Экспедиция Дальний Восток – 2008

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЛАДИВОСТОКОМ

"Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский!" - именно так говорил В.И. Ленин про столицу Приморского края. У каждого этот город вызывает свои ассоциации, но в силу его удалённости от западной и центральной части страны не все знают, насколько красив и ухожен этот город на самом деле. Впрочем, наша часть экспедиции в Приморском крае не ограничивалась только посещением Владивостока, но обо всём расскажу по-порядку.

Утром 13-го августа, в этот счастливый, судя по числу, день, мы собрали наши вещи, осмотрели квартиру на предмет забытых нами вещей и вернули ключи хозяйке квартиры, которая пришла к себе прямо перед нашим отъездом. Попрощавшись с хозяйкой и с Надеждой, и, поблагодарив Надежду за гостеприимство, мы пошли с полным комплектом вещей на уже знакомую нам автобусную остановку, откуда и добрались до аэропорта на маршрутке. На Сахалине всё ещё стояла пасмурная погода, словно мы попали в сезон дождей, поэтому в аэропорту пришлось довольствоваться только серым затянутым небом и дождливым перроном, на котором самолётов почти не было. Около терминала стоял уже загруженный Ан-24, люк у него был уже закрыт, трап убран, а пассажиры сидели все на своих местах. Пока он готовился к запуску двигателей, я сфотографировал его со второго этажа терминала через открытое окно - мы как раз к этому моменту прошли досмотр и ожидали своей очереди на посадку.

На этот раз мы летели уже на хорошо знакомом нам Ту-154. Конечно, у меня в душе были маленькие надежды на Ту-204, ведь это тип, на котором я до этого не летал, но надежды не оправдались. С другой стороны, может и к лучшему. Короткий полёт из Южно-Сахалинска во Владивосток на Ту-154 компанией "Владивосток Авиа" мне очень понравился - плавное управление, несмотря на турбулентность при пролёте облаков, мягкая посадка, плавные крены, набор и снижение высоты. Мы летели во втором салоне - это между салоном бизнес-класса и третьим салоном, совсем недалеко от кабины экипажа. Чем я и не пренебрёг воспользоваться после приземления, попросив у экипажа разрешение сфотографировать кабину. Позже я сетовал на качество исполнения этого кадра, но всё-таки кадр был сделан, и это радует. Из самолёта я выходил последним, когда все пассажиры были уже в автобусе. Я бегом спустился по трапу с ещё не убранным в сумку фотоаппаратом, и присоединился к остальным пассажирам. Двери автобуса закрылись, и нас отвезли в терминал.

В аэропорту мы получили наш багаж и стали решать с Серёгой, что делать с вещами дальше. Было два варианта - ехать с багажом до железнодорожного вокзала и там сдавать вещи, потом возвращаться, либо сдать рюкзаки в аэропорту, а потом уже ехать на вокзал. Сначала у нас должен был быть плейнспоттинг в Кневичах - я рассчитывал хоть что-то необычное здесь снять, что-то такое, чего у нас не снимешь. Мы решили действовать согласно плану, а по плану у нас был плейнспоттинг сразу после прилёта во Владивосток. Мы оставили вещи в камере хранения аэропорта, удивив служащих количеством наших вещей. Поинтересовавшись у нас, куда мы с такими рюкзаками едем, и узнав, что у нас позади уже большая часть экспедиции, они даже немного "позавидовали" нам.

Споттинг начался прямо с площадки возле терминала. Через решётку был отснят Ту-154Б-2 "Дальнереченск". Во "Владивосток Авиа" самолётам давали имена городов Приморского края. Кроме того, мы сфотографировали под разными углами и самолёт-памятник Як-40, стоявший неподалёку от терминала рядом с территорией стоянки. Логическое продолжение споттинга должно было быть на приводах, и мы уже начали идти в предполагаемую сторону торца полосы, где посадки осуществлялись против ветра, но пройдя некоторое расстояние мы убедились, что обход аэродрома нам очень дорого обойдётся и по времени, и по силам. Я недооценил масштабы территории Кневичей, а время у нас было ограничено. Что ж, придётся споттинг во Владивостоке повторять, но уже в полном объёме, а пока что я решил, что буду довольствоваться имеющимися кадрами, сделанными из иллюминатора нашего Ту-154 после посадки и фотографиями, сделанными через решётку. Вернувшись в здание терминала, я поднялся на второй этаж - там на тот момент снимать через стекло было нечего. В целом аэропорт произвёл приятное впечатление. Надо будет вернуться сюда с целью плейнспоттинга :) А пока мы с Серёгой взяли наши вещи, и пошли ждать автобус до города. Автобус мы ждали долго, тут они нечасто ходят. За это время мы успели обсудить планы, и я поснимал немного терминал аэропорта. Вскоре мы уже ехали в автобусе, который довёз нас до автобусной остановки, находившейся уже в черте Владивостока. Там мы пересели на другой автобус, на котором доехали прямо до железнодорожного вокзала. Кстати, проезд в автобусах в Приморском крае очень дешёвый - всего 10 рублей. Общественным транспортом мы пользовались там не один раз.



На вокзале мы сдали наши рюкзаки в камеру хранения, и взяли с собой только самые необходимые вещи - документы и фотики, как и всегда. Пока ещё есть время до вечерней электрички в Находку... Вообще удивительно быстро время летит... Вроде прилетали недавно только... Пока снимали в Кневичах и ходили вдоль забора искать точки съёмки, пока сдавали и забирали вещи, пока добирались до вокзала прошло немало времени. Оставшееся время мы посвятили беглому осмотру той части Владивостока, которая находится в непосредственной близости от вокзала. На оставшуюся часть сегодня у нас времени уже не было, но мы запланировали осмотр города на другие дни. По плану у нас был отъезд сегодня вечером экспресс-электричкой в Находку, ночёвка в Находке, на следующий день обход там местных достопримечательностей, главным образом железнодорожных, потом через день обход железнодорожного участка Тигровой - Анисимовка с целью фотографирования поездов, и возвращение во Владивосток. Какие планы после возвращения во Владивосток - об этом чуть позже, пока не буду забегать вперёд :) А сейчас мы шли и шли по улицам Владивостока, неспеша приближаюсь к побережью Японского моря.



Что понравилось, в городе дома преимущественно невысокие, многоэтажек в центре вообще почти нет, улицы чистые, да и по всему остальному облику можно сказать - за городом тщательно следят. По уровню магазинов, городского трафика, архитектуры домов, Владивосток не уступает ни Петербургу, ни Москве. До набережной идёт пешеходная улица, похожая на московский Арбат, и заканчивается она берегом моря и песчаным пляжем. Чем не курорт? Мы пришли туда и увидели купавшихся людей, несмотря на вечер и прохладный ветерок. Красивое Японское море... Такое ровное и спокойное сегодня... На горизонте сквозь дымку возвышаются горы, через два дня мы будем уже где-то в той стороне... Но пора возвращаться, электричка до Находки уже скоро будет подана.



Мы пошли в обратную сторону, перекусили чем смогли - на полноценный ужин времени не было. Купили в дорогу питьевых йогуртов. Да-да, не пива, а именно йогуртов, мы за здоровый образ жизни :). Электричка была подана к платформе чётко по расписанию - мы едва успели забрать вещи из камеры хранения. Эта экспресс-электричка считалась фирменным поездом, и билет на неё продавали как билет на поезд. Тут и проводницы были приветливые, и надпись на вагоне "Приморочка", - именно так эта фирменная электричка называлась. Мы заняли наши места в вагоне, электропоезд медленно тронулся, и мы стали постепенно отдаляться от вокзала. Некоторое время мы ехали в черте города, в основном вдоль побережья, и, пользуясь случаем, поснимали морские пейзажи через открытые окна. Но когда город закончился, пейзажи вдоль железки перестали быть интересными. Или мы уже устали, точно не помню, но после этого момента мы в тот день больше ничего не снимали. По пути в Находку мы останавливались на наиболее крупных станциях... Серёга заприметил железнодорожные кривые малого радиуса. Вы, наверное, не поняли о каких кривых идёт речь? На некоторых участках пути между Владивостоком и Находкой железная дорога очень резко огибает горы, радиус поворота очень мал по меркам железных дорог. Иногда он бывает менее 190 метров... Особенность рельефа местности.



В Находку мы прибыли уже потемну. Транспорт в это время уже не ходил, и нам пришлось брать такси. Серёга звонил по телефону в такси, к счастью у нас были записаны контакты. Помог нам и его друг Борис Карасёв, который живёт в Находке, сообщив правильный номер такси, по которому мы смогли дозвониться. Такси шло из города до станции долго, мы ждали его где-то около получаса, всё больше и больше намокая под дождём... Приезду таксиста мы сильно обрадовались, потому что не очень приятно было стоять посреди заброшенной автостоянки рядом со станцией поздней ночью, поливаемыми водой с неба. В скором времени нас довезли до дома, где располагалась наша гостиница на дому. Довольно недорогая и комфортабельная для путешественников. Спасибо Борису, что сказал нам про эту гостиницу. Там и заночевали до следующего утра.

НАХОДКА

И вот, как раз сейчас настало время представить третьего участника нашей экспедиции: Борис Карасёв. Хоть он и прошёл с нами лишь немного по Находке и на следующий день по участку Тигровой - Анисимовка, он всё равно стал неотъемлемым участником экспедиции. Благодаря ему мы многое узнали про Находку и про местную систему железных дорог, особенности трейнспоттинга в тех местах, заселились в хорошую гостиницу и благополучно прошли эту часть путешествия по Приморью. И сегодня, 14-го августа, мы с утра направились к нему на автобусе.

Расценки в общественном транспорте тут такие же - 10 рублей за проезд. К тому моменту мы впервые увидели LCD-мониторы в автобусах, транслировавшие видеоклипы. Раньше мы такого в общественном транспорте нигде не замечали, и впервые увидели лишь во Владивостоке и в Находке. Дальний восток во многом опережает другие города России. Например, в Приморье по железным дорогам на август 2008 года уже вовсю ходили "Ермаки" - так называют современные электровозы серии ЕС, о них подробнее чуть позже. К моменту написания этой главы фотоотчёта, "Ермаки", конечно, уже успели распространиться и в другие регионы России. Но это автор уже ушёл в дебри, давайте вернёмся к Находке. Завершая об автобусах, скажу, что, как и на Камчатке и Сахалине, здесь так же преобладают машины японского и корейского производства. Что и неудивительно.

Автобус ехал не очень долго. За это время мы успели частично посмотреть Находку и некоторые её достопримечательности сквозь окна. Тут мы впервые столкнулись с интересной особенностью местного городского транспорта: автобус, подъезжая к остановке, останавливался, высаживал пассажиров, а когда новые пассажиры заходили, не спешил сразу закрывать двери и ехать дальше - тут всё по расписанию. Иногда он стоял на остановках по две-три минуты. Мы позже узнали, что для городских автобусов в городах Приморья это обычное явление. Позже, во Владивостоке, мы столкнулись с тем же самым. Тем временем, автобус уже доехал до конечной остановки, мы вышли и оказались рядом с каким-то топливным складом. Сзади нас был бетонный забор, за которым возвышались цистерны с топливом.

Дальше мы решили двигаться пешком, поскольку расстояние до места встречи оставалось уже небольшое, да и дорога живописным серпантином поднималась в гору, открывая нам красивый пейзаж на морской порт и горы. Лишь погода слегка сгущала краски, а в остальном пейзаж был приятный, хотелось идти дальше и осматривать больше интересных мест. Где-то внизу проходила железная дорога, в конечном счёте нам и нужно было спуститься к ней, там, где она в черте города заканчивалась тупиком на погрузочно-разгрузочной станции. Мы достигли этого тупика и увидели там множество контейнеров - сюда привозили грузы не только со всех уголков России, но и частично из других стран, отовсюду, откуда можно было доплыть по морю до Находки. Мы пришли на место встречи, Серёга созвонился с Борисом, и вскоре мы встретились. С этого момента участников экспедиции стало трое, и мы все вместе пошли вдоль подъездных путей, начав наш путь от тупика.



И Серёга, и Борис, оба увлекаются железными дорогами. С этого момента настал их черёд. Я фоткал самолёты в некоторых аэропортах Дальнего востока, теперь пришло время пофоткать поезда, и я на некоторое время стал трейнспоттером. Вспомнил прошлое - именно с трейнспоттинга началось моё увлечение фотографией, но тогда я к споттингу серьёзно не относился и ездил лишь с целью более интересного времяпрепровождения. Тянуло меня к железным дорогам тоже, тянуло... И неравнодушен я к ним по сей день... Люблю же путешествовать! Хотя и не отрицаю, что моё основное хобби при этом не меняется - как снимал самолёты, так и буду продолжать снимать!

Мы шли и шли по путям со слабым накатом, однако скоро полотна рельс стали глаже, ржавчины сверху на них уже не было видно, и стало ясно, что по этим путям что-то должно ходить. Мы осматривались по сторонам, Серёга высматривал главным образом точки съёмки. Первой из таких точек стал склон горы, где мы обосновались с тремя фотоаппаратами, нацеленными в одну точку - путь внизу. Красиво должно выйти - объёмный вид сверху, на заднем плане город, горы, бухта... Появился грузовой поезд, ведомый маневровым тепловозом. Кадр получился неплохой! Преодолев не самый простой спуск с каменного склона горы, мы продолжили идти вперёд по железке.

В конце концов, железка привела нас в город. Она шла подчас совсем близко к улицам города, автомобильным дорогам. Мы решили подождать следующий поезд у переезда через пути - дождались одинокого ВЛ-60, который только и успели снять уходившим от нас на повороте. Все эти съёмки были лишь разминкой к тому, что нам предстояло снимать дальше. Как всегда, всё самое интересное ожидает впереди. Мы услышали гудок и звук колебаний, распространявшихся по рельсам. Мы быстро сошли с путей в сторону, и мимо нас пронёсся поезд, ведомый тем самым "Ермаком". Локомотив выглядел весьма впечатляюще - обтекаемая кабина, современный серый окрас, красные полосы, массивный вид, утопленные круглые бело-лунные диодные фары! Сразу после этого поезда к нашей радости, мы нашли хорошую точку съёмки поездов, ходивших по этому пути. Она была прямо рядом с тем местом, где мы прошли только что, оставалось ещё забраться на скалы выемки. А сверху скал открылся вид на бухту и на морской вокзал...

...Вперед до самой воды простиралась огромная по размерам площадка с большим количеством рельсов, уложенных параллельно крест-накрест. На рельсах кое-где стояли маленькие дрезины с какими-то предметами, похожими на стройматериалы. Всюду какие-то постройки, похожие на гаражи уменьшенных размеров, строительные леса, портовые краны, проржавевшие корабли заброшенного вида. Никакой охраны вокруг территории явно служебного назначения мы не заметили. Дальние концы рельсов свисали прямо над водой, и это навевало на мысль о предназначении этой площадки для спуска крупногабаритных кораблей на воду. Внизу прям под нами проходил какой-то подъездной путь, на котором стоял маленький маневровый тепловоз с колёсами, как у паровоза. На некоторых "путях" на краю площадки были интересные складывающиеся приспособления. В работе мы их не видели, но, судя по всему, они раздвигались и опускались в воду, делая спуск корабля с путей плавным. А такое расположение рельсов крест-накрест могло объясняться тем, что должна быть возможность перемещения корабля не только поперёк площадки, но и вдоль. Интересно только, на каких тележках корабль могли перемещать. Да и вообще, верна ли эта теория? Это так, лишь мысли :)



За площадкой для спуска кораблей было специальное углубление и док, где корабль могли нагружать контейнерами погрузочным краном, стоявшим на той стороне дока. Ещё дальше была уже другая сторона, где располагался морской вокзал с вышкой наблюдения, рядом стоянка с большим количеством машин... Морской порт этим не заканчивался и его строения уходили дальше вдоль береговой линии... А на горизонте виднелись сопки, одна из которых по рассказам Бориса была взорвана. Какие-то породы добывали видимо... На фотографии эту сопку хорошо видно - она словно наполовину срезана сверху. А справа от неё нормальная сопка, нетронутая...

Наслаждаясь пейзажем, я чуть было не пропустил поезд с "Ермаком". Мы услышали его ещё до его появления на точке, да и увидели, когда он ехал на той стороне, ведь железка изгибалась вдоль берега, а продолжение берега мы отсюда хорошо видели. Вернее, не поезд, а трёхсекционный локомотив. Тут мы и сделали первые кадры электровоза 3С5К. Вот мы и увидели его... Наконец-то! Ну а дальше? Дальше мы снова пошли по железке, достигли главной пассажирской станции, где уже стоял фирменный пассажирский поезд. Серёга и Борис заранее всё рассчитали и знали, что поезд в определённое время проедет в таком месте, откуда его можно будет снять сверху в объёме и на фоне моря. Мы поспешили туда и добрались в конце концов до центра. На площади стоял памятник Ленину. Особенность этого памятника была в том, что Ленин был изображён в сидячем положении. Обычно на всех памятниках Ленину он стоит. Здесь же и местное здание администрации приятного зелёного цвета, а не белого, как в большинстве городов. Но всё же мы торопились на точку.



Лишь Борис среди нас всех точно знал, как туда пройти. Мы вошли под навес какой-то гостиницы, под ним была лестница, ведущая вниз. Спустившись по ней, мы оказались на автомобильной парковке. Пройдя несколько парковочных мест и через подземный гараж, мы вышли на внутреннюю территорию стоянки, подошли к краю ограждения, и нам открылся вид на путевое развитие. Впереди торчали краны торгового порта, а справа - платформа и извилистый путь, по которому должен был вот-вот пройти поезд. Мы успели. Мы сняли его. Когда мы вышли обратно к площади с памятником и вновь спустились ближе к обрыву через маленький сквер, внизу просвистела электричка, которую еле-еле успели кое-как снять... Вот так прошёл наш первый трейнспоттинг в Приморье.



"Прогулка по городу?", - спросите вы. Да, мы прошли вдоль железки, но и при этом прошли немного вдоль Находки. Кое-что успели посмотреть, кое-что успели заснять. Все остались довольны, и это главное. А мы с Серёгой попрощались с Борисом до завтрашнего дня. Завтра у нас насыщенный день - встаём рано, выезжаем на станцию и едем втроём снимать на перегонах Фридман - Красноармейский и Тигровой - Анисимовка, снимать поезда с "Ермаками". Нужно отдохнуть перед завтрашним днём, собраться... И мы вернулись в гостиницу...

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ - ФРИДМАН - ТИГРОВОЙ - АНИСИМОВКА

Когда-то давно я начал увлечение фотографией именно с трейнспоттинга. Ещё с младших курсов института мы ездили на электричках на недалёкие станции и снимали поезда на станциях, развязках, перегонах... "Снимали" сказано конечно громко, поскольку тогда мы только ещё учились снимать по-настоящему, качественно, чтобы фотография была содержательной. И вот сейчас я вновь вспомнил себя в роли трейнспоттера, поехав с друзьями поснимать поезда и электрички, проходящие по кривым сверхмалого радиуса. Этот этап, так же как и все прочие, был неотъемлемой частью нашей экспедиции.

Мы с Серёгой добрались до станции ещё потемну. Уже в электричке мы встретились с Борисом, - он сел в электричку раньше нас, там от дома ему было ближе. Когда мы прибыли на Красноармейский, солнце только-только поднималось из-за горизонта, и мы засняли красивый пейзаж: долины гор в утренней дымке, розово-оранжевые облака... Солнце медленно вставало, а мы уже начали путь в сторону Фридмана вдоль железнодорожных путей...

Поезда начали ходить мимо один за другим, ведь тут движение плотное, это вам не какие-нибудь подъездные пути или пути через город. По дороге мимо нас прошёл встречный пассажирский поезд, за ним грузовой состав в направлении Фридмана и встречный одинокий ВЛ80, пропадавший в тумане на поворотах, но мы пока не торопились их снимать, лишь Серёга уже "пристреливался". Первое более-менее приличное место для съёмки мы нашли на склоне близ одного из поворотов, и сделали оттуда несколько пробных кадров. Сняли одинокий синий ВЛ60, потом прошёл 3С5К - его и я уже снял на свой фотик. С этой горки и в это раннее время съёмка нам пока не очень нравилась - против солнца, оно уже давало о себе знать, поднявшись высоко, да и туман не совсем рассеялся, и большинство деталей пропадали в тумане.



По пути до следующей точки Серёга и Борис сняли электричку и грузовой под "Ермаком", ну а я решил пока не торопиться и снять всё самое интересное уже с самой точки, куда мы шли. Борис отлично знал этот участок, и мы довольно быстро нашли вторую точку, которая была почти идеальным местом для трейнспоттинга на этом участке. Точка располагалась на склоне горы прямо перед поворотом на мосты. Тут железная дорога шла зигзагом, и открывался красивый вид: горы на заднем плане, извивающаяся железка, два разных параллельных железнодорожных моста. К тому же железка далеко просматривалась, хоть и уходила там дальше за деревья. Поезд можно было определить задолго до его появления в поле зрения фотографа, и приготовиться к съёмке заранее. Минусы у этой точки, конечно, тоже были. Прям над нами был какой-то столб с линиями связи, ну или ещё какими-нибудь линиями, точно не скажу, и в верхнюю часть кадра он всё-таки попадал. Кроме того, с этой точки нельзя было снимать поезда со стороны Находки спереди, можно было снимать их только уходящими от нас. Ну и ладно. Зато по солнцу. Ясно одно: в пределах ближайшего десятка километров лучшей точки чем эта нам не найти. Некоторое время мы пробыли на этой точке и немного поснимали местный "траффик" :)



Но стоять на месте тоже было нельзя. Мы поставили цель всё же пройти за сегодняшний день эти восемнадцать километров, и поснимать с других точек тоже. Если они там есть. Ну с одной уже успели поснимать, значит и дальше могут быть интересные места. Мы спустились с горы и пошли вперёд вдоль путей. По дороге мы увидели интересную бабочку сине-зелёно-бирюзового цвета, которую сфотографировать с близкого расстояния было невозможно, и вылавливать и бегать за ней ни у кого из нас не получалось. Так мы потихоньку дошли до населённого пункта, перекусили мороженым, купленным в местном сельском магазинчике. Совсем рядом уже была станция Фридман, на которой на путях стоял грузовой под Ермаком. Ту же мы сняли и электричку, которая прошла на Партизанск.



На участке за Фридманом я снимал только дважды, в остальных местах склонов с фотографичными видами не было. Последний участок мне не особо запомнился - шли и шли себе вдоль железки, ничего особо не засняв, но идти по хорошей погоде и в небыстром темпе было приятно. В итоге мы дошли до о.п. 98-й километр, где стали ждать своей электрички. На этом этапе Борис от нас отделялся, и нам предстояло продолжать прохождение экспедиции вдвоём. А Борис дождался электрички на Находку и уехал домой...



А между тем электричка увозила нас всё дальше от Находки и всё ближе к Владивостоку. Участок Красноармейский - о.п. 98-й километр теперь позади, а впереди нам предстояло поснимать ещё на перегоне Тигровый - Анисимовка в вечернем свете уходившего дня... Мы высадились на станции о.п. 84-й километр, и неспроста: именно здесь, неподалёку от этой станции, железная дорога круто поворачивала, да ещё и с приличным уклоном. Здесь должны получиться эффектные кадры, ведь есть все условия для этого: хороший свет, на заднем плане будут горы, в том числе дальние, если снимать сверху! Ну и, конечно, главный объект съёмки получается снова на крутом повороте. Времени оставалось немного, и мы решили в первую очередь найти место для привала, расположиться там, а потом пойти поснимать поезда на перегоне перед тем, как солнце сядет за горизонт.

Сразу же за платформой мы заметили непротоптанную тропинку, по которой спустились с насыпи, и вышли на грунтовую дорогу. В этих местах поселений поблизости не было, лишь на расстоянии в несколько сотен метров и на другой стороне от железки были какие-то дома. А дорога, по которой мы шли, похоже, предназначалась для ВОХРовцев на ихних УАЗиках. Мы прошли по этой дороге немного вперёд в поисках ручья, и нашли бурный ручей, через который перейти было не так-то просто. Решили встать поблизости от ручья, но поначалу труднее всего было найти место под палатку и сухие дрова. Трава была по большей части мокрая, да и земля под ней тоже. До места палатки приходилось всё время перепрыгивать через большую лужу в траве. Но в остальном место классное мы нашли - в двух метрах от ручья, и почти полностью закрытое снаружи кустами от посторонних глаз. Серёга успел заметить интересных местных насекомых. Место безопасное и безлюдное. Здесь можно даже спокойно оставить вещи и уйти гулять на перегон, не боясь, что что-нибудь пропадёт. Ну, документы и деньги, конечно, лучше взять с собой :)



Мы оставили вещи, палатку, рюкзаки, взяли фотоаппараты, и поднялись наверх не через станцию, а напрямую, по склону, где проходила железка уже за поворотом. Трафик под вечер был уже слабый. Нам попался сначала синий ВЛ60, как будто тот же самый, который мы днём снимали, потом вниз прошла "сплотка" из "Ермаков" и ВЛ80. До захода солнца успела пройти электричка в сторону Анисимовки и грузовой под двумя 2ЭС5К в направлении Находки. Грузовой особенно классно получился с отблеском лучей солнца на корпусе...



В завершении нашего трейнспоттинга на этом участке вниз прошёл грузовой под двойным ВЛ80. И мы пошли спать, осторожно спускаясь вниз с крутой насыпи, и идя в направлении местонахождения нашей палатки... Завтра будет уже новый день... Завтра мы возвращаемся во Владивосток.

И СНОВА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

На следующее утро мы встали очень рано, было ещё темно за стенами палатки, я одел на себя много тёплой одежды, чтобы выбраться и при этом не начинать замерзать сразу. Кто его знает, сколько нужно будет простоять на платформе в ожидании электрички... С рюкзаками за плечами, мы прибыли на платформу раньше времени прибытия электрички, и ждали её ещё около получаса. За это время солнце уже начало подниматься и освещать горы своими первыми лучами... Мимо нас прошло несколько поездов, Серёга не удержался от возможности снять их на фоне гор, а я пока стоял и согревался, и уже хотел поскорее занять место в электричке до Владивостока. Наконец, электричка подошла. Так мы покинули это место...

Мы планировали вернуться во Владивосток, чтобы провести в городе целый день и осмотреть его основные достопримечательности. Как только мы прибыли на вокзал, первым делом мы оставили вещи в камере хранения и перекусили в ближайшей палатке пловом. К этому моменту я обнаружил, что деньги, которые я брал с собой на расходы, почти закончились, и мне пришлось просить родных об электронном денежном переводе из Москвы. Денег пока ещё хватало, и на ближайшие несколько дней должно было хватить по моим расчетам. У Серёги была тоже такая же ситуация.

А пока мы прошлись по Светланской улице, потом обратно в сторону местного "Арбата", спустились по нему до побережья. На море мы немного даже искупались, словно на морском курорте. И я вам скажу, ничем не хуже нашего Черноморского побережья, даже лучше - народу не так много. На обратном пути Серёга нашёл очень классную столовую, где еда стоила недорого, и поесть можно было как следует - первым, вторым и третьим, а не как в забегаловках. Эта столовая впоследствии стала основным нашим местом питания во Владивостоке.



Мы дошли до автовокзала и поехали на автобусе в другую часть города, туда, где располагался автовокзал, чтобы заранее узнать время отправления нужного автобуса и по возможности взять на него билеты. Всё это нужно было сделать чтобы быть готовыми к следующему этапу исследования Приморья - поездке в Хасанский район, да-да, именно тот самый Хасанский район, где Россия граничит с КНДР! На вокзале мы всё выяснили: автобус отходит вечером, нужно быть как штык здесь к назначенному времени. А пока у нас есть время посмотреть город.

Не успели мы далеко отойти от автовокзала, как увидели вертолёт-памятник. Конечно, я сразу полез на эстакаду снимать его, и Серёга присоединился к процессу "плейнспоттинга". Такую фотку никуда не выложишь из-за большого числа объектов переднего плана - столбов и заграждений, но пусть будет хоть для собственной коллекции. После съёмки вертолёта мы на автобусе проехали вглубь города на более высокую точку, чтобы оттуда продолжить путь пешком на самый верх - до смотровой площадки. По пути мы сняли интересного паука. Пауков таких больших размеров я видел впервые. Мы его застали за процессом обволакивания пойманного комара паутиной.



До смотровой площадки мы добирались по данным карты. Уже в самом верху мы не смогли пройти через дворы, и полезли прямо через ограждение с территории школы, и выбрались наверх. По пути до площадки мы снимали виды города сверху... Город на фоне моря... Что может быть красивее... Владивосток оставил у нас с самого начала самые приятные впечатления. За всю экспедицию по Дальнему востоку Владивосток остался моим любимым городом. Сверху было видно всё: и побережье, вдоль которого шла железка, и берег напротив острова Русский, и сам остров, и морской порт с военными кораблями. Чтобы запечатлеть детали острова с той точки, где мы были, пришлось даже залезть на деревянный столб связи. Позже мы уже сняли всё в более качественном виде, с самой смотровой площадки, здесь уже ничего лишнего в кадр не попадало.







Обратно вниз мы шли тоже пешком. После такой прогулки захотелось перекусить, тем более что до автобуса оставалось мало времени, и мы поспешили к нашей уже опробованной столовой. Оставалось немного времени до отправления автобуса в Хасанский район, поэтому мы в столовой не задерживались, нужно было скорее забирать вещи и двигать на автовокзал. Мы прошли к железнодорожному вокзалу мимо морского вокзала, забрали рюкзаки из камеры хранения, и поспешили к автобусам в город.

Серёга ещё хотел успеть снять фирменный поезд "Океан". Когда мы ездили по городу, он заприметил мост над железной дорогой, и поворот железки под мост, на котором можно было красиво снять поезд. Перед поездкой в Хасанский район мы решили съездить на точку, откуда можно будет снять "Океан" с Владивостоком на заднем плане. Мы всё рассчитали, проехали пару станций от вокзала на электричке, и вышли почти у нужного места. Оставалось лишь немного пройти через дворы, чтобы выйти на нужный склон холма. Серёга посматривал на часы и уже почти бегом добирался до точки, а я решил особо не спешить. Когда я дошёл то места, куда он убежал снимать, поезд уже прошёл, и Серёга пожаловался на прошедшую навстречу поезду кругломордую электричку, которая закрыла поезд и испортила тем самым задуманный кадр. Забегая вперёд, скажу, что мы снова вернулись на эту точку, и сняли снова этот поезд, но уже без электрички :)



Увы, но перед поездкой в Хасанский район всё складывалось не в нашу пользу... Все подъезжавшие к остановке автобусы до автовокзала не шли. В итоге уехать вовремя нам не удалось, и мы довольно поздно сели в нужный автобус. Как назло, автобус в лучших традициях Приморья шёл строго по расписанию и ждал на каждой остановке по две минуты, даже когда пассажиров на посадку не было. Так мы и приехали к автовокзалу по расписанию. Автобус, на котором мы собирались уехать в Хасанский район, уже ушёл минут за десять до того, как мы сюда добрались. Было обидно...

Появилась необходимость динамического планирования. Мы стали рассматривать различные варианты дальнейших действий, ведь нужно было решить проблему с ночёвкой. Ночевать пока попросту было негде. Варианты были самые разные: ночёвка на окраине города, поиск гостиницы или комнаты отдыха, и даже был вариант с ночёвкой возле аэропорта Кневичи. Но решилось всё в один миг, когда мы увидели рекламу комнаты отдыха. Дёшево и сердито. Решили позвонить и узнать условия, и сразу забронировали.

Хозяйка комнаты согласилась держать бронь лишь до определённого времени, к которому надо было ещё успеть дойти или доехать до комнаты отдыха. Но пока мы плутали по незнакомым улицам города, пока пытались найти троллейбус или автобус в нужную сторону, прошло немало времени. Последний троллейбус, который нам подходил, высадил крайних пассажиров, и на наших глазах уехал в автопарк... Мы приняли решение идти пешком. Пока мы шли, нам пришла в голову совсем другая мысль: а не забить ли на всё, и в целях экономии денег и времени не переночевать ли нам в палатке где-нибудь в безлюдном месте в черте города? Идея понравилась и мне, и Серёге. Так и порешили. Устроим сегодня привал прямо в черте города Владивостока.

Не каждый турист может рассказать вам историю о том, как он расставлял палатку в ста пятидесяти метрах от троллейбусной линии. Мы можем. С одной стороны, мы так поступили из-за отсутствия других вариантов. Варианты могли быть другие, но наиболее простой и попавшийся нам под руку вариант был именно с ночёвкой в городе. Мы уже немало прошли вдоль шоссе, которое вело из города в сторону области. За последними жилыми домами начинался лес, но город за лесом продолжался, и мы решили остановиться как раз в этом лесу, в самой безлюдной части в этом районе.

Мы остановились на обочине, приготовив наши налобные фонари. Серёга первым вошёл в лес, прошёл немного вглубь и оценил его как пригодный для ночёвки. Вслед за Серёгой вошёл и я, мы немного поднялись вверх по пологому склону, и нашли более-менее ровное место для палатки. Решили здесь и заночевать. Жаль что не сфотографировали на память такое место привала! Традиция нарушена. Ну что ж, со следующего привала фотка точно будет.



Утром мы неплохо выспались, и неспешно собрались. По дороге из леса нам снова попался здоровенный паук, на этот раз свет на него падал лучше, и я был доволен фотками с пауком, в отличие от прошлого раза. Наш автобус в Хасанский район уходил примерно в обед, а до этого времени мы успели приехать к столовой, перекусить там, и доехать до автовокзала. В долгожданный автобус мы сели на этот раз без опозданий. Здесь начинался очередной этап экспедиции в Приморье... Мы уезжали в места, отдалённые от цивилизации...

Авторы материалов: Банников Антон, Абрамкин Сергей