона, был Ил-62. И тут у меня появилась, пока без особой надежды, мысль: «а вдруг это и есть наш самолёт? Вдруг нам сейчас реально повезло?». Ведь других самолётов «Дальавиа» здесь вообще не было. А до посадки осталось где-то полчаса... Я до последнего момента не мог поверить в чудо, что сейчас полечу на самолёте, на котором мечтал полетать всю свою жизнь с тех пор, как увлёкся авиацией и до сегодняшнего дня.

Несмотря на непогоду, Камчатка подарила нам на прощание красивый пейзаж: перистые и рваные кучевые облака расстелились низко в ущельях гор, а между ними кое-где даже проглядывался свет утреннего солнца... Сразу захотелось снять перрон аэропорта с этим пейзажем. Но вот подъехал и автобус, нас всех посадили и повезли к трапу. И вот он, долгожданный Ил-62! Уникальный и неповторимый самолёт с четырьмя двигателями в хвостовой части стоял перед нами и ждал пассажиров. Мы прошли на борт и расселись по местам. Увы, места у окна ни мне, ни Серёге не досталось, но я был так переполнен эмоциями, связанными с попаданием на борт этого самолёта, что мне место у окна было не так уж и важно. У иллюминатора сидел пассажир, который давно не летал на самолётах, поэтому он не пожелал меняться местами и тоже хотел сидеть у окна. Через некоторое время люки закрыли, загорелось табло «пристегнуть ремни». Салон Ил-62 – отдельный разговор. Я бы мог рассказывать и рассказывать про этот самолёт, но рекомендую вам почитать про него на досуге. Расстояние между креслами такое, что можно спокойно выпрямить ноги и не касаться при этом впередистоящего кресла! Из отечественных пассажирских самолётов такое бывает только на Ил-62, больше нигде. Разве что в бизнес-классе за бешеные деньги. Но на Ил-62 расстояния между креслами большие и в эконом-классе. Чем этот самолёт особенный для обычного пассажира? Наверное, тем, что гораздо удобнее сидеть, чем в других отечественных самолётах. А для человека, увлекающегося авиацией? О, это отдельный разговор, выходящий за рамки этого фотоотчёта. Если в двух словах, то тем, что самолёт очень редкий в наше время, и уникальный, поскольку похожих на него не встретишь у нас.



Порулили на взлётную полосу. Я приготовил фотоаппарат, ведь в Елизово много военной техники, например истребителей-перехватчиков МиГ-31. Однако искажения стекла, плохая погода и отдалённость от иллюминатора не дали сделать нормальные фотки, и пришлось взлетать без единой авиационной фотографии. Вообще, стоит отметить, что в Елизово не чувствуется грань между военным и гражданским аэропортом. То, что я там увидел, меня впечатлило.

Взлёт запомнился мощнейшим ускорением и сильным вжиманием в спинку кресла. Мощь четырёх двигателей в хвосте разогнала машину за считанные секунды до скорости, достаточной для отрыва, и мы оказались в воздухе. Камчатские деревни, посёлки, леса, горы медленно отдалялись от нас... В полёте я снял салон, и, попросив пассажира чуть-чуть подвинуться, вид на крыло. Мы всё время летели над океаном, а внизу, под нами, простирались тонкие кучевые облака, то разорванные, то сплошные, то закрученные вихревыми потоками. Здесь, на большой высоте, сияло солнце, добавляя позитив. Серёга изучал бортовой журнал. Вскоре под крылом возникли очертания побережья – мы достигли материка. Внизу всё было устлано горами, они были повсюду, а побережье было ровным и простирающимся далеко вперёд. Как и предполагалось, нас в самолёте покормили, но у нас ещё были с собой творожки, которые мы успешно добавили к нашему завтраку. Очень понравился сервис авиакомпании «Дальавиа». Это не реклама, обслуживание действительно очень хорошее, и качество питания тоже.



Но вот и настал момент снижения. Два с половиной часа пролетели быстро. Под крылом можно было отчётливо разглядеть хабаровскую землю. Тут уже всё по-другому, по-своему, и нам ещё предстояло всё узнать. Я искал глазами город и реку Амур, и гадал, с какой стороны от города будем заходить, и на какую полосу сядем. Вот уже под крылом пролетели мелкие строения, на полях уже было видно траву в бороздах, отдельные деревья выглядели уже достаточно крупно. Промелькнул забор и бетонные плиты под нами – взлётно-посадочная полоса. Через несколько секунд мы почувствовали мягкое касание. Всё. Мы в Хабаровске!

ПРИБЫТИЕ

На рулении я снова достал фотоаппарат и снял всё, что мне было интересно: самолёты на перроне, терминал, общие виды на аэропорт. Вскоре мы зарулили на стоянку и остановились. Капитан выключил двигатели, к самолёту подогнали трап, открыли люки, и все пассажиры вышли. В терминале мы ждали наш багаж, и во время этого ожидания слушали интересную информацию о других прибывающих или вылетающих рейсах. В динамиках аэровокзала часто звучали названия таких авиакомпаний, как «Сахалинские авиатрассы», «Якутия», «Дальавиа»... Мне как споттеру всё было интересно. В частности, был замечен борт с регистрацией RA-85618, который мы снимали недавно в Елизово. Видимо, как раз он оттуда и улетал в Хабаровск. Тем временем, багаж прибыл, и чемоданы, рюкзаки и сумки покатились по транспортёрам.



Получив свой рюкзак, я обнаружил, что дождевого костюма нет. В первые секунды после увиденного я был немного озадачен. Украли. Или отвалился случайно при транспортировке. Сейчас я был уязвим и незащищён от дождей и гроз, поэтому надо было как-то возместить утрату. Теперь нужно было покупать новый костюм или плащ-дождевик в Хабаровске. Без него продолжать поход было нельзя. Вывод: не привязывайте вещи снаружи рюкзака при перевозке багажа, а убирайте всё внутрь. Тогда ничего не потеряете. Ничего не оставалось делать, как начинать новый этап экспедиции с утраты, и это было моим просчётом.

Первым делом мы осмотрели площадку возле терминала на предмет возможности споттинга через забор. Сегодня у нас был запланирован споттинг в Хабаровске. Я подумал, раз уж мы здесь, пофоткать самолёты надо обязательно. Погодка, конечно, не сопутствовала нам, но впереди был целый день до ночного поезда «Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре». Первым делом надо было избавиться от рюкзаков, поэтому мы поехали на троллейбусе в центр города, прямо на вокзал. Пока ехали, уже успели чуть-чуть познакомиться с городом. Первые впечатления от Хабаровска были положительными. За городом более-менее следят, на улицах чисто. Ну, по крайней мере, в центре города, на площади напротив вокзала, куда мы и приехали. Рюкзаки были вскоре оставлены в камере хранения вокзала, и мы про них забыли вплоть до вечернего поезда. Серёга, наконец, встретил свою «стихию» - локомотивы, вагоны, поезда, железные дороги... Если я увлекаюсь авиационной фотографией, то Серёга – железнодорожной фотографией («трейнспоттингом»). С этого дня вместе с плейнспоттингом у нас появился трейнспоттинг :)

Ну вот, вещи сданы в камеру хранения, теперь пора поискать плащ-дождевик. Мы зашли в ближайший на площади магазин, но там плащей не нашли. Тут я вспомнил, что пока мы ехали к вокзалу, по пути проезжали магазин спецодежды. Он располагался недалеко от привокзальной площади, и мы быстро добрались до него пешком. Плащ, который я там нашёл, был гораздо проще моего предыдущего, зато дешёвый – всего 150 рублей. Во время перемещений по Хабаровску этот плащ приходилось не один раз использовать, поэтому возмещение утраты я произвёл своевременно. Только плащ был куплен, сразу пошёл дождь, и плащ уже пригодился. От магазина спецодежды мы немного прошли до автобусной остановки, откуда сели в автобус, на котором и доехали до аэропорта. Решили, что сначала будет лучше поснимать самолёты, а потом уже сходить в депо и поснимать поезда.

ПЛЕЙНСПОТТИНГ В ХАБАРОВСКЕ

Аэропорт Хабаровска имеет довольно простое и легко запоминающееся название – «Новый». В интернете мне попадалось немало фотографий из «Нового», на которых были запечатлены в полёте интересные самолёты местных авиакомпаний. Так или иначе, «Новый» интересен с точки зрения споттинга, и мы начали подготовку к споттингу с поиска ближайших точек и изучения карты-схемы аэропорта, расположения полос и терминала относительно полос и стоянок. Самолёты взлетали по направлению полосы с севера на юг, соответственно садились с северного торца полосы. До него идти было намного дальше, чем до южного, однако фотографии там могли получиться потенциально интереснее, поскольку садящиеся самолеты, как правило, ближе, чем взлетающие. По информации, собранной с авиационного форума в интернете, где-то недалеко от терминала был бугор, с которого можно было бы поснимать перрон. Бугор мы нашли, но точка оказалась так себе: сильно мешали объекты на переднем плане. Поскольку время было ограничено, мы решили дальше не раздумывать, а идти сразу к торцу двадцать третьей полосы.



Дорога, по которой мы шли, была здесь единственной, поэтому сбиться с пути было невозможно. Она шла до конца забора, потом огибала аэропорт с торца, и, в конечном счете, приводила на точку. Мы условились, что будем снимать по солнцу, а точка будет располагаться в чистом поле недалеко от забора. Идти пришлось довольно долго и нудно, но такова цена споттинга в новом аэропорту, а добраться до точки надо было. Серёге самолёты снимать не очень хотелось, но он уже с нетерпением ждал съёмки поездов на платформе вокзала Хабаровска и в депо.

По пути нам попалась палатка, где удалось купить мороженое. Пока мы шли всё дальше, я прислушивался к трафику, но, как и в Елизово, стояла непривычная для аэропортов тишина.... Лишь отдалённые звуки двигателей доносились со стороны перрона, вселяя некоторую надежду на трафик. Не помню, сколько мы уже шли, но накопилась некоторая усталость, и уже хотелось поймать какой-нибудь автобус в нужную сторону. Ни автобуса, ни маршруток не было, а до конца оставалось всё меньше. Когда мы уже почти были на точке, неожиданно показался вдали первый самолёт.

И всё бы ничего, но мы не успевали на точку, поэтому самолёт приготовились снимать прямо с дороги. Я успел поменять объектив, и с нетерпением ждал своё первое авиафото из Хабаровска. Первым самолётом оказался Ан-26 компании Хабаровск-Авиа. Ну, хоть местные, слава богу. За ними-то и приехали. Одно обидно: он был снят не по солнцу, поскольку мы не успели пересечь линию глиссады, хоть уже и были к ней близко. Пройдя несколько десятков метров вперёд, мы увидели знакомые ориентиры: поворот забора и грунтовую дорогу вдоль него, перпендикулярную нашей. Здесь и был торец полосы 23L. Мы прошли ещё немного вперёд, а затем свернули налево и стали углубляться в чистое поле. Там, на некотором удалении от дороги, мы и встали. Теперь нам предстояло ждать и ждать...

Только сейчас я обратил внимание на то, что вокруг распогодилось. Над нами висело чистое небо, ветра почти не было. Следующий самолёт не заставил себя долго ждать. Прошло примерно пятнадцать минут, как на горизонте показался силуэт двухдвигательного небольшого самолёта, который трудно было сразу определить. Пока он не приблизился, я не мог понять, что это был за самолёт. Лишь когда он был уже достаточно близко, я разглядел в нём очертания Ан-140. Этот самолёт принадлежит авиакомпании «Якутия», у неё всего три таких самолёта. Повезло нам с ним. В Москве такой не встретишь (он был только на авиасалоне МАКС-2005, и недавно новый на МАКС-2009), поэтому борт можно считать редким. По крайней мере, для нас он редкий :)



Если бы я знал тогда, что на этом наш споттинг завершится и самолётов больше не будет, я бы сразу предложил вернуться в Хабаровск. Однако мы простояли дам ещё долгое время, вглядываясь в облака на горизонте... Я внимательно вслушивался в каждый звук, доносившийся сверху. Над нами проходила авиатрасса, по которой частенько пролетали авиалайнеры, сбивая нас с толку шумом своих двигателей. Каждый такой звук вселял надежду, что именно этот самолёт заходит к нам, но, когда я задирал вверх голову, я снова видел там, высоко в небе, самолёт, летящий по трассе мимо нас. Прошло более полутора часов, после чего мы собрали вещи, сложили фототехнику, и пошли обратно. До терминала мы добрались на маршрутке, остановка которой располагалась за поворотом дороги, где начинались посёлки. Там, у терминала, мы сели на троллейбус, на котором и вернулись в город.

ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО

Серёга давно хотел поснимать местные ЭП-1 и другие интересные локомотивы на Дальнем востоке, поэтому неудивительно, что мы после аэропорта продолжили путь в сторону локомотивного депо. Оно располагается в черте города чуть дальше от вокзала Хабаровска. Под видом туристов, гуляющих по городу, мы прошлись вдоль забора оценить обстановку. К слову сказать, ходить по территории депо запрещено. В разных депо к этому относятся по-разному, где-то ставят заборы, чтобы оградить любопытных, где-то не ставят, но суть одна и та же: если ты проник на территорию депо, ты – посторонний. Ситуация, конечно, проще, чем с аэропортами, но всё равно есть определённый риск быть пойманными и попасть в отделение милиции.

Серёга увидел редкий локомотив – ЭП-1, раскрашенный очень оригинально, с изображениями волн и дельфинов. И вправду, интересная раскраска, к тому же, наверное, он ещё и в единственном экземпляре. Чтобы на всякий случай был хоть какой-то кадр с этим электровозом, Серёга снял его прямо через забор. Электровоз был в сцепке с другими электровозами, поэтому снять его можно было только сбоку, поскольку передняя и задняя головы были закрыты. Ну, хотя бы сбоку для начала, раритет ведь. У нас в области таких не увидишь нигде.

Убедившись, что никаких опасностей нам не угрожает, а охранники с автоматами по территории не ходят, мы всё-таки пролезли на территорию депо. Мы зашли через железнодорожную платформу – там забор заканчивался, и проходная была далеко, откуда нас уже никто не мог увидеть. «Если что – косим под туристов», - именно так мы решили действовать в случае попадания властям. В итоге всё оказалось гораздо проще, чем мы думали.

Начал накрапывать небольшой дождь, потом он усилился, и мне вновь, как и Серёге, пришлось воспользоваться плащём-дождевиком. Идти под ним было не очень-то удобно, учитывая, что моя сумка с фотоаппаратом достаточно немаленькая, а плащ хотелось застегнуть так, чтобы сумка была под ним. Сумка висела на шее и постоянно на неё давила, а плащ еле-еле держался на замках и не расстёгивался от постоянно выпиравшей вперёд сумки. Сейчас это было непривычно, уже потом я привык так ходить. Все эти неудобства сохранялись, поэтому я никогда не был рад дождю. А кто ему был рад? Для нас обоих дождь означал невезение, поскольку вносил неудобства и лишние проблемы. Депо мы прошли достаточно быстро. Чтобы всё осмотреть, нам хватило пяти минут. В итоге, самое интересное, что там было, это как раз сцепка локомотивов ЭП-1 и ЭП-1М. Когда мы уже выходили обратно, ЭП-1 с дельфинами был расцеплен с одной стороны, поэтому нам чуть-чуть повезло. Мы как раз успели его снять до того, как всю сцепку увезли в неизвестном направлении... Когда в нашу сторону пошли путейцы, мы, как ни в чём не бывало, вышли из депо через главную проходную, будто мы свои.



Серёга ожидал от этого депо большего, и я его понимаю. Приехать сюда только ради, пусть и редкого, но одного локомотива, могло быть слегка обидно. Но с пустыми руками мы не уехали: у нас были первые железнодорожные фотки с Дальнего востока. На автобусной остановке мы сели в ПАЗик и уехали по направлению к центру города. Через некоторое время мы застряли в пробке. В конце концов, народ стал выходить и каждый продолжил свой путь пешком. Мы выяснили, что до вокзала тут недалеко, и тоже вышли. Пока мы добирались до вокзала, ничего особо интересного не произошло. Мы подкрепились булками, точнее батонами хлеба. Булок не было, мы купили на каждого по батону «Бородинского», и питьевые йогурты.

А на небе вдруг засверкали молнии, гремел гром, вокруг потемнело. Мы поспешили пойти в сторону вокзала. Пока мы шли дворами, мы познакомились с Хабаровском изнутри. А дворы в нём самые обычные, как в любом другом российском городе: постсоветские здания, перемежающиеся иногда с новостроем, старые деревянные домики в черте города, словно остатки былой деревни, пустынные улицы... Дорогу до вокзала нашли мы не сразу, нам подсказали. И вот, наконец, мы снова на привокзальной площади.

ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ

Поскольку до ночного поезда в Комсомольск-на-Амуре времени было ещё много, мы решили пройти по городу в сторону Амура и дойти до набережной, осматривая по пути достопримечательности. Серёга обратил внимание на поворот трамвайных путей. Поскольку здесь была конечная станция трамваев и разворот, было сделано особенное трамвайное путевое развитие с разнообразными стрелками и интересными поворотами. Серёгу, как увлекающегося железными дорогами, это всё, конечно же, интересовало, поэтому можно считать, что привокзальная площадь была нашей первой достопримечательностью.



Дальше мы просто пошли вниз в сторону Амура по Амурскому бульвару – центральной улице, ведущей от вокзала. Увы, за эту поездку мы увидели лишь небольшую часть города Хабаровска – всё, что находится в непосредственной близости от Амурского бульвара, плюс всё остальное, что мы видели во время поездок в аэропорт и в депо. По дороге до набережной фотографировать было особо нечего, разве что проезжавшие изредка мимо раритетные старые рижские трамваи. Наконец, мы достигли набережной, прошли через небольшой сквер, и перед нами открылся вид на реку Амур.

Как и ожидалось, мы увидели перед собой широкую судоходную реку, противоположный берег которой было трудно разглядеть. Набережная была вымощена плиткой, верхняя её часть считалась прогулочной, а вот сам берег был ухоженный и обустроенный не везде. Чуть дальше был уже более-менее обустроенный городской пляж и лодочная база, там же причаливали и прогулочные речные суда. Народу было очень мало, наверное, из-за испортившейся погоды. Видимо этот пляж – одно из излюбленных мест отдыха хабаровчан. На холме сзади из-за деревьев возвышалось здание с вышкой и смотровой площадкой. У самого пляжа были скамьи для отдыхающих, палатки... Слышно было, как играла где-то живая музыка.



Мы поднялись по длинной лестнице наверх, откуда сделали несколько фотографий с видом на Амур в момент, когда проплывала «ракета». Уже вечерело, солнце потихоньку садилось, скоро уже невозможно будет снимать с рук... Чуть выше начиналась площадь, где стояла церковь, а справа от неё какой-то памятник. Мы не стали здесь особо задерживаться за неимением времени, и решили идти по улице Муравьева-Амурского. Пока шли по улице в сторону центра, немного поснимали дома, холмистые дороги, тротуары и другие интересные достопримечательности, встречавшиеся на нашем пути. Сейчас вот жалею, что мы город осмотрели крайне поверхностно, ведь можно было (и нужно было!) посмотреть памятники, соборы, фонтаны, может музеи какие-нибудь. Есть повод сюда вернуться :) Когда мы, наконец, дошли до трамвайной линии, нам очень удачно подвернулся трамвай с незамысловатым номером «1», на котором мы и добрались до вокзала. Оставшееся до поезда время мы провели на вокзале в зале ожидания.



Поезд номер 67 сообщением Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре был подан к одной из платформ, отдалённых от здания вокзала. Пассажиры, как обычно, уже стояли у мест предполагаемых остановок вагонов и с нетерпением ждали возможности войти внутрь. Наш поезд от Хабаровска должен был тянуть электровоз, но ночью его должен сменить двухсекционный тепловоз 2ТЭ10, поскольку дальше ветка не электрифицирована.

После предъявления билетов, мы вошли в вагон и заняли наши места: верхнее и нижнее. В последние секунды перед отправлением поезда вбежал наш сосед по «купе». Когда мы уже ехали, а проводники разносили постельное бельё, завязалась беседа, из которой я узнал, что наш едва не опоздавший сосед был инженером на авиационном заводе Сухого в Комсомольске-на-Амуре. Он начал рассказывать про «Суперджет-100», когда узнал, что я увлекаюсь авиацией, а Серёга всё ждал, когда к нам прицепят тепловоз 2ТЭ10. За окном уже спустилась ночь, все потихоньку расходились по своим местам и ложились спать... Мы последовали их примеру. Завтра утром мы будем уже в Комсомольске-на-Амуре...

ДЕНЬ В КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ

Ранним утром поезд прибыл на станцию «Комсомольск-на-Амуре-Пассажирская». В больших городах обычно привыкаешь к изобилию единиц подвижного состава у платформ, на тупиковых путях, а здесь всё выглядело так, будто это вовсе не центральная станция крупного дальневосточного города. Первые впечатления – пустынность... Жилых домов рядом не было видно, как и городского транспорта (который на самом деле рядом был), да и людей на платформе крайне мало...

На выходе из поезда мы обратили внимание на окно в тамбуре первого вагона, через которое виднелась задняя секция тепловоза, прицепленного к нам ночью. Когда мы вышли из вагона на платформу, мы сразу же пошли по направлению к вокзалу в поисках камеры хранения, чтобы оставить рюкзаки и взять с собой только необходимые вещи для прогулки по городу. Зайдя в зал ожидания и прислонив рюкзаки к сиденьям, мы начали готовиться к перепаковке. Я остался с рюкзаками и стал перебирать свои вещи, а Серёга тем временем уже снимал маневровый тепловоз и наш поезд во главе с 2ТЭ10, который был уже с двумя недавно прицепленными почтово-багажными вагонами. Успел он снять и раритет – тепловоз ТЭП-70БС, потом мы вместе смотрели только что отснятые им фотки. С вещами справились быстро, камеру хранения тоже нашли – вход в неё оказался не в здании вокзала, а снаружи, выглядел он как спуск в подвал, да собственно, в подвале камера хранения и располагалась. Оставшись без тяжёлых рюкзаков, мы отправились на разведку мест в здании вокзала, где можно было бы «заморить червячка». Перекусили в небольшой кафешке, передохнули с дороги. Впереди был ещё целый день, отведённый для прогулок по Комсомольску-на-Амуре, а вечером мы должны были отсюда же уехать на поезде до Откосной, на Кузнецовский перевал. И мы пошли в город, чтобы не терять времени.

Прогулка началась с местного железнодорожного депо, в котором, впрочем, не было почти ничего интересного. Поднявшись на железнодорожный мост, ведущий через вереницу путей, стремящихся запутать обывателя и сбить с толку, куда какой путь ведёт, мы перешли на другую сторону вокзала, с которой пришли изначально. К слову сказать, помимо прогулки по городу мы ещё хотели съездить далеко за город, поснимать поезда, поворачивающие на красивых длинных изогнутых путях, ведь в этих краях местность далеко не равнинная, и инженерам приходилось ухитряться, обманывая природу и укладывая железнодорожные пути с огибанием неровностей земли. В этих изгибах есть своя красота, железнодорожные споттеры меня поймут, ведь я сам понял, хоть и самолёты снимаю. Действительно красиво выглядит поезд, особенно снятый сверху на каком-нибудь крутом повороте, а тем более на нескольких изгибающихся зигзагами поворотах. Эту часть прогулки мы запланировали в первую очередь.

От вокзала прошлись немного пешком до автобусной остановки, где мы поймали маршрутку до автовокзала. Маршрутка шла через большую часть города, и по дороге, как в случае с Хабаровском, мы успели частично ознакомиться с обликом города. Меня уже тянуло как можно скорее выйти и погулять по длинным широким улицам со своей, неповторимой архитектурой домов, а Серёга хотел делать красивые кадры, и я его понимал, ставя себя на его место, и сам был лишний раз не прочь прогуляться. На автовокзале маршрутка остановилась, и все вышли, мы приехали на конечную остановку. Здесь стояло много автобусов, за ними с одной стороны стояло невысокое потрёпанное временем здание автовокзала, а с другой стороны был виден берег Амура.

Берег был так близко, что мы решили сразу же спуститься к реке. Спуск оказался слегка крутоват, но короток, и мы быстро очутились на песке. В отличие от пляжа в Хабаровске, здешний берег был очень мал для пляжа, и никаких признаков ухода за ним мы не увидели. Возможно, кто-то и купается здесь, но пока мы здесь стояли, вокруг не было ни души. Лишь какие-то дети неподалёку нарушали покой, на который нас уже успел настроить Амур. И погода безветренная... Тихо вокруг. Город едва слышен сзади. Да что там сзади, - мы ведь и были в черте города. На другом берегу далеко-далеко был виден железнодорожный мост. Серёга стремился в те края, знал, что там будет интересно... Но мы ещё не знали, что нас ждёт разочарование и смена планов.



Мы вернулись к автовокзалу, и, зайдя внутрь здания, в первую очередь стали изучать расписание автобусов. Найти нужный автобус удалось не сразу – Серёга поспрашивал в кассах и в справочной на втором этаже. Как выяснилось, нужный нам автобус уходит слишком поздно, а мы были ограничены сверху по времени – наш поезд нас вечером уже должен был увозить дальше. И от планов фотографирования поездов на дальнейшем участке железной дороги, по которой мы поедем, пришлось отказаться.

До центра мы доехали на маршрутке, и довольно рано вышли, потому что начались уже первые достопримечательности – площади, дома, улицы, памятники. Путь начался с одной из главных площадей города, напротив которой возвышалось здание Дворца культуры завода имени Ленинского Комсомола, которое я поленился сфоткать, о чём сейчас жалею. В поездках надо как можно больше снимать. Поскольку город мы знали лишь по картам, мы решили двигаться по главным улицам. Там и достопримечательностей может быть больше, и магазинов немало, которые сейчас уже были нужны – у Серёги исчезла его ракетница. Нужно было добыть вторую ракетницу до того, как мы попадём на Откосную, ведь ракетницы – это всё, что у нас было против медведей на случай их нападения. Мы надеялись в Комсомольске-на-Амуре восполнить утрату. Вообще, Хабаровский край начался с небольших материальных потерь – у меня плащ, у Серёги – ракетница... Вот мы и шли по улице в сторону центра, по пути обращая внимание на вывески магазинов, и время от времени пытались найти нечто похожее на магазин для туристов, охотников или рыболовов.

В магазинах мы купили разве что только мороженное, туристические магазины никак не попадались. Эта утрата не была так критична для нас, как недавняя потеря плаща, ведь одна ракетница на двоих у нас всё же есть. Мы решили: даже если не купим – ничего страшного. Тем временем мы уже дошли до интересной развязки сразу трёх трамвайных путей, причём в центре развязки были посажены деревья и росла трава за небольшим заборчиком. Она находится в месте пересечения двух больших улиц: проспекта Мира и проспекта Ленина. Проспект Ленина уходил влево от нас. Времени было ещё достаточно, чтобы поискать вдоль него столовую и перекусить.

В путешествии всегда ищешь, где бы поесть подешевле да побольше, если речь идёт о городах. С походами всё понятно, а в городе ты идёшь, и смотришь по сторонам в поисках той самой заветной вывески. Бывает даже, что удача к тебе приходит довольно быстро – как и случилось в этот раз. Столовую мы нашли практически сразу же, и вкусно там поели. Наш дальнейший путь пролегал по проспекту Ленина к площади Ленина, за которой был вход в небольшой городской парк. Туда мы вскоре и пришли, а по пути сделали пару-тройку кадров этого самого проспекта. Весьма красивая архитектура домов. Город производит приятное впечатление!



В парке мы немного передохнули на скамьях. Серёга успел поучаствовать в социологическом опросе, но поскольку Серёга был не местный, опрос продолжался недолго :) За отдыхом в парке мы обсудили дальнейший ход нашей экспедиции. Впереди близился опасный этап – проход по участку Откосная – Соллу, через Кузнецовский перевал. Место там безлюдное, зато густо населённое дичью, в том числе медведями и волками, поэтому, хоть и внешне мы были спокойны и бодры, в глубине души таилось лёгкое волнение. Во всяком случае, у меня было тревожное предчувствие.

После парка мы сходили вниз по проспекту, дошли до проспекта Первостроителей, там гостиница Восход с предметом архитектурного искусства красного цвета рядом с ней, обозначавшего, видимо, лучи восходящего солнца. Потом мы пошли в обратном направлении, решили ещё раз перекусить в столовой, пока есть возможность нормально поесть. По дороге до столовой прикупили в магазине сухофруктов, они нам понадобятся вдали от цивилизации. Время уже потихоньку поджимало, нам надо было успеть на поезд, и ещё успеть немного прогуляться по городу, да и ракетницу было бы неплохо найти. Когда шли назад по проспекту, в небе появились истребители, похожие издалека на Су-27, выполнявшие в воздухе фигуры высшего пилотажа. Для меня истребители были приятной неожиданностью, я порадовался, увидев их, и на душе стало теплее, и тревога куда-то ушла... Оставалось только загадкой, с какой целью пилоты отрабатывали пилотаж почти над городом. Либо они просто близко летали к его границам.



После очередного питания в столовой, мы пошли всё по тому же проспекту Ленина вниз. В конечном итоге можно было дойти до вокзала пешком, сразу никуда не сворачивая, только в конце повернуть в направлении Магистральной, однако оставалась одна нерешённая задача – потерянная ракетница. Мы стали у прохожих спрашивать насчёт ближайших туристических магазинов. Выяснилось, что такой магазин есть, но не в близкой досягаемости, и до него нужно было ещё идти.

Мы свернули направо на какую-то улицу, которая тотчас же показалась мне узковатой после широкого проспекта. Справа от нас была ещё одна столовая, но видимо производственная, да и она уже закрылась. Мы прошли некоторое расстояние вдоль дороги, слева от которой были жилые пятиэтажки, а справа – какие-то промышленные строения, шёл бетонный забор. Чуть дальше бетонный забор заканчивался, за ним начинался рынок, который, к нашему удивлению, был почти пуст. Ракетницы там не оказалось. Так мы шли ещё минут пять-семь, пока, наконец, не попали в следующий жилой квартал. Здесь была безлюдная школа с жёлтыми стенами, и в вечерних лучах солнца они казались ещё более жёлтыми. Магазин находился прямо рядом с этим школьным двором. К сожалению, ракетницы и там не было. Так у нас осталась лишь одна ракетница на двоих в качестве средства самозащиты...

Посидели на покрышках в школьном дворе, попили воды, надо было двигаться уже на вокзал. На этом наша прогулка по городу заканчивалась. Мы снова вернулись на проспект Ленина, к нему мы уже вышли напрямую из этого квартала, и сели на трамвай, который довёз нас прямо до железнодорожного вокзала. Впереди нас ждал первый по-настоящему экстремальный и суровый этап экспедиции...

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей